«Триумф Джаза»-2010: репортаж из Клуба Игоря Бутмана

1
Александр Никитин (текст, фото) AN

Репортажи со всех дней фестиваля:
07.02, Дом Музыки
06.02, Дом Музыки
05.02, Клуб Игоря Бутмана
04.02, Клуб Игоря Бутмана

Первые четыре дня фестиваля «Триумф Джаза», уже десятого по счёту, проходили в московском Клубе Игоря Бутмана (3-6 февраля).
В первый вечер в клубе играл пианист Иван Фармаковский со своим квартетом, для участия в котором из Нью-Йорка прилетел барабанщик Дональд Эдвардс. Два других участника квартета — московские музыканты Антон Ревнюк (контрабас) и Дмитрий Мосьпан (тенор- и сопрано-саксофоны).
Второй фестивальный день 4 февраля открылся выступлением певицы из Лос-Анджелеса Кармен Ланди (Carmen Lundy). Компанию ей составила ритм-секция предыдущего вечера, то есть пианист Фармаковский, контрабасист Ревнюк и барабанщик Эдвардс.

Carmen Lundy
Кармен Ланди (фото: Александр Никитин)

Кармен Ланди — одна из самых интересных джазовых певиц современной Америки. Она выступает уже более тридцати лет. Об уровне её признания может говорить, например, тот факт, что, начиная с 2003 г. в Майами, на родине певицы, день 25 января официально отмечается как «день Кармен Ланди».
Будущая певица родилась в ноябре 1954 г. Она — старшая из семерых детей в семье (младший брат Кёртис тоже стал музыкантом, он играет на контрабасе и часто выступает вместе с Кармен). Знакомство с музыкой состоялось очень рано — мать девочки пела в госпел-группе «Евангельские певцы». С шести лет Кармен изучала игру на фортепиано, с 12 лет — начала петь в хоре, а несколько позже сделала выбор в пользу серьёзного занятия именно джазовым вокалом. Её основные ориентиры — Сара Воэн, Роберта Флэк, Дайон Уорвик, Арета Франклин, Элла Фицджеральд, Стиви Уондер.

Carmen Lundy
Кармен Ланди (фото: Александр Никитин)

Закончив Университет Майами, весной 1978 г. Кармен Ланди перебралась в Нью-Йорк и получила работу в биг-бэнде Мэла Льюиса и Теда Джонса. В 1980 г. она сформировала собственную группу, а в 1985 г. записала дебютный альбом. На её пластинках в основном звучит материал собственного сочинения. Тот факт, что за свою длительную карьеру Ланди написала порядка шестидесяти композиций, замечательно обыгрывает название одного из последних её релизов «Jazz and the New Songbook». Действительно, из такого количества песен вполне можно составить новый «песенник». Летом 2009 г. певица выпустила свой 11-й альбом «Solamente», на котором не только исполнила собственные композиции, но и сама сыграла на всех инструментах.
Carmen LundyКармен Ланди вообще обладает разносторонними талантами. Помимо собственно пения и сочинительства, она участвует в мюзиклах, проводит мастер-классы, пишет картины маслом. Художественные работы Ланди можно увидеть в крупных художественных галереях, а также в оформлении буклетов компакт-дисков.
В этот раз Кармен Ланди исполнила программу, приблизительно поровну состоящую из стандартов и авторских композиций. Прозвучали стандарты «Autumn Leaves», «Round Midnight», «Willow Weep For Me» и «Sophisticated Lady», а также собственные произведения певицы «When Lights Are Low» (босса-нова с нового альбома «Solamente», написанная под влиянием музыки Антонио Карлоса Жобима — не путать с одноименным хрестоматийным стандартом Бенни Картера!), «Lost At San-Rafael», «Show Me A Sign» (ещё одна вещь с нового альбома), «Better Luck Next Time» и «In Love Again». Стоит отметить не только великолепное пение Кармен Ланди, но и её способности драматической актрисы, ярче всего проявившиеся при исполнении баллад.

Lionel Loueke
Лионель Луэке

Если Ланди уже выступала в России («Ле Клуб», 2002), то следующие участники концерта — трио джазового гитариста и вокалиста Лионеля Луэке (Lionel Loueke) — приехали в нашу страну впервые.
Лионель Луэке родился в 1973 г. в западноафриканском государстве Бенин и прошёл вполне типичный для африканских музыкантов путь от бедности на родине до участия в самых престижных музыкальных группах в развитых странах. В 1990 г. Лионель переехал в Кот Д’Ивуар для обучения в местном Национальном Институте Искусства. Затем в 1994-98 гг. он учился в Париже в Американской школе современной музыки. Ну а далее — США, колледж Бёркли (1999-2000) и институт Телониуса Монка в Университете Южной Калифорнии (2001-2003).
В период обучения в США Лионель был замечен сразу несколькими выдающимися музыкантами. Он начинает играть в группе трубача Теренса Бланшарда (альбомы «Flow», «Bounce» и «Inside Man»). С пианистом Хэрби Хэнкоком Луэке сыграл на двух пластинках —  «River: The Joni Letters» и «Possibilities».  Вообще Луэке очень востребован как сайдмен — в его послужном списке более двадцати таких альбомов.
Но параллельно с этим гитарист развивает и собственную музыку. В последнее время дела Лионеля Луэке идут в гору. Третий по счёту сольный альбом «Karibu», вышедший весной 2008 г., стал для музыканта дебютным на престижном лейбле Blue Note.
С контрабасистом шведско-итальянского происхождения Массимо Бьолкатти (Massimo Biolcatti) и венгром Ференцом Неметом (Ferenc Nemeth) Лионель Луэке познакомился в период учебы в колледже Бёркли, и с тех пор эти музыканты играют вместе. Когда трио исполняет программу, составленную из музыки всех участников трио, эта группа называется Gilfema (в 2005 г. и в 2008 г. под таким названием вышли два альбома). Ну а когда трио исполняет музыку только Луэке, оно носит его имя.

Lionel Loueke Trio
Lionel Loueke Trio

На московском концерте трио Лионеля Луэке сыграло четыре развернутые композиции. Сначала прозвучал стандарт «I’ll Remember You», а затем три авторских пьесы Луэке — «Dream» (из первого сольного альбома 2005 г.«In a Trance»), «Seven Teens» (из дебютной пластинки на Blue Note «Karibu») и вещь из нового альбома «Mwaliko» — «Hide Life».

Lionel Loueke Trio
Lionel Loueke

Безусловно, ритмические африканские элементы присутствуют в музыке Луэке, но всё же в основном это вполне традиционный современный гитарный джаз. Луэке играет на настроенной ниже обычного электрогитаре с нейлоновыми струнами. Вокальное же искусство Луэке заключается не только, собственно, в пении, но и в имитации с помощью голоса различных звуков, щелчков и других эффектов, в результате чего получаются различные эффекты, например — дублирование соло.
Буквально на днях, 9 февраля, на Blue Note вышла новая сольная пластинка Лионеля Луэке «Mwaliko», составленная из дуэтов и трио, записанных разными составами. В альбом вошли традиционные африканские мелодии, джазовый стандарт Уэйна Шортера «Nefertiti» и несколько композиций Луэке. В двух треках альбома этого участвует ещё один модный ныне импровизирующий музыкант из Африки — камерунский басист и певец Ришар Бона.

Надо сказать, будним вечером четверга аншлага в клубе не наблюдалось. Но фестиваль только набирал обороты, и выступления хэдлайнеров были ещё впереди. Программа фестиваля «Триумф Джаза» в этом году была составлена таким образом, что каждый участник выступал дважды — сначала на клубной сцене, а потом в большом концертном зале. Так что с музыкантами, о которых шла речь в этом репортаже, любители джаза могли увидеться ещё и на большой сцене — трио Лионеля Луэке выступало в Светлановском зале ММДМ 6 февраля, а певица Кармен Ланди – 7-го.

Lionel Loueke Trio
Lionel Loueke Trio (фото: Александр Никитин)
реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.