R.I.P. Mike Zwerin

0
Mike Zwerin
Mike Zwerin (photo: Luciane Maia)

Ранним утром 2 апреля в Париже после тяжёлой продолжительной болезни скончался Майк Зверин, один из патриархов современной джазовой критики и джазовый тромбонист с мировым именем. Ему было 79 лет.

Майк Зверин родился в Нью-Йорке 18 мая 1930 г. Первой (и, наверное, самой значительной) его музыкальной работой было участие в ансамбле Майлса Дэйвиса в 1948 г. Майлс услышал 18-летнего белого тромбониста на джеме в легендарном нью-йоркском клубе Minton’s Playhouse, где собирались тогда лучшие инструменталисты бибопа — посоревноваться в технике игры и чувстве стиля. В тот же день Зверин получил приглашение на репетицию нового ансамбля Дэйвиса. «Мне нравится твой звук», сказал Майлс юному тромбонисту. «Это был величайший комплимент в моей жизни», сказал Зверин пятьдесят три года спустя в интервью информационному агентству Bloomberg. Впрочем, сам же Зверин обожал рассказывать и другую версию того, почему Майлс пригласил его: якобы Майлс впоследствии сказал кому-то — «Джей Джей [Джонсон] был занят, так что пришлось пригласить белого чувачка».
Ансамблю, с которым в тот далёкий день репетировал Майк, было суждено записать один из самых значимых джазовых альбомов середины XX века, ставший первым «великим альбомом Майлса» — легендарный «Birth of the Cool».

Конечно, это была не единственная его запись: тромбон Зверина звучал на альбомах самых разных лидеров — от Мэйнарда Фергюсона до Клода Торнхилла, от Арчи Шеппа до Билла Руссо и от британского блюзмена Алексиса Корнера до французского пианиста Мишеля Петруччиани (это уже в 1980-е гг.). В 1968 г. он приезжал в СССР в составе ансамбля Эрла «Папы» Хайнса (Earl Fatha Hines) на шестинедельные гастроли, организованные Госдепартаментом США; в ходе этих гастролей ансамбль выступил с аншлагом на десятитысячном стадионе в Киеве, в результате чего, согласно легенде, советские власти отменили концерты Папы Хайнса в Москве и Ленинграде, испугавшись чрезмерной популярности американских джазменов.

Зверин играл также в самых передовых оркестрах своего времени — у Чарлза Мингуса, в New York Repertory Company, а в более поздние времена, в Европе — в Концертном оркестре Джорджа Грунтца.

В конце 1960-х Майк Зверин переселился в Европу, уже прочно завоевав себе имя в музыкальной журналистике: с 1964 по 1969 г. он был штатным джазовым критиком газеты Village Voice, писал о джазе для таких разных журналов, как Rolling Stone (с 1967) и DownBeat. В 1969 г., переехав в Европу, он стал редактором европейского корпункта Village Voice. С конца 1970-х Зверин был штатным музыкальным критиком базирующейся в Париже англоязычной газеты International Herald Tribune; в последние годы он покинул газету, но регулярно публиковал свою авторскую колонку в ленте агентства Bloomberg. В качестве «европейско-американского» джазового критика Зверин соблюдал достаточно сбалансированную политику, в превосходных степенях отзываясь об американских музыкантах, но с интересом изучая творчество и их европейских коллег. Зверин был известен как собиратель музыкального юмора; список его любимых цитат возглавляло высказывание Рихарда Штрауса — «Нельзя смотреть на тромбонистов, а то потом не отвяжутся».
СЛУШАЕМ: Michael Zwerin + Sextet Of Orchestra U.S.A «Mack The Knife»
с альбома «Mack The Knife And Other Theatre Songs Of Kurt Weill», RCA Victor, 1966

httpv://www.youtube.com/watch?v=D3iHXi-2bW8

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №424: трубач Тосинори Кондо
Следующая статья«Джаз.Ру. Новый звук» 10 апреля
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.