Начав внутри своего основного лейбла ECM цикл пластинок New Series альбомом живого эстонского классика Арво Пярта «Tabula Rasa» (1984), продюсер Манфред Айхер провел черту между двумя типами записей своей компании – классической музыкой и джазом. Увы, простейший принцип разделения записей на указанные жанры с помощью клейма ECM New Series действует не всегда.
На последнем альбоме бразильского композитора и мультиинструменталиста Эгберто Жисмонти «SAUDAÇÕES» (ECM2082/83) значка «Новой серии» нет, но это не джаз. Первый диск двойного альбома занимает семичастная симфония «Sertoes Veredas – tributo a miscigenacio», которую исполняет кубинский женский камерный оркестр под управлением Зинаиды Ромеу. Айхер говорит, что оркестр был выбран лично Жисмонти, который сильно любит кубинок – странное увлечение для человека, живущего в окружении бразильянок. О вкусах, конечно, не спорят, но можно обсудить социально-политический аспект выбора оркестра. Кто-то усмотрит в этом торжество кубинской революции, открывшей дорогу в искусство простой кубинкской труженице, а кто-то – способ выезжать с Острова Свободы на гастроли по несвободному западному миру. Но, как ни крути, а оркестр Зинаиды Ромеу должен удовлетворять всех: феминисток, озабоченное своим имиджем кубинское руководство, собственно оркестрантов, а главное – любителей музыки.
Говоря о последней, автор должен сказать, что его собственной музыкальной эрудиции не хватает на то, чтобы прочувствовать или опознать в симфонии бразильские фольклорные мотивы (от песен гаучо до ритуальной музыки индейцев), а также влияния Вивальди, Моцарта, Бетховена и Вила-Лобоса, о которых говорится в сопровождающем альбом буклете. Мне ее тревожная репетитивность порой напоминает Филипа Гласса, но лишь порой, поскольку 70-минутная симфония дала Жисмонти массу времени и места для создания многопланового, очень эмоционального и увлекательного музыкального полотна.
Второй диск в альбоме – 70-минутный дуэт Эгберто Жисмонти с сыном Александром, которые демонстрируют совершенно головокружительную гитарную технику и взаимопонимание, но музыка, которую они исполняют, опять же заставляет вспомнить не джаз, а классичеcкую гитару Андреса Сеговии.
Проблему с позиционированием артистов усугубил не только Манфред Айхер. Пианистка Карла Блэй выпустила под минувшее Рождество альбом «Carla’s Christmas Carols» (WATT/35), которые связаны с джазом разве что именем самой Карлы. Это – церковные гимны в исполнении духового квинтета берлинского тромбониста Эда Партики (Partyka Brass Quintet). К квинтеру присоединились Блэй на фортепиано и Стив Суоллоу на электробасе. И хотя это не джаз, саунд у оркестра стопроцентно «блэевский».
Что связывает Карлу Блэй с церковной музыкой, если, по словам махровой атеистки, единственный «религиозный» праздник, который она отмечает — Хеллоуин? Всё началось с шутки 40-летней давности – аранжировок гимнов для духовиков, собравшихся на новогоднюю вечеринку в нью-йоркском офисе Оркестра джазовых композиторов (Jazz Composers Orchestra). С тех пор Карла несколько раз возвращалась к гимнам, но работа никогда не получала развития из-за сезонности музыки и нежелания коллег работать на Рождественские праздники. В последние годы Карла работала при Эссенской филармонии и, когда плановые обязательства перед ней были выполнены, директор филармонии Майкл Кауфман предложил Карле сделать что-либо на свой вкус. Она тут же раскрыла папку с аранжировками гимнов. Кауфман познакомил ее с тромбонистом Эдом Партикой, который и собрал для проекта квинтет. Концерт первый раз исполнили в Эссене в декабре 2006 года, после чего Карла включила его в гастрольную программу декабря 2008 г. Альбом был записан в студии, за исключением двух последних композиций, записанных живьём в Берлине. Вышло – замечательно. Аллилуйя!
Информация интересная, лишь маленькое уточнение: тромбонист Эд Патрика, насколько я знаю, — американец, а живёт и работает в основном в Австрии, а не в Берлине.