Пятая встреча цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым» в Зарядье: латин-джаз!

0
Жоандер Сантос, Алексей Заволокин, Овер Серрано (фото: Наталья Кравченко)
Жоандер Сантос, Алексей Заволокин, Овер Серрано (фото: Наталья Кравченко)
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Каждый месяц с сентября 2025 по май 2026 гг. Московский концертный зал «Зарядье» представляет концерты нового музыкально-просветительского концертного цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым». В цикле концертов с комментариями музыкального журналиста и историка джаза Кирилла Мошкова каждый из девяти вечеров представляет целую эпоху: от истоков джаза — к диксиленду, свингу, бибопу. Чем дальше, тем ближе к сегодняшнему дню: отдельные концерты представят латин-джаз, кул-джаз, модальный джаз, фри-джаз, кроссовер и фьюжн. В каждом концерте участвуют известные российские джазовые коллективы, вместе с которыми автор цикла сформировал программы концертов.

15 января 2026, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Латин-джаз»: Жоандер Сантос и его ансамбль | КУПИТЬ БИЛЕТ

1940-е годы в истории джаза — не только эпоха бибопа: это ещё и время прихода в джаз новых ритмов и мелодий, рождённых за пределами США. Музыканты из Латинской Америки приезжали в большие города Соединённых Штатов работать ещё до Второй Мировой войны: по сравнению со сценой небогатых стран Центральной и Южной Америки, в Штатах щедро платили. Однако эти музыканты оставались на положении музыкальной экзотики: идут американцы в мексиканский ресторан — значит, там будет звучать мексиканская традиционная музыка в исполнении ансамбля марьячи, идут в кубинский — там играют кубинцы в составе традиционного ансамбля «конхунто» или «банда», исполняющего модные на то время кубинские ритмы — румба, дансон, мамбо, ча-ча-ча. В Нью-Йорке даже джазовые музыканты не считали для себя зазорным поиграть «на подмене» в модных оркестрах кубинской или пуэрториканской танцевальной музыки: заработок есть заработок. И вот в 1946 г. первопроходец бибопа, трубач Джон Бёркс «Диззи» Гиллеспи, собирает собственный биг-бэнд, в котором стремится объединить новаторскую виртуозность бибопа и плотность звучания свингового оркестра. Год спустя он вводит в состав кубинского перкуссиониста Чано Посо — и с этого начинается развитие нового стиля, который сам Диззи именует «кубоп» (Куба+бибоп), а в историю он входит как «афрокубинский джаз», музыка, в которой джазовая фактура развивается на совершенно новом для джаза ритмическом основании — кубинской остинатной (повторящейся) фигурации «клаве», которая происходит от ритмов Чёрной Африки.

Чано Посо и Диззи Гиллеспи изучают латиноамериканские ритмы в гримёрке, 1947
Чано Посо и Диззи Гиллеспи изучают латиноамериканские ритмы в гримёрке, 1947

Тем временем американский джаз вторгается в традиционную музыку стран Центральной и Южной Америки, где на стыке местных ритмов и североамериканской джазовой фразеологии рождаются новые стили. Так, в Бразилии джазовая гармония сливается с популярными местными ритмами музыки самба, и на рубеже 1950-х — 60-х гг. рождается босса-нова: дословно «новая шишка» или «новый бугорок», по смыслу же — «новая фишка». В самой Бразилии эта музыка занимает довольно небольшую нишу местного музыкального рынка: босса-нова — музыка изысканно городская, слишком интеллектуальная для широких масс. Но вот в Северной Америке она производит фурор. После того, как несколько американских джазменов посещают Бразилию с турами «джазовой дипломатии», новые ритмические и мелодические перспективы буквально ошеломляют их. Саксофонист Стэн Гетц записывает эпохальный виниловый диск с бразильскими музыкантами, который становится самым популярным джазовым альбомом первой половины 1960-х гг., и дальше джаз и бразильская эстрадная музыка идут уже рука об руку: звучания американской музыки обогащают популярную музыку Бразилии (MPB, Música Popular Brasileira), а бразильские ритмы и мелодии становятся частью выразительных средств американского джаза и эстрады. В современную эпоху в джазе широко и органично применяются ритмы и приёмы музыки и Кубы, и Бразилии, и множества других стран Латинской Америки.

На обложке эпохального альбома «Getz/Gilberto» (запись 1962, выпуск 1964) — историческое взаимодействия бразильских и американских музыкантов: вокалист Жуан Жильберту, композитор и пианист Антонио Карлос «Том» Жобим и джазовый саксофонист Стэн Гетц
На обложке эпохального альбома «Getz/Gilberto» (запись 1962, выпуск 1964) — историческое взаимодействия бразильских и американских музыкантов: вокалист Жуан Жильберту, композитор и пианист Антонио Карлос «Том» Жобим и джазовый саксофонист Стэн Гетц

Жоандер Сантос — бразильский мультиинструменталист (фортепиано, гитара, флейта, ударные), музыкант, композитор и вокалист, которого судьба привела в Россию и сделала своего рода послом бразильской музыкальной культуры в нашей стране. Выпускник одной из лучших музыкальных школ Латинской Америки — консерватории им. Карлоса де Кампоса в Сан-Паулу, Жоандер ещё студентом собрал собственную группу и выпустил первый альбом. В последующие годы выступал на лучших клубных и концертных площадках Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, участвовал в международных конкурсах и фестивалях, гастролировал по Латинской Америке, Европе и Африке. Последователь Жуана Жильберту и Антонио Карлоса Жобима, Сантос специализируется на бразильском джазе, прежде всего стиле босса-нова — прогрессивной городской музыке, которая выросла в 1950-60-е годы на скрещении бразильских ритмов самба и байяу с американским джазом. А перкуссионист его группы Овер Серрано — такой же посол латиноамериканской музыки в России, только не из Бразилии, а с Кубы: выпускник консерватории им. Эстебана Саласа, он живёт в России уже почти десять лет и играет во множестве эстрадных и джазовых составов.

Жоандер Сантос (фото: Наталья Кравченко, 2025)
Жоандер Сантос (фото: Наталья Кравченко, 2025)

Состав на 15 января 2026: Жоандер Сантос — гитара, вокал; Алексей Заволокин — бас; Алексей Денисов — барабаны; Сергей Баулин — тенор-саксофон; Овер Серрано — перкуссия

Рассказчик — Кирилл Мошков, главный редактор и издатель журнала и интернет-портала «Джаз.Ру» (Москва), с 2018 г. также соучредитель и директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 г. параллельно с исследовательской и публицистической деятельностью Кирилл Мошков преподаёт курс «История стилей музыкальной эстрады» в Академии джаза (Москва). Автор книг «Индустрия джаза в Америке. XXI век» (2008, переиздание 2013), «Блюз. Введение в историю» (2010, семь переизданий), «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (2023) и др. Сценарист полнометражного документального фильма «Джаз 100» (2022), куратор выставок по истории отечественного джаза в Музее Москвы (2019) и Российском национальном музее музыки (2022–2023).
15 января 2026, Московский концертный зал «Зарядье», Малый зал, 19:00КУПИТЬ БИЛЕТ

ВИДЕО: Жоандер Сантос исполняет попурри на темы популярных номеров босса-новы начала 1960-х гг.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя