Диана Кондрашина, фото: Владимир Коробицын |
Начало марта в Москве выдалось насыщенным на любопытные клубные мероприятия. Среди них можно выделить фестиваль «Битломания» (4-6 марта, клуб Игоря Бутмана), посвящённый, как нетрудно догадаться, музыке знаменитой «Ливерпульской четвёрки». Есть ли на свете другая поп- или рок-группа, наследие которой переигрывали бы с таким же рвением и энтузиазмом? Причём не только в поп- и рок-музыке. В джазе воспроизводить и осмыслять мелодии The Beatles начали ещё в 1964 году. Диапазон важнейших «продуктов» этого жанра в джазе простирается от «The Other Side of Abbey Road» Джорджа Бенсона (1969) до целых групп, специально собранных для переосмысления творчества The Beatles (например, Beatlejazz Дейва Кикоски и Брайана Мелвина). Видимо, темы Леннона-Маккартни-Харрисона — как бы ни относились мы к «оригиналу» — столь содержательны, что материал для аранжировок оказывается неисчерпаемым. Другой вопрос, как эти аранжировки оформить.
Фестиваль, прошедший в клубе Игоря Бутмана, представил всё разнообразие взглядов российских джазовых музыкантов на творчество The Beatles: недаром организаторы сознательно назвали мероприятие «Битломания» — на русский манер (на афишах было написано Beatlomania, хотя по-английски это явление называется Beatlemania).
В первый день на сцену клуба вышли представители молодого поколения, исполнительские качества которых, тем не менее, оспаривать не приходится. Positive Jazz Band — коллектив, который собрался для «Битломании» в обновлённом и расширенном составе, в принципе не мог не порадовать оригинальностью. В секстете (фортепьяно и флейта — Владимир Нестеренко, гитара — Александр Папий, контрабас — Макар Новиков, барабаны — Александр Машин, саксофон — Денис Швытов, труба — Виталий Головнёв) музыканты исполнили особо полюбившиеся песни «Битлз» в авторских аранжировках, насыщенных оригинальными приёмами и неочевидными ходами. С присущей ему долей развязности и драйва звучал рок-н-ролльный хит «I Saw Her Standing There» в аранжировке Дениса Швытова — здесь пригодились духовые. В интерпретации Владимира Нестеренко коллектив сыграл «Across The Universe» — балладу с последнего альбома The Beatles, написанную Джоном Ленноном за одну ночь: с большим упором на мэйнстрим, с поочерёдными соло музыкантов, среди которых особенно интересно звучала гитара Александра Папия, вносившая в традиционный музыкальный строй любопытные оттенки. Сами же аранжировки гитариста оказались непростыми: так коллектив исполнил «Eleanor Rigby» — одну из самых концептуальных и между тем «несвободных» для интерпретаций песен Битлз. Начав играть тему в очень медленной, грузной манере, музыканты вскоре перешли на мажорную фанковую ритмическую схему, которая в итоге вылилась в раскачивающийся блюз. Духовые (труба, альт-саксофон, флейта) играли меланхолично и растянуто, ритм-секция, звуча удивительно стройно и упруго для замысловатого переменного ритма, избранного Папием в качестве основы, тем не менее как-то отстранялась от солирующих голосов. Видимо, именно это внесло некоторый разлад в выступление Positive Jazz Band: интересные интерпретации, разнообразные в стилистическом смысле, звучали немного несыгранно, не до конца осознанно. Вероятно, проблема была лишь в сложности аранжировок, требующих большего количества репетиций.
Вообще надо сказать, что особенность — и особая прелесть — фестиваля «Битломания» как раз заключалась в этой спонтанности: без кропотливого заучивания, без методичной отработки приёмов музыканты вышли на сцену и показали весь свой потенциал. Что-то получилось, что-то не очень, зато сразу становился ясен уровень мастерства коллективов. А перед музыкантами стояла непростая задача: поймать грань между упрощёнными музыкальными формами и свободой, не превратить музицирование в джем. Несправедливо будет не отметить, что все участники фестиваля этот баланс нашли.
Каждый, тем не менее, по-разному. Коллектив The Simply Band, выступавший следом за Positive Jazz Band, продемонстрировал мощную, слаженную игру, хотя и по звуку, и по стилистике он ставил перед собой более простую задачу, чем предшественники. Владимир Нестеренко остался на сцене, к нему присоединились коллеги, среди которых уже довольно известные имена — барабанщик Артём Юрлов, солист биг-бэнда Игоря Бутмана саксофонист Константин Сафьянов, гитарист Сергей Коньков, басист Евгений Чистов и, наконец, приятное открытие вечера — вокалистка Полина Зизак, дочь барабанщика Эдуарда Зизака. Ребята подобрали песни с «размашистыми» вокальными партиями, в основном с альбомов «Rubber Soul» и «Revolver» — вроде «You Won’t See Me», «Taxman» и «Drive My Car». Последняя так вообще получилась интереснее оригинала, хотя музыканты не старались сильно его изменить. The Simply Band исполнили и две инструментальные композиции в аранжировке Владимира Нестеренко, среди которых опять оказалась «I Saw Her Standing There». Тем не менее, да простят меня участники коллектива, по-настоящему украшало их выступление присутствие на сцене Полины Зизак. Учитывая юный возраст вокалистки (которой нет и 17 лет!) и её явно видимый потенциал, остаётся только пожелать Полине усидчивости и удачи. Её имя ещё будет у всех на устах, вот увидите.
Второй день фестиваля снова начался в инструментальном ключе. Совсем недавно, а именно на фестивале «Триумф Джаза», пианист Иван Фармаковский и саксофонист Дмитрий Мосьпан показали, как свободно и уютно они ощущают себя на одной сцене. На этот раз к ним присоединились уже знакомые нам Макар Новиков (контрабас) и Александр Машин (барабаны), что, разумеется, внесло в звучание квартета свои коррективы. Машин с ходу задал приподнятый темп, так что все песни «Битлз» в авторской аранжировке Ивана Фармаковского прозвучали чрезвычайно энергично. Интерпретации Фармаковского оригинально передали целый спектр музыкальных жанров: так, «A Hard Day’s Night» была сыграна в свингующей манере, «Penny Lane» превратилась в вальс, «Can’t Buy Me Love» — в натуральный блюз, а в «Here Comes The Sun» музыканты небезынтересно обыграли типичные «битловские» приёмы в джазовом ключе с весомой ритмической основой, временами напоминающей классический рок. Но самой запоминающейся оказалась аранжировка «And I Love Her» — песни, которая и без того особо богата кавер-версиями (среди «перепевавших» джазовых вокалистов — Ширли Хорн, Сара Воэн, Дайана Кролл): проникновенная баллада была насыщена изысканными тональными переходами и обогащена утончённой фразировкой.
Во втором отделении на сцену вышли молодые музыканты Laya Bam Band — коллектива под руководством трубача Артёма Айвазяна. За голос отвечала певица Маргарита Позоян, более известная на российской сцене как Аришата: может, кому-то сразу вспомнится отборочный этап на конкурс «Евровидение» в прошлом году, в котором Маргарита принимала участие. Группа Laya Bam Band, безусловно, звучала совершенно по-другому, нежели то, что зрители увидели и услышали в первом отделении. В выступлении коллектива почти не было импровизаций, кроме редких солирующих партий духовой секции (труба, тенор- и сопрано-саксофоны). Тем не менее, достойно упоминания интересное соло бас-гитариста Дмитрия Белоусова, предваряющее композицию «Come Together». В рамках же собственного стиля группа выступила без пререканий: и под таким углом «Битлз» звучат хорошо.
Заключительный день фестиваля был посвящён старшему поколению джазовых мэтров. Секстет Германа Лукьянова — Игоря Бутмана, последний раз собиравшийся в 2005 году для совместных гастролей по США, по словам организаторов «Битломании», специально воссоединился ради выступления на фестивале. К слову сказать, это был единственный коллектив, который исполнял авторскую музыку наряду с песнями «Битлз». Секстет (Герман Лукьянов — альтгорн, Игорь Бутман — тенор-саксофон, Денис Швытов — сопрано- и альт-саксофон, Антон Баронин — фортепиано, Виталий Соломонов — контрабас и Эдуард Зизак — барабаны) сыграл три композиции авторства Германа Лукьянова и его же аранжировки песен «Eleanor Rigby», «Michelle», «Good Day Sunshine». Любопытно, как музыканты стабильно начинали с узнаваемой темы, но затем умело уходили в джазовую импровизацию: саксофоны и альтгорн Лукьянова вступали в один голос и вскоре «расходились» — по разным схемам: тенор и альт-саксофон могли вторить друг другу, в то время как альтгорн начинал играть нечто совершенно иное. Эти оригинальные диссонансы, а также мимолётные ссылки на основные темы композиций в соло каждого из участников секстета превращали аранжировки песен The Beatles из простых «интерпретаций в стиле хардбоп» в самодостаточные композиции.
Завершил фестиваль квартет гитариста Алексея Кузнецова, пропагандирующий более спокойную музыку, приближенную к соул-джазу 60-х. Большинство песен, сыгранных музыкантами, уже звучали на фестивале, но в интерпретации Алексея Кузнецова обрели иной характер: среди них «Can’t Buy Me Love», «A Hard Day’s Night», «And I Love Her». Первую часть своего выступления гитарист сыграл в трио, создав в клубе особую душевную атмосферу, затем к музыкантам неожиданно присоединился его менеджер Павел Козлов, который предстал перед публикой в роли вокалиста. Надо сказать, что это было смелое решение: квартет исполнил даже хрестоматийную «Yesterday», за которую взяться — уже почти подвиг. Но было бы странно, если бы всё-таки фестиваль музыки The Beatles прошёл без главных хитов английской группы.
Я знаю, что подобные фестивали — явление далеко не новое, но похвально, что именно такие события позволяют по-новому посмотреть на вещи, с которыми, казалось бы, уже всё ясно. Кажется, каждый человек, причастный к фестивалю «Beatlomania», стал ценить музыку «Битлз», даже если раньше относился к ней спокойно. И получается в итоге любопытное тождество: российские джазовые музыканты раскрыли многогранность этой музыки, а музыка — раскрыла многогранность таланта российских джазовых музыкантов.