ОТ РЕДАКЦИИ. С 2013 по 2015 гг. известный коллекционер музыкальных носителей Олег Скворцов, в наше время — ведущий телеграм-канала «Правила хорошего музыкального вкуса», вёл в бумажном «Джаз.Ру» рубрику «История обложек джазовых пластинок». С прекращением регулярного выхода бумажного журнала в 2015 г. прекратилась и рубрика — а жаль! На новом историческом этапе автор и редакция решили вернуться к уже опубликованным материалам, сделать их доступными читателям сетевой версии «Джаз.Ру», а затем продолжить серию публикаций на том материале, который 10–12 лет назад ещё не был охвачен автором.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ: вступительное слово от Олега Скворцова | Эпизод I: Алекс Стайнвайсс | Эпизод II: Джим Флора | Эпизод III: Дэвид Стоун Мартин | Эпизод IV: Бёрт Голдблатт | Эпизод V: Рид Майлз | Эпизод VI: дизайн лейбла Prestige | Эпизод VII: дизайн лейбла Riverside Records | Эпизод VIII: дизайн Verve Records

Эшли Кан, автор книги «Дом, который построил Трейн», во вступлении к своему труду охарактеризовал лейбл Impulse! шестью словами: «Оранжевый и чёрный, огонь и ebony (чёрное дерево. — Авт.), ярость и гордость». За относительно короткий период существования этой компании грамзаписи, с 1961 по 1976 год, она выпускала записи, полностью подпадающие под это ёмкое и контрастное определение.
Основные цвета лейбла — действительно, оранжевый и чёрный (особенно заметные, когда корешки пластинок Impulse! Records выстроены на полке в ряд) — прекрасно подходили к музыке, которая была записана на пластинках «Импульса!», и визуально позволяли идентифицировать лейбл в ряду других ведущих джазовых лейблов 60-х: Verve, Blue Note, Prestige, Riverside, Columbia, Atlantic.
Высокое качество полиграфии и плотные ламинированные обложки с разворотом (gatefold, или «альбомные», как у нас говорили) также работали на создание образа лейбла как солидного и профессионального музыкального издательства. Картину дополнял слоган: «The New Wave Of Jazz Is On Impulse!» («Новая волна джаза на лейбле Impulse!»). Ещё раз нужно подчеркнуть роль черно-оранжевых корешков конвертов, которые выделяли пластинки лейбла на полке. Недаром на обложки книги Эшли Кана им отведено особое место.
Можно выделить три основных периода в истории Impulse! Records.
Первый охватывает всего шесть первых релизов, вышедших в 1961 году. Их продюсировал будущий создатель лейбла CTI Крид Тейлор, работавший ранее на лейблах Bethlehem и ABC-Paramount и зарекомендовавший себе как яркий инноватор на рынке. Среди этих шести необходимо выделить «Out of Cool» аранжировщика и бэндлидера Гила Эванса, «The Blues and the Abstract Truth» композитора и аранжировщика Оливера Нельсона и пластинку саксофониста Джона Колтрейна «Africa/Brass». Эти записи сразу поставили Impulse! в число ведущих джазовых лейблов и заложили элементы дизайна, которые ещё несколько лет четко выделяли релизы лейбла на полках магазинов.
Второй период — это записи 1961–67 гг., которые продюсировал Боб Тиэл (Bob Thiele; кстати, в СССР одна из этих записей, пластинка «The Artistry of Freddie Hubbard», выходила по лицензии на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия»).

В этом периоде я особенно выделил бы 1963–67 годы, интервал, который можно назвать «колтрейновским» — хотя в этот период на лейбле выходили не только альбомы Джона Колтрейна, но и записи других прекрасных музыкантов, среди которых были контрабасист и композитор Чарлз Мингус, саксофонисты Сонни Роллинз, Арчи Шепп и другие звёзды джаза 60-х. 1967 и 68 годы прошли скорее под влиянием наследия Колтрейна, который умер летом 67-го, и отражали воздействие его погружения в авангард.

Третий период — с 1969, когда Боб Тиэл покинул лейбл, времена менялись, и «Импульс!» начал постепенно менять и расширять свою стилистику. Появляются более коммерчески ориентированные записи. Выходят пластинки таких музыкантов, как Ховард Робертс, Ахмад Джамал, Гато Барбьери, Кит Джарретт — но при этом компания продолжает выпускать и записи фри-джаза.
Пластинки были не только хорошо оформлены, но и прекрасно звучали — и это не удивительно, ведь за звук отвечал легендарный Руди Ван Гелдер, который записал в своей студии в Нью-Джерси львиную долю джазовых пластинок золотой эры джаза. Всё это делает сейчас оригинальный винил лейбла вожделенной находкой для коллекционеров.
Дизайн первых пластинок делал Роберт Флинн, но при активном обсуждении с продюсером Кридом Тейлором, который и позже (на Verve, A&M и CTI) уделял особое внимание дизайну и визуальной идентификации лейбла. В работе участвовала женщина-дизайнер (а в джазе таких примеров немного), главным местом работы которой была компания ABC-Paramaunt — Фран Скотт: до 1960 года она была супругой кларнетиста Тони Скотта, а позднее была известна как Фран Аттауэй. К созданию «айдентики», как теперь говорят — визуального стиля и своего рода фирменного бренд-бука лейбла — причастны трое: Крид Тейлор, как первый руководитель лейбла, и дизайнеры Роберт Флинн и Фрэн Скотт (Аттауэй). Фотографии для обложек лейбла делали Чарлз Стюарт, Питер Тёрнер, Рой Декарава и Арнольд Ньюман.
Портретист Ньюман родился в Нью-Йорке в 1918 году и работал как фрилансер с такими изданиями, как Time, Life и Newsweek. Кстати, одной из его известных работ был портрет Игоря Стравинского.
Чарлз Стюарт работал преимущественно в индустрии джаза и был одним из востребованных и известных фотографов в этом направлении.
О фотографе Питере Тёрнере мы позже поговорим отдельно: он много сотрудничал с Кридом Тейлором не только на Impulse!, но и на Verve и CTI.

Перейдём теперь к наиболее интересным и запоминающимся обложкам на лейле. Первая пластинка тромбонистов Джей Джей Джонсона и Кая Уиндинга «The Great J.J. & Kai» (каталожный номер A-1) 1960 года во многом определила лицо лейбла. Автором дизайна был Роберт Флинн, фото сделал Арнольд Ньюман. Яркие и контрастные цвета, стильное сочетание фотографии и шрифтов — всё это стало характерным и для последующих работ лейбла.
Четвёртым релизом лейбла (номер А-4, 1961) была хрестоматийная запись оркестра Гила Эванса «Out Of The Cool». Дизайн и фото выполнили те же Флинн и Ньюман. И вновь яркие цвета шрифтов на тёмном фоне с неожиданным разрывом картона или другого материала с сидящим на высоком стуле Эвансом.

Следующей работой Крида Тейлора на лейбле стала также важнейшая для истории джаза пластинка Оливера Нелсона «The Blues and the Abstract Truth» (A-5). И вновь дизайн обложки делал Флинн, а вот фото — Пит Тёрнер, с которым Тейлор много работал до конца 70-х годов. В этом варианте нет фотографии Нелсона: абстрактная обложка на контрасте левой и правой половины, в соответствии с названием пластинки.

Следующий тираж пластинки вышел, кстати, с новой обложкой, на которой уже было фото музыканта авторства Чарлза Стюарта (дизайн — также Роберт Флинн). Обложки разные, но сложно сказать, какая лучше: каждая по-своему замечательна.

Последней работой Тейлора на лейбле стала запись Джона Колтрейна «Africa/Brass» (A-6, 1961). Дизайнер Роберт Флинн использовал фото Теда Расселла. Обратите внимание, как подсвечены лицо и фигура Колтрейна, и как это сочетается с цветами шрифтов; как удачно расположена надпись, создавая визуальное дополнение позе музыканта с саксофоном.

Эти ранние релизы заложили концепцию, музыкальное направление и принципы оформления пластинок Impulse!. Из последующих релизов лейбла я бы выделил ещё несколько ярких и интересных работ.
Очень динамичная и живая работа, несмотря на, казалось бы, «смазанное» фото: «Coltrane Live at Birdland» (A-50, 1963), дизайн — Флинн, фото — Джо Алпер.

На контрасте к ней — «тёплая», почти пастельная обложка к пластинке Чарлза Мингуса «Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus» (A-54, 1963, те же дизайнер и фотограф).

В конце 60-х дизайн уже начинает отличаться от стилистики «канонических» работ лейбла, пример — пластинка Арчи Шеппа «The Magic of Ju-Ju» с черепом (A-9154, 1967, дизайн и рисунок — Алан Уинстон, фото — Уильям А. Леви). Пожалуй, это одна из самых запоминающихся обложек лейбла.

Или вот в почти «хипповом» стиле — пластинка Алберта Айлера «Albert Ayler in Greenwich Village» (A-9155, 1967). Дизайн — Роберт и Барбара Флинн, фото — Чарлз Стюарт.

Ещё одна примечательная пластинка саксофониста Арчи Шеппа, вышедшая в «бунтарском» 1968 году — «The Way Ahead», A-9170. Снова дизайн супружеской пары Флиннов — прекрасная графическая работа, построенная на сочетании шрифтов и красок.

Интересный момент. Изначально оборотная стороны конверта была выполнена в минималистично-плакатном стиле: номер, исполнитель, название, логотип и слоган.

Но пластинки были запечатаны, вся основная информация — треки, состав музыкантов — были на внутренних сторонах конверта. Поэтому с 44 номера (A-44) дизайн обратной стороны претерпел изменения и на нем появилась дополнительная информация, столь полезная при покупке пластинки.

С начала 1970-х фирменный стиль лейбла начал теряться, визуальная идентичность порою просто исчезала. Но нельзя не отметить, что было немало ярких и интересных работ. В виде примера пластинка скрипача Майкла Уайта «The Land Of Spirit And Light» (AS 9241) 1973 года.

После 1976 новых релизов на лейбле не выходило, но владевшая им в то время корпорация ABC продолжала переиздавать на нём старые записи и не выходивший ранее материал, пока в 1979 г. лейбл не была продан компании MCA Records. В настоящее время каталог лейбла через конгломерат Verve Music Group принадлежит группе компаний Universal Music Group.
Литература:
- Ashley Kahn. «The House That Trane Built. The Story of Impulse Records», W.W.Norton & Company, 2006
- Ashley Kahn. Обширная статья в буклете 4-дискового CD-сборника «First Impulse: The Creed Taylor Collection», Verve / UMG, 2011
Полезные ссылки:
- Александр Яковлев «Impulse! дизайн в лицах»
- Страница лейбла на маркетплейсе Discogs (встречаются ошибки)