Армен Манукян, собкор «Джаз.Ру» в Ереване |
Чтобы узнать о положении дел в каком-либо жанре искусства, считается, что лучше всего поговорить с ведущими представителями этого жанра. Джаз в этом плане не исключение. На всех пресс-конференциях в Ереване, все вопросы всегда направленны бывают к лидерам групп, солистам и т.д. Безусловно, они хорошо разбираются в новейших веяниях джаза, могут часами говорить о своих произведениях, путях развития джаза и всё такое прочее. Но их взгляд на общее состояние, на какие-то, скажем, бытовые вопросы, проблемы каждодневной жизни джазового сообщества, могут быть, и чаще всего бывают, не очень-то объективными. Я бы предпочёл поговорить с продюсером, организатором, агентом, занимающимся этими вопросами. А тем более, если продюсер ещё и сам музыкант, то на мой взгляд, лучшей кандидатуры для беседы и получения общей картины состояния джаза в стране не найти. В Армении я знаю только одного такого человека — продюсера Государственного джаз-оркестра Армении, руководителя общественной организации «Армянский джаз-70» и директора Государственного театра песни Артура Асатряна.
Выпускник самой престижной музыкальной школы в Армении по классу скрипки, Артур получил профессиональное музыкальное образование в Государственной консерватории им.Комитаса. В начале своей карьеры учил армянских детей в музыкальной школе и мечтал попасть в какой-нибудь профессиональный коллектив. Скоро мечта сбылась: он стал участником оркестра Константина Орбеляна. Путешествуя с оркестром, Асатрян повидал мир. Постепенно начал заниматься и административными вопросами, а затем занялся этими вопросами целиком и полностью.
Артур Асатрян практически, наверное, единственный официальный продюсер в Армении, занимающийся вопросами организации концертов на профессиональном уровне. Он продюсирует не только выступления «своих» музыкантов, но и организует фестивали, концерты заезжих звёзд, запись дисков, гастроли армянских музыкантов за пределами страны… Только за последние пару-тройку лет он провёл в Ереване концерты Джорджа Бенсона и Эла Джарро, Нино Катамадзе и Татевик Оганесян, организовал запись дисков Госджаза Армении (оба получили Национальную музыкальную премию), джаз-рок септета Art Voices, регги-группы Reincarnation, массы других дисков поп-исполнителей, сделал возможным участие фолк-рок дуэта сестер Инги и Ануш Аршакян в «Евровидении-2009», выпуск их же диска… А ещё прибавьте организацию и проведение традиционных фестивалей песни «Энца» в Нагорном Карабахе, серии джазовых концертов «Пюник» для детей инвалидов, концерты в войсковых частях, церемонии вручения музыкальной премии «Асуп» и многое другое. Словом это человек, который чувствует себя как рыба в воде в вопросах типа «где достать усилитель Gallien Krueger для басиста Бенсона» или «как за час до начала концерта заменить заболевшего трубача квартета», а главное, знает всех и вся в истории и сегодняшнем дне армянского джаза, всю его кухню и подноготную. Учитывая всё это, лучшего собеседника для выяснения реального состояния сегодняшней ситуации в армянском джазе, я найти не смог.
ДАЛЕЕ: почему, когда внешне всё прекрасно — это на самом деле плохо для музыки? Почему продюсер должен думать о полотенцах и супе? …и много других важных вопросов в интервью Артура Асатряна
— Внешне всё прекрасно, — начинает Артур. — В Ереване только за прошлый год открылось два новых джаз-клуба, где ежевечерне играют живой джаз. Наши ребята постоянно куда-то выезжают, участвуют в серьёзных мероприятиях и часто возвращаются не с пустыми руками. Вон, в прошлом году Art Voices на международном фестивале джаза в Бухаресте получили Гран-При лично из рук румынского короля Михая! «Катунер» получили приз на московском конкурсе в рамках фестиваля «Усадьба.Джаз» как лучшая этно-джазовая группа, Armenian Navy Band записал несколько саунд-треков для российского фильма «Платон», для французского «Обретение Армении», а также представлял музыкальную культуру Армении в Европе, в Африке и записал диск для турецкой певицы Сезен Аксу. Возникло много новых интересных коллективов, которые постепенно прокладывают себе дорогу на сцену… Залы на джазовых концертах заполняются, и почти нет проблем с продажей билетов, ну а клубы так всегда полны под завязку. Даже самые дорогие и гламурные. Министерство культуры наконец-то обратило внимание на джаз и сейчас включает джазовые коллективы в каждое официальное мероприятие — Дни культуры Армении в стране Х, международные выставки, какие-либо официальные концерты и выступления (в дни визита президента России в Армению джаз-ансамбль Левона Малхасяна осуществлял «музыкальное оформление» встречи президентов на коньячном заводе «Арарат») и т.д. В городе функционирует «Радио Джаз», практически каждый телеканал имеет специальные регулярные программы, посвященные джазу, пару лет уже существуют онлайн-ресурсы, освещающие жизнь армянского джаза на постоянной основе…
Ну, так ведь это прекрасно!
— Для развития дела — да. А вот что касается собственно музыки, то думаю, что такая популярность сыграла злую шутку с нашими музыкантами. Дело в том, что когда в Ереване была лишь парочка клубов, музыкантам приходилось репетировать, составлять программу, а главное, иметь собственное характерное узнаваемое лицо, добиваться приглашения поиграть в клубе или, тем паче, на сцене театра. Сейчас наблюдается обратная картина. Джаз стал популярным, точнее — модным. Все владельцы самого захудалого клуба или даже кафе (включая и открытые летние в парках) хотят иметь «живую» джазовую музыку. А хороших самобытных музыкантов не так уж и много. И чтобы не упустить этого «журавля в руках» они начинают, извините, халтурить. Собираются непонятные составы, зачастую за пару часов до выступления, на ходу выясняют материал, практически без репетиций играют на публике… Зачем мучиться, месяцами репетировать свою программу, когда можно сбацать в очередной раз «Summertime», и все будут довольны? Конечно, это касается не всех составов — те же Art Voices, «Катунер», Armenian Navy Band, Time Report никогда не позволят себе ничего подобного, они всегда играют только свой репертуар, полностью оригинальные композиции. Но их меньшинство. Так что, насколько положительно влияние популярности джаза на его развитие, сказать трудно.
Ну а что же продюсеры? Пусть руководят, налаживают, управляют…
— А где они, эти самые продюсеры? Сейчас каждый второй считает себя продюсером. Люди думают, что работа продюсера заключается в том, чтобы созвониться с хозяином клуба, навзвать цену и с умным видом говорить прописные истины. А о том, что для группы надо договриться об удобном времени для саундчека, позаботиться о подходящей, как минимум, удовлетворительной аппаратуре, об условиях для отдыха и даже (почему бы и нет?) об ужине в клубе перед выступлением или после него — никто и не задумывается. А организация гастролей заезжих звёзд? Сколько в этом вопросе подводных камней! Сколько раз было, что организаторы прекрасно встречают музыкантов, везут в лучшую гостиницу, организовывают роскошные застолья, а о том, чтобы проверить освещение на сцене или полотенца для музыкантов во время концерта, и не задумываются… И о подобных конфликтах я знаю не понаслышке. Например, из-за тех же полотенец был большой скандал во время концерта Чика Кориа и его Origin. За десять минут до начала концерта организаторы метались по филармонии в поисках десятка полотенец… А после концерта Эла ДиМеолы, когда он не мог дождаться вегетарианского супа? А всё потому, что райдер не читают внимательно, не учитывают все мелочи при организации концертов. Ну, а причина одна: все эти горе-продюсеры — самоучки. А ведь это такая же профессия, как врач, инженер-электронщик или архитектор. И ей надо учиться, как и всем остальным. Я когда-то тоже шёл на ощупь, учился на своих ошибках. А потом однажды, будучи в Америке, купил книгу, учебник по этой специальности. Прочитал и понял, что если бы получил это книгу раньше, то массы ошибок, которые я наделал ранее, я мог бы избежать. Люди давно уже всё выяснили, продумали и написали об этом массу литературы. Почему никто у нас этих книг не читает — ума не приложу! Бредут вслепую и пытаются заново изобрести велосипед.
Нормальный, а не самозванный продюсер должен быть постоянно в контакте со своими музыкантами, представлять их требования, изучить их вкусы, привычки, особенности характера и стараться вести дела так, чтобы артисту ничего не мешало и не отвлекало от творческого процесса.
Какую роль в Армении играет спонсор? Можно ли без него организовать что-либо путное?
— Это вопрос очень сложный или, точнее, тяжёлый. Конечно, уговорить спонсора дать денег на гастроли или поездку всегда и, уверен, что везде, достаточно трудно. Их, во-первых, нужно заинтересовать, а во-вторых, убедить в том, что развитие армянского джаза — нужное и благородное дело, а главное, ещё и денег может ему принести. Бизнесмену нужны гарантии того, что его средства не будут потрачены впустую. Конечно, нужно изменить мышление этих самых деловых людей. Не стоит ожидать прибыли, тем более мгновенной. Здесь также большую роль должно играть государство, которое должно разработать большую специальную программу, гарантирующую налоговые льготы деловым кругам, готовым вкладывать деньги в культуру. К сожалению, в Армении работает пока обычное меценатство — попросил денег, он из доброты души своей дал. Благотворительность — это хорошо, но большой бизнес не может в одиночку решить столь глобальную проблему — государство должно вмешаться и помочь.
Ты много путешествуешь по миру вместе с нашими джазменами. Их хорошо принимают везде. Чем ты это можешь объяснить?
— Двумя причинами. Первая — я никогда не вожу никуда недостойных музыкантов. Второе — это моё личное мнение, подвержденное многолетней практикой — у наших ребят есть что-то внутри, что привлекает к их музыке очень многих во всём мире. Видишь ли, у музыканта может быть фантастическая техника, но если нет «соли», если играет «невкусно», его через десять минут перестанут слушать. Знаешь, женщина может иметь идеальную фигуру, правильные черты лица, но быть холодной и непривлекательной. А другая похожа на мартышку, но на чертовски симпатичную и привлекательную мартышку. Объяснить этот феномен — почему к этой маленькой, казалось бы невзрачной, чертовке все тянутся, а к этой официально признанной красавице нет — достаточно трудно. Наверное, только наличием той самой пресловутой «изюминки». Так вот, мне кажется, что у наших ребят хватает и «соли» и «изюминок», чтобы нравиться везде и всем.
Кирилл!
Спасибо!
Армен