Каждый месяц с сентября 2025 по май 2026 гг. Московский концертный зал «Зарядье» представляет концерты нового музыкально-просветительского концертного цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым». В цикле концертов с комментариями музыкального журналиста и историка джаза Кирилла Мошкова каждый из девяти вечеров представляет целую эпоху: от истоков джаза — к диксиленду, свингу, бибопу. Чем дальше, тем ближе к сегодняшнему дню: отдельные концерты представят латин-джаз, кул-джаз, модальный джаз, фри-джаз, кроссовер и фьюжн. В каждом концерте участвуют известные российские джазовые коллективы, вместе с которыми автор цикла сформировал программы концертов.
15 января 2026, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Латин-джаз»: Жоандер Сантос и его ансамбль | КУПИТЬ БИЛЕТ
1940-е годы в истории джаза — не только эпоха бибопа: это ещё и время прихода в джаз новых ритмов и мелодий, рождённых за пределами США. Музыканты из Латинской Америки приезжали в большие города Соединённых Штатов работать ещё до Второй Мировой войны: по сравнению со сценой небогатых стран Центральной и Южной Америки, в Штатах щедро платили. Однако эти музыканты оставались на положении музыкальной экзотики: идут американцы в мексиканский ресторан — значит, там будет звучать мексиканская традиционная музыка в исполнении ансамбля марьячи, идут в кубинский — там играют кубинцы в составе традиционного ансамбля «конхунто» или «банда», исполняющего модные на то время кубинские ритмы — румба, дансон, мамбо, ча-ча-ча. В Нью-Йорке даже джазовые музыканты не считали для себя зазорным поиграть «на подмене» в модных оркестрах кубинской или пуэрториканской танцевальной музыки: заработок есть заработок. И вот в 1946 г. первопроходец бибопа, трубач Джон Бёркс «Диззи» Гиллеспи, собирает собственный биг-бэнд, в котором стремится объединить новаторскую виртуозность бибопа и плотность звучания свингового оркестра. Год спустя он вводит в состав кубинского перкуссиониста Чано Посо — и с этого начинается развитие нового стиля, который сам Диззи именует «кубоп» (Куба+бибоп), а в историю он входит как «афрокубинский джаз», музыка, в которой джазовая фактура развивается на совершенно новом для джаза ритмическом основании — кубинской остинатной (повторящейся) фигурации «клаве», которая происходит от ритмов Чёрной Африки.

Тем временем американский джаз вторгается в традиционную музыку стран Центральной и Южной Америки, где на стыке местных ритмов и североамериканской джазовой фразеологии рождаются новые стили. Так, в Бразилии джазовая гармония сливается с популярными местными ритмами музыки самба, и на рубеже 1950-х — 60-х гг. рождается босса-нова: дословно «новая шишка» или «новый бугорок», по смыслу же — «новая фишка». В самой Бразилии эта музыка занимает довольно небольшую нишу местного музыкального рынка: босса-нова — музыка изысканно городская, слишком интеллектуальная для широких масс. Но вот в Северной Америке она производит фурор. После того, как несколько американских джазменов посещают Бразилию с турами «джазовой дипломатии», новые ритмические и мелодические перспективы буквально ошеломляют их. Саксофонист Стэн Гетц записывает эпохальный виниловый диск с бразильскими музыкантами, который становится самым популярным джазовым альбомом первой половины 1960-х гг., и дальше джаз и бразильская эстрадная музыка идут уже рука об руку: звучания американской музыки обогащают популярную музыку Бразилии (MPB, Música Popular Brasileira), а бразильские ритмы и мелодии становятся частью выразительных средств американского джаза и эстрады. В современную эпоху в джазе широко и органично применяются ритмы и приёмы музыки и Кубы, и Бразилии, и множества других стран Латинской Америки.

Жоандер Сантос — бразильский мультиинструменталист (фортепиано, гитара, флейта, ударные), музыкант, композитор и вокалист, которого судьба привела в Россию и сделала своего рода послом бразильской музыкальной культуры в нашей стране. Выпускник одной из лучших музыкальных школ Латинской Америки — консерватории им. Карлоса де Кампоса в Сан-Паулу, Жоандер ещё студентом собрал собственную группу и выпустил первый альбом. В последующие годы выступал на лучших клубных и концертных площадках Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, участвовал в международных конкурсах и фестивалях, гастролировал по Латинской Америке, Европе и Африке. Последователь Жуана Жильберту и Антонио Карлоса Жобима, Сантос специализируется на бразильском джазе, прежде всего стиле босса-нова — прогрессивной городской музыке, которая выросла в 1950-60-е годы на скрещении бразильских ритмов самба и байяу с американским джазом. А перкуссионист его группы Овер Серрано — такой же посол латиноамериканской музыки в России, только не из Бразилии, а с Кубы: выпускник консерватории им. Эстебана Саласа, он живёт в России уже почти десять лет и играет во множестве эстрадных и джазовых составов.

Состав на 15 января 2026: Жоандер Сантос — гитара, вокал; Алексей Заволокин — бас; Алексей Денисов — барабаны; Сергей Баулин — тенор-саксофон; Овер Серрано — перкуссия
Рассказчик — Кирилл Мошков, главный редактор и издатель журнала и интернет-портала «Джаз.Ру» (Москва), с 2018 г. также соучредитель и директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 г. параллельно с исследовательской и публицистической деятельностью Кирилл Мошков преподаёт курс «История стилей музыкальной эстрады» в Академии джаза (Москва). Автор книг «Индустрия джаза в Америке. XXI век» (2008, переиздание 2013), «Блюз. Введение в историю» (2010, семь переизданий), «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (2023) и др. Сценарист полнометражного документального фильма «Джаз 100» (2022), куратор выставок по истории отечественного джаза в Музее Москвы (2019) и Российском национальном музее музыки (2022–2023).
15 января 2026, Московский концертный зал «Зарядье», Малый зал, 19:00 | КУПИТЬ БИЛЕТ
ВИДЕО: Жоандер Сантос исполняет попурри на темы популярных номеров босса-новы начала 1960-х гг.



