Каждый месяц с сентября 2025 по май 2026 гг. Московский концертный зал «Зарядье» представляет концерты нового музыкально-просветительского концертного цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым». В цикле концертов с комментариями музыкального журналиста и историка джаза Кирилла Мошкова каждый из девяти вечеров представляет целую эпоху: от истоков джаза — к диксиленду, свингу, бибопу. Чем дальше, тем ближе к сегодняшнему дню: отдельные концерты представят латин-джаз, кул-джаз, модальный джаз, фри-джаз, кроссовер и фьюжн. В каждом концерте участвуют известные российские джазовые коллективы, вместе с которыми автор цикла сформировал программы концертов.
11 декабря, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Бибоп»: Виктория Каунова и квартет Ильи Морозова | КУПИТЬ БИЛЕТ
К концу Второй Мировой войны американский джаз оказался в совершенно новой реальности. Изменился мир, изменилось общество, изменилась экономика. Подорожал бензин, и сразу стало невыгодно возить большие оркестры на длительные гастроли по танцевальным залам, да и музыка на танцах звучала уже совсем другая. А тут ещё забастовка профсоюза музыкантов и новый налог на танцы в нью-йоркских увеселительных заведениях… Эра свинга подошла к финалу. Молодые музыканты нового поколения стремились создавать что-то новое, что-то захватывающее. Они больше не хотели играть на танцах — они рвались на концертные сцены, где стремились играть непростую, новаторскую джазовую музыку. Они надеялись, что их музыку будут уважать, что она станет уже не развлекательным бизнесом, а настоящим музыкальным искусством…

Самое удивительное, что поколению джазменов 1940-х гг. это удалось. Произошла подлинная революция в джазе! Новый стиль — бибоп — родился на джемах в крошечных гарлемских клубах, куда музыканты съезжались глубокой ночью опробовать друг на друге, почти что без публики, свои головоломные идеи. Но уже через пару лет новаторский «современный» джаз — модерн-джаз, так называли его сами музыканты — зазвучал по радио и вырвался на самые престижные мировые сцены. Боперы слушали не только джаз, но и Бартока, Хиндемита, Вареза, Стравинского. Глубоко чувствуя и блюз, и современную академическую музыку, они стремились объединить свой опыт джазовых импровизаторов и напряжённое внимание к достижениям музыкального модернизма. Однако боперы продолжали работать внутри жестокого мира шоу-бизнеса, а эта парадигма не так-то легко поддавалась изменениям. Первопроходец бибопа, саксофонист Чарли Паркер (1920–1955), пал жертвой саморазрушительного образа жизни — и, казалось, бибоп умер вместе с ним. Но новаторство бибопа легло в основание новых стилей «модерн-джаза»: из его корней выросли кул-джаз, хардбоп, модальный джаз и другие быстро разраставшиеся молодые ветви могучего джазового древа. Даже ближайший соратник Паркера, трубач Диззи Гиллеспи (1917–1993), уже после окончания эры бопа продолжал творчески развивать джазовую эстетику, объединяя стили и культуры. Впереди были новые этапы развития джазового искусства, но у них не было бы перспектив, если бы в их фундамент в середине 1940-х не легли открытия революционеров бибопа.

Яркая джазовая певица Виктория Каунова и виртуозный саксофонист Илья Морозов, солист Московского джазового оркестра п/у Игоря Бутмана — партнёры и на сцене, и в жизни. Уже более 10 лет они показывают сильные совместные проекты на российских джазовых фестивалях, совместно выпустили три альбома на Butman Music Records — «The First!» (2016), «Christmas Wish» (2020) и самый новый, полностью авторский, да ещё и на русском языке: «Размышления» (2025). Но есть у них и целый ряд тематических программ, посвящённых разным эпохам в истории джаза. И эра бибопа занимает среди них очень важное место! Музыканты особое внимание уделяют так называемым «контрафактам» — мелодиям, написанным бибоперами на аккордовые последовательности более ранних джазовых тем: в программу четвёртой встречи цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым» включён целый блок номеров, в которых музыканты показывают, как из старого джазового стандарта творцы бибопа делали совершенно новую пьесу.
Считается, что играть бибоп в чистом виде в XXI столетии — удел либо студентов, которые обязаны освоить достижения «революции 1940-х», либо ностальгирующих традиционалистов. Но Виктория Каунова и квартет Ильи Морозова доказывают, что этой музыке ещё рановато на музейные полки: бибоп жив!
Состав на 11 декабря 2025: Виктория Каунова — вокал; Илья Морозов — сопрано-саксофон, альт-саксофон, флейта; Андрей Марухин — фортепиано; Полина Белан — контрабас; Омар Саидов — ударные
Рассказчик — Кирилл Мошков, главный редактор и издатель журнала и интернет-портала «Джаз.Ру» (Москва), с 2018 г. также соучредитель и директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 г. параллельно с исследовательской и публицистической деятельностью Кирилл Мошков преподаёт курс «История стилей музыкальной эстрады» в Академии джаза (Москва). Автор книг «Индустрия джаза в Америке. XXI век» (2008, переиздание 2013), «Блюз. Введение в историю» (2010, семь переизданий), «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (2023) и др. Сценарист полнометражного документального фильма «Джаз 100» (2022), куратор выставок по истории отечественного джаза в Музее Москвы (2019) и Российском национальном музее музыки (2022–2023).
11 ноября, Московский концертный зал «Зарядье», Малый зал, 19:00 | КУПИТЬ БИЛЕТ
ВИДЕО: квартет Ильи Морозова играет бибоп на I Московском джазовом фестивале (2022)



