BeatlOmaniaв клубе Игоря Бутмана: как это было

0
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Диана Кондрашина,
фото: Владимир Коробицын
DK

Начало марта в Москве выдалось насыщенным на любопытные клубные мероприятия. Среди них можно выделить фестиваль «Битломания» (4-6 марта, клуб Игоря Бутмана), посвящённый, как нетрудно догадаться, музыке знаменитой «Ливерпульской четвёрки». Есть ли на свете другая поп- или рок-группа, наследие которой переигрывали бы с таким же рвением и энтузиазмом? Причём не только в поп- и рок-музыке. В джазе воспроизводить и осмыслять мелодии The Beatles начали ещё в 1964 году. Диапазон важнейших «продуктов» этого жанра в джазе простирается от «The Other Side of Abbey Road» Джорджа Бенсона (1969) до целых групп, специально собранных для переосмысления творчества The Beatles (например, Beatlejazz Дейва Кикоски и Брайана Мелвина). Видимо, темы Леннона-Маккартни-Харрисона — как бы ни относились мы к «оригиналу» — столь содержательны, что материал для аранжировок оказывается неисчерпаемым. Другой вопрос, как эти аранжировки оформить.

 Фестиваль, прошедший в клубе Игоря Бутмана, представил всё разнообразие взглядов российских джазовых музыкантов на творчество The Beatles: недаром организаторы сознательно назвали мероприятие «Битломания» — на русский манер (на афишах было написано Beatlomania, хотя по-английски это явление называется Beatlemania).

реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

В первый день на сцену клуба вышли представители молодого поколения, исполнительские качества которых, тем не менее, оспаривать не приходится. Positive Jazz Band — коллектив, который собрался для «Битломании» в обновлённом и расширенном составе, в принципе не мог не порадовать оригинальностью. В секстете (фортепьяно и флейта — Владимир Нестеренко, гитара — Александр Папий, контрабас — Макар Новиков, барабаны — Александр Машин, саксофон — Денис Швытов, труба — Виталий Головнёв) музыканты исполнили особо полюбившиеся песни «Битлз» в авторских аранжировках, насыщенных оригинальными приёмами и неочевидными ходами. С присущей ему долей развязности и драйва звучал рок-н-ролльный хит «I Saw Her Standing There» в аранжировке Дениса Швытова — здесь пригодились духовые. В интерпретации Владимира Нестеренко коллектив сыграл «Across The Universe» — балладу с последнего альбома The Beatles, написанную Джоном Ленноном за одну ночь: с большим упором на мэйнстрим, с поочерёдными соло музыкантов, среди которых особенно интересно звучала гитара Александра Папия, вносившая в традиционный музыкальный строй любопытные оттенки. Сами же аранжировки гитариста оказались непростыми: так коллектив исполнил «Eleanor Rigby» — одну из самых концептуальных и между тем «несвободных» для интерпретаций песен Битлз. Начав играть тему в очень медленной, грузной манере, музыканты вскоре перешли на мажорную фанковую ритмическую схему, которая в итоге вылилась в раскачивающийся блюз. Духовые (труба, альт-саксофон, флейта) играли меланхолично и растянуто, ритм-секция, звуча удивительно стройно и упруго для замысловатого переменного ритма, избранного Папием в качестве основы, тем не менее как-то отстранялась от солирующих голосов. Видимо, именно это внесло некоторый разлад в выступление Positive Jazz Band: интересные интерпретации, разнообразные в стилистическом смысле, звучали немного несыгранно, не до конца осознанно. Вероятно, проблема была лишь в сложности аранжировок, требующих большего количества репетиций.

 Вообще надо сказать, что особенность — и особая прелесть — фестиваля «Битломания» как раз заключалась в этой спонтанности: без кропотливого заучивания, без методичной отработки приёмов музыканты вышли на сцену и показали весь свой потенциал. Что-то получилось, что-то не очень, зато сразу становился ясен уровень мастерства коллективов. А перед музыкантами стояла непростая задача: поймать грань между упрощёнными музыкальными формами и свободой, не превратить музицирование в джем. Несправедливо будет не отметить, что все участники фестиваля этот баланс нашли.

 Каждый, тем не менее, по-разному. Коллектив The Simply Band, выступавший следом за Positive Jazz Band, продемонстрировал мощную, слаженную игру, хотя и по звуку, и по стилистике он ставил перед собой более простую задачу, чем предшественники. Владимир Нестеренко остался на сцене, к нему присоединились коллеги, среди которых уже довольно известные имена — барабанщик Артём Юрлов, солист биг-бэнда Игоря Бутмана саксофонист Константин Сафьянов, гитарист Сергей Коньков, басист Евгений Чистов и, наконец, приятное открытие вечера — вокалистка Полина Зизак, дочь барабанщика Эдуарда Зизака. Ребята подобрали песни с «размашистыми» вокальными партиями, в основном с альбомов «Rubber Soul» и «Revolver» — вроде «You Won’t See Me», «Taxman» и «Drive My Car». Последняя так вообще получилась интереснее оригинала, хотя музыканты не старались сильно его изменить. The Simply Band исполнили и две инструментальные композиции в аранжировке Владимира Нестеренко, среди которых опять оказалась «I Saw Her Standing There». Тем не менее, да простят меня участники коллектива, по-настоящему украшало их выступление присутствие на сцене Полины Зизак. Учитывая юный возраст вокалистки (которой нет и 17 лет!) и её явно видимый потенциал, остаётся только пожелать Полине усидчивости и удачи. Её имя ещё будет у всех на устах, вот увидите.

BeatlOmania
Фармаковский, Мосьпан, Машин, Новиков (фото: Владимир Коробицын)

Второй день фестиваля снова начался в инструментальном ключе. Совсем недавно, а именно на фестивале «Триумф Джаза», пианист Иван Фармаковский и саксофонист Дмитрий Мосьпан показали, как свободно и уютно они ощущают себя на одной сцене. На этот раз к ним присоединились уже знакомые нам Макар Новиков (контрабас) и Александр Машин (барабаны), что, разумеется, внесло в звучание квартета свои коррективы. Машин с ходу задал приподнятый темп, так что все песни «Битлз» в авторской аранжировке Ивана Фармаковского прозвучали чрезвычайно энергично. Интерпретации Фармаковского оригинально передали целый спектр музыкальных жанров: так, «A Hard Day’s Night» была сыграна в свингующей манере, «Penny Lane» превратилась в вальс, «Can’t Buy Me Love» — в натуральный блюз, а в «Here Comes The Sun» музыканты небезынтересно обыграли типичные «битловские» приёмы в джазовом ключе с весомой ритмической основой, временами напоминающей классический рок. Но самой запоминающейся оказалась аранжировка «And I Love Her» — песни, которая и без того особо богата кавер-версиями (среди «перепевавших» джазовых вокалистов — Ширли Хорн, Сара Воэн, Дайана Кролл): проникновенная баллада была насыщена изысканными тональными переходами и обогащена утончённой фразировкой.

Во втором отделении на сцену вышли молодые музыканты Laya Bam Band — коллектива под руководством трубача Артёма Айвазяна. За голос отвечала певица Маргарита Позоян, более известная на российской сцене как Аришата: может, кому-то сразу вспомнится отборочный этап на конкурс «Евровидение» в прошлом году, в котором Маргарита принимала участие. Группа Laya Bam Band, безусловно, звучала совершенно по-другому, нежели то, что зрители увидели и услышали в первом отделении. В выступлении коллектива почти не было импровизаций, кроме редких солирующих партий духовой секции (труба, тенор- и сопрано-саксофоны). Тем не менее, достойно упоминания интересное соло бас-гитариста Дмитрия Белоусова, предваряющее композицию «Come Together». В рамках же собственного стиля группа выступила без пререканий: и под таким углом «Битлз» звучат хорошо.

Herman Lukianov
Герман Лукьянов (фото: Владимир Коробицын)

Заключительный день фестиваля был посвящён старшему поколению джазовых мэтров. Секстет Германа Лукьянова — Игоря Бутмана, последний раз собиравшийся в 2005 году для совместных гастролей по США, по словам организаторов «Битломании», специально воссоединился ради выступления на фестивале. К слову сказать, это был единственный коллектив, который исполнял авторскую музыку наряду с песнями «Битлз». Секстет (Герман Лукьянов — альтгорн, Игорь Бутман — тенор-саксофон, Денис Швытов — сопрано- и альт-саксофон, Антон Баронин — фортепиано, Виталий Соломонов — контрабас и Эдуард Зизак — барабаны) сыграл три композиции авторства Германа Лукьянова и его же аранжировки песен «Eleanor Rigby», «Michelle», «Good Day Sunshine». Любопытно, как музыканты стабильно начинали с узнаваемой темы, но затем умело уходили в джазовую импровизацию: саксофоны и альтгорн Лукьянова вступали в один голос и вскоре «расходились» — по разным схемам: тенор и альт-саксофон могли вторить друг другу, в то время как альтгорн начинал играть нечто совершенно иное. Эти оригинальные диссонансы, а также мимолётные ссылки на основные темы композиций в соло каждого из участников секстета превращали аранжировки песен The Beatles из простых «интерпретаций в стиле хардбоп» в самодостаточные композиции.

Завершил фестиваль квартет гитариста Алексея Кузнецова, пропагандирующий более спокойную музыку, приближенную к соул-джазу 60-х. Большинство песен, сыгранных музыкантами, уже звучали на фестивале, но в интерпретации Алексея Кузнецова обрели иной характер: среди них «Can’t Buy Me Love», «A Hard Day’s Night», «And I Love Her». Первую часть своего выступления гитарист сыграл в трио, создав в клубе особую душевную атмосферу, затем к музыкантам неожиданно присоединился его менеджер Павел Козлов, который предстал перед публикой в роли вокалиста. Надо сказать, что это было смелое решение: квартет исполнил даже хрестоматийную «Yesterday», за которую взяться — уже почти подвиг. Но было бы странно, если бы всё-таки фестиваль музыки The Beatles прошёл без главных хитов английской группы.

Алексей Кузнецов
Алексей Кузнецов (фото: Владимир Коробицын)

Я знаю, что подобные фестивали — явление далеко не новое, но похвально, что именно такие события позволяют по-новому посмотреть на вещи, с которыми, казалось бы, уже всё ясно. Кажется, каждый человек, причастный к фестивалю «Beatlomania», стал ценить музыку «Битлз», даже если раньше относился к ней спокойно. И получается в итоге любопытное тождество: российские джазовые музыканты раскрыли многогранность этой музыки, а музыка — раскрыла многогранность таланта российских джазовых музыкантов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.