Четвёртая встреча цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым» в Зарядье

0
Илья Морозов и Виктория Каунова
Илья Морозов и Виктория Каунова
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Каждый месяц с сентября 2025 по май 2026 гг. Московский концертный зал «Зарядье» представляет концерты нового музыкально-просветительского концертного цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым». В цикле концертов с комментариями музыкального журналиста и историка джаза Кирилла Мошкова каждый из девяти вечеров представляет целую эпоху: от истоков джаза — к диксиленду, свингу, бибопу. Чем дальше, тем ближе к сегодняшнему дню: отдельные концерты представят латин-джаз, кул-джаз, модальный джаз, фри-джаз, кроссовер и фьюжн. В каждом концерте участвуют известные российские джазовые коллективы, вместе с которыми автор цикла сформировал программы концертов.

11 декабря, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Бибоп»: Виктория Каунова и квартет Ильи Морозова | КУПИТЬ БИЛЕТ

К концу Второй Мировой войны американский джаз оказался в совершенно новой реальности. Изменился мир, изменилось общество, изменилась экономика. Подорожал бензин, и сразу стало невыгодно возить большие оркестры на длительные гастроли по танцевальным залам, да и музыка на танцах звучала уже совсем другая. А тут ещё забастовка профсоюза музыкантов и новый налог на танцы в нью-йоркских увеселительных заведениях… Эра свинга подошла к финалу. Молодые музыканты нового поколения стремились создавать что-то новое, что-то захватывающее. Они больше не хотели играть на танцах — они рвались на концертные сцены, где стремились играть непростую, новаторскую джазовую музыку. Они надеялись, что их музыку будут уважать, что она станет уже не развлекательным бизнесом, а настоящим музыкальным искусством…

Первопроходец бибопа альт-саксофонист Чарли Паркер и юный, никому ещё не известный трубач Майлз Дэйвис в нью-йоркском клубе Three Deuces, 1947 (photo © William P. Gottlieb)
Первопроходец бибопа альт-саксофонист Чарли Паркер и юный, никому ещё не известный трубач Майлз Дэйвис в нью-йоркском клубе Three Deuces, 1947 (photo © William P. Gottlieb)

Самое удивительное, что поколению джазменов 1940-х гг. это удалось. Произошла подлинная революция в джазе! Новый стиль — бибоп — родился на джемах в крошечных гарлемских клубах, куда музыканты съезжались глубокой ночью опробовать друг на друге, почти что без публики, свои головоломные идеи. Но уже через пару лет новаторский «современный» джаз — модерн-джаз, так называли его сами музыканты — зазвучал по радио и вырвался на самые престижные мировые сцены. Боперы слушали не только джаз, но и Бартока, Хиндемита, Вареза, Стравинского. Глубоко чувствуя и блюз, и современную академическую музыку, они стремились объединить свой опыт джазовых импровизаторов и напряжённое внимание к достижениям музыкального модернизма. Однако боперы продолжали работать внутри жестокого мира шоу-бизнеса, а эта парадигма не так-то легко поддавалась изменениям. Первопроходец бибопа, саксофонист Чарли Паркер (1920–1955), пал жертвой саморазрушительного образа жизни — и, казалось, бибоп умер вместе с ним. Но новаторство бибопа легло в основание новых стилей «модерн-джаза»: из его корней выросли кул-джаз, хардбоп, модальный джаз и другие быстро разраставшиеся молодые ветви могучего джазового древа. Даже ближайший соратник Паркера, трубач Диззи Гиллеспи (1917–1993), уже после окончания эры бопа продолжал творчески развивать джазовую эстетику, объединяя стили и культуры. Впереди были новые этапы развития джазового искусства, но у них не было бы перспектив, если бы в их фундамент в середине 1940-х не легли открытия революционеров бибопа.

Полина Белан, Илья Морозов, Андрей Марухин, Виктория Каунова, Омар Саидов
Полина Белан, Илья Морозов, Андрей Марухин, Виктория Каунова, Омар Саидов

Яркая джазовая певица Виктория Каунова и виртуозный саксофонист Илья Морозов, солист Московского джазового оркестра п/у Игоря Бутмана — партнёры и на сцене, и в жизни. Уже более 10 лет они показывают сильные совместные проекты на российских джазовых фестивалях, совместно выпустили три альбома на Butman Music Records — «The First!» (2016), «Christmas Wish» (2020) и самый новый, полностью авторский, да ещё и на русском языке: «Размышления» (2025). Но есть у них и целый ряд тематических программ, посвящённых разным эпохам в истории джаза. И эра бибопа занимает среди них очень важное место! Музыканты особое внимание уделяют так называемым «контрафактам» — мелодиям, написанным бибоперами на аккордовые последовательности более ранних джазовых тем: в программу четвёртой встречи цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым» включён целый блок номеров, в которых музыканты показывают, как из старого джазового стандарта творцы бибопа делали совершенно новую пьесу.

Считается, что играть бибоп в чистом виде в XXI столетии — удел либо студентов, которые обязаны освоить достижения «революции 1940-х», либо ностальгирующих традиционалистов. Но Виктория Каунова и квартет Ильи Морозова доказывают, что этой музыке ещё рановато на музейные полки: бибоп жив!

Состав на 11 декабря 2025: Виктория Каунова — вокал; Илья Морозов — сопрано-саксофон, альт-саксофон, флейта; Андрей Марухин — фортепиано; Полина Белан — контрабас; Омар Саидов — ударные

Рассказчик — Кирилл Мошков, главный редактор и издатель журнала и интернет-портала «Джаз.Ру» (Москва), с 2018 г. также соучредитель и директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 г. параллельно с исследовательской и публицистической деятельностью Кирилл Мошков преподаёт курс «История стилей музыкальной эстрады» в Академии джаза (Москва). Автор книг «Индустрия джаза в Америке. XXI век» (2008, переиздание 2013), «Блюз. Введение в историю» (2010, семь переизданий), «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (2023) и др. Сценарист полнометражного документального фильма «Джаз 100» (2022), куратор выставок по истории отечественного джаза в Музее Москвы (2019) и Российском национальном музее музыки (2022–2023).
11 ноября, Московский концертный зал «Зарядье», Малый зал, 19:00КУПИТЬ БИЛЕТ

ВИДЕО: квартет Ильи Морозова играет бибоп на I Московском джазовом фестивале (2022)

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя