R.I.P. Mike Zwerin

0
реклама
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
Mike Zwerin
Mike Zwerin (photo: Luciane Maia)

Ранним утром 2 апреля в Париже после тяжёлой продолжительной болезни скончался Майк Зверин, один из патриархов современной джазовой критики и джазовый тромбонист с мировым именем. Ему было 79 лет.

Майк Зверин родился в Нью-Йорке 18 мая 1930 г. Первой (и, наверное, самой значительной) его музыкальной работой было участие в ансамбле Майлса Дэйвиса в 1948 г. Майлс услышал 18-летнего белого тромбониста на джеме в легендарном нью-йоркском клубе Minton’s Playhouse, где собирались тогда лучшие инструменталисты бибопа — посоревноваться в технике игры и чувстве стиля. В тот же день Зверин получил приглашение на репетицию нового ансамбля Дэйвиса. «Мне нравится твой звук», сказал Майлс юному тромбонисту. «Это был величайший комплимент в моей жизни», сказал Зверин пятьдесят три года спустя в интервью информационному агентству Bloomberg. Впрочем, сам же Зверин обожал рассказывать и другую версию того, почему Майлс пригласил его: якобы Майлс впоследствии сказал кому-то — «Джей Джей [Джонсон] был занят, так что пришлось пригласить белого чувачка».
Ансамблю, с которым в тот далёкий день репетировал Майк, было суждено записать один из самых значимых джазовых альбомов середины XX века, ставший первым «великим альбомом Майлса» — легендарный «Birth of the Cool».

Конечно, это была не единственная его запись: тромбон Зверина звучал на альбомах самых разных лидеров — от Мэйнарда Фергюсона до Клода Торнхилла, от Арчи Шеппа до Билла Руссо и от британского блюзмена Алексиса Корнера до французского пианиста Мишеля Петруччиани (это уже в 1980-е гг.). В 1968 г. он приезжал в СССР в составе ансамбля Эрла «Папы» Хайнса (Earl Fatha Hines) на шестинедельные гастроли, организованные Госдепартаментом США; в ходе этих гастролей ансамбль выступил с аншлагом на десятитысячном стадионе в Киеве, в результате чего, согласно легенде, советские власти отменили концерты Папы Хайнса в Москве и Ленинграде, испугавшись чрезмерной популярности американских джазменов.

Зверин играл также в самых передовых оркестрах своего времени — у Чарлза Мингуса, в New York Repertory Company, а в более поздние времена, в Европе — в Концертном оркестре Джорджа Грунтца.

В конце 1960-х Майк Зверин переселился в Европу, уже прочно завоевав себе имя в музыкальной журналистике: с 1964 по 1969 г. он был штатным джазовым критиком газеты Village Voice, писал о джазе для таких разных журналов, как Rolling Stone (с 1967) и DownBeat. В 1969 г., переехав в Европу, он стал редактором европейского корпункта Village Voice. С конца 1970-х Зверин был штатным музыкальным критиком базирующейся в Париже англоязычной газеты International Herald Tribune; в последние годы он покинул газету, но регулярно публиковал свою авторскую колонку в ленте агентства Bloomberg. В качестве «европейско-американского» джазового критика Зверин соблюдал достаточно сбалансированную политику, в превосходных степенях отзываясь об американских музыкантах, но с интересом изучая творчество и их европейских коллег. Зверин был известен как собиратель музыкального юмора; список его любимых цитат возглавляло высказывание Рихарда Штрауса — «Нельзя смотреть на тромбонистов, а то потом не отвяжутся».

Предыдущая статьяПодкаст: трубач Тосинори Кондо
Следующая статья«Джаз.Ру. Новый звук» 10 апреля
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей современной музыки в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.