Легендарный революционер джаза Орнетт Коулман выступит в Москве

0

РЕПОРТАЖ С КОНЦЕРТА
Квартет Орнетта Коулмана в Москве: до сих пор не верится (от 15.07.2010)

14 июля в Москве, в Светлановском зале Московского международного Дома музыки, выступает Орнетт Коулман.

Ornette Coleman
Ornette Coleman

Трудно переоценить значение этой новости. Из джазовых титанов первой десятки, «перевернувших джаз, как рука переворачивает страницу» (Хулио Кортасар), в Москве мало кто выступил — просто в силу исторических причин. Бенни Гудман в 1962-м, Дюк Эллингтон в 1971-м и Диззи Гиллеспи в 1990-м — вот и почти весь список. А в живых из этих титанов теперь и вовсе остаются считанные единицы. И возглавляет этот список 80-летний Орнетт Коулман — творец фри-джаза, сокрушитель стереотипов, изобретатель новой музыкальной системы — гармолодии, трубач-самоучка, саксофонист-новатор, выучивший ноты, согласно легенде, вверх тормашками — потому что в детстве именно так видел их в нотной тетради у сестры.

Вот уже в какой раз московскую публику выручает интенсивный гастрольный график суперзвезды. С 9 по 11 июля Орнетт играет на фестивале North Sea в Нидерландах, а следующий концерт (в Ницце) у него только 17 июля — и вот между этими датами удачно уместился концерт в Москве 14 июля.
У Коулмана вообще очень насыщенное турне, несмотря на возраст. 8 июля он начал его в бельгийском Генте, а закончит 16 августа в Осло. На этот раз с ним в тур поехал не квинтет из трёх басистов и барабанщика, как в предшествующие годы, а квартет: бас-гитарист Ал Макдауэлл (который играл у Орнетта в ансамбле Prime Time ещё во второй половине 1970-х), контрабасист Тони Фаланга (равно известный и в академическом музыкальном мире, и в джазе) и неизменный барабанщик Денардо Коулман — сын и менеджер Орнетта.

9 марта этого года, когда Орнетту Коулману исполнялось 80, на «Джаз.Ру» вышел подкаст, посвящённый великому революционеру джаза. Предлагаем вам переслушать этот подкаст и прочитать его текст, а затем познакомиться с небольшим эссе о Коулмане, которое прислал нам наш читатель Роман Дворянинов.
СЛУШАТЬ ПОДКАСТ (в подкасте звучат пьесы «Lonely Woman» с альбома Коулмана «The Shape of Jazz to Come» (Atlantic, 1959) и «The Artists In America» с альбома «Skies of America» (Columbia, 1972):

Текст подкаста «Слушать здесь» от 09.03.2010

В середине 80-х годов прошлого века ваш покорный слуга учился в университете и, в общем, мало задумывался о том, чем придётся заниматься через двадцать пять лет. Одно мне было ясно: музыка должна быть где-то рядом. Это было ещё очень закрытое время, среди моих знакомых музыка — ну, та, которую не выпускала на своих виниловых пластинках Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» — распространялась в основном путём бесконечного переписывания аудиокассет. И уж, конечно, мы не ожидали какой бы то ни было интересной музыки из телевизора, в котором в то время было всего три, ну в лучшем случае — четыре канала. И вот как-то прихожу я, семнадцатилетний, домой после занятий, машинально включаю телевизор — и попадаю на начало получасового документального фильма про саксофониста Орнетта Коулмана.

Ornette Coleman
Орнетт и Денардо Коулман, Лиссабон, 2007 (фото: Кирилл Мошков)

Сказать, что я совсем не был подготовлен к встрече с Орнеттом — нельзя. Я слушал много разной музыки, энергетика рока и импровизационный язык джаза мне были знакомы и понятны. Но фри-джаза я раньше не слышал. Я только читал о том, что фри-джаз существует. И вот фри-джаз буквально кинулся на меня из телевизора. Уж не знаю, что это нашло на тогдашнее телевизионное начальство. Думаю, в свете начинавшейся перестройки кому-то удалось объяснить начальству, что Орнетт — прогрессивный музыкант, который борется с засильем буржуазной массовой культуры. И ведь не поспоришь. Музыка Коулмана — вызывающе немассовая, какая-то даже антимассовая. Массовая культура в конечном счёте всосала всё: протяжные одухотворённые соло Джона Колтрейна, сумрачное визионерство Майлса Дэйвиса и напористый бит чёрного фанка. Только фри-джаз Орнетта Коулмана так толком и не поддался массовому вкусу, оставаясь даже сейчас, через 50 лет после записи революционного альбома «Облик джаза будущего», «The Shape of Jazz To Come», далеко впереди своего времени.
Два с половиной года назад, в августе 2007 года, нам с Анной Филипьевой довелось увидеть Орнетта Коулмана живьём на сцене. Вот что я тогда написал: «Орнетт был убедителен, как в свои лучшие годы: звук его альт-саксофона — по прежнему пронзителен и мощно дёргает слушателя за струны самых разных эмоций, от гнева и боли до светлой радости.»
Я готов подписаться под этими словами и сегодня, когда пишу эти строки. В колонках играет первый оркестровый проект Орнетта, записанная в 1972 году сюита «Небеса Америки», «The Skies Of America», в которой он ни на йоту не отступил от своего творческого метода, именовавшегося им «гармолодией» — то есть гармонией, развивающейся в подчинении мелодии — а не наоборот, как в сегодняшней массовой музыке. Саксофонисту Орнетту Коулману, творцу фри-джаза и образцу музыкального нонконформизма, сегодня, 9 марта 2010 года, исполняется 80 лет.


Орнетт Коулман, человек-легенда
размышления читателя и слушателя

14 июля в Москве состоится событие, достойное пристального внимания. На сцену Московского Дома музыки выйдет человек, в очень серьёзной степени определивший путь развития музыки второй половины ХХ века — Орнетт Коулман, человек-легенда, вознесённый в статус пророка открыто мыслящей частью человечества и воспринимаемый как шарлатан косномыслящими консерваторами.

Ornette Coleman, 1960
Ornette Coleman, 1960

В конце 50-х — начале 60-х годов Коулман ворвался в и без того бурлящий мир джаза и взорвал его изнутри, став основоположником самого эстетически утончённого, элитарного, загадочного и, вместе с тем, спорного направления — свободного джаза, или фри-джаза.

 Музыкант-самоучка, игравший тогда на дешёвом пластмассовом саксофоне, Коулман неожиданно для всех разработал концепцию гармонического резонанса — именно так, на мой взгляд, на русский переводится термин harmolodic (вопрос только, нужно ли его переводить, если есть устоявшийся термин «гармолодия», в котором, как и в исходном термине Орнетта, соединены понятия гармонии и мелодии, а вот про резонанс ничего нет. — Ред.). В качестве основного и нерушимого приоритета концепции harmolodic ставится индивидуальность каждого участвующего в игре музыканта, вне зависимости от того, солист он или сайдмен. В музыке, рождённой по принципам Коулмана, можно слышать сразу четыре-пять-десять ведущих партий одновременно — при этом Коулман всегда настаивал, что импровизации каждого участника должны быть максимально свободными, пусть даже их появление в общей картине исключало присутствие формальной логики в композиции и шло вразрез с каноническими представлениями о гармонии. 

Но, что самое удивительное, благодаря серии неких правил, по которым развивается игра музыкантов, а также набору стилистических приёмов, введенных в обиход Коулманом, человеческий слух, пройдя через определённый период адаптации, воспринимает услышанное не как анти-музыкальный хаос, а как нечто совершенно волшебное, как полное акустических чудес музыкальное полотно, насыщенное истинной красотой и обладающее способностью удивительно точно передавать человеческие эмоции.

Ornette Coleman
Орнетт и Денардо Коулман, Лиссабон, 2007 (фото: Кирилл Мошков)

Однако вместо того, чтобы углубиться в теорию музыки и отпугнуть читателя музыковедческими построениями, я предлагаю рассмотреть фри-джаз с несколько другой позиции — как явление гораздо более широкое, чем просто музыкальная стилистика — по моему убеждению (и, признаться, персональному опыту), фри-джаз служит своеобразным инструментом внутренней настройки, в определенном смысле порталом к пониманию и формированию особого типа мышления, в описываемый исторический период стоявшего в авангарде творческого процесса — мне кажется, именно фри-джаз для своего времени явился музыкальным отражением тех метаморфоз, которые определили развитие человечества на данном этапе эволюции.

 Для того, чтобы проиллюстрировать высказанное выше суждение, достаточно взглянуть на те перемены, которые претерпел окружающий нас мир и, как следствие, наша среда обитания и наша жизнь за последнюю половину века.

 Мир искусства также изменился до неузнаваемости: целая генерация писателей-битников запускает в литературный мир воинственную и бескомпромиссную армию информационных вирусов, в числе которых не последнее место занимает cut-up техника Уильяма Берроуза (кстати, именно музыку Коулмана очень точно использовал Дэвид Кроненберг в своей экранизации «Голого завтрака» для передачи атмосферы действия); академические формы музыки, уже перетерпевшие революцию, совершённую Арнольдом Шёнбергом, окончательно теряют связь с повседневным бытом обычного человека благодаря стараниям Яниса Ксенакиса, Джона Кейджа и Карлхайнца Штокхаузена; очертания видимой части живописи дополняются невиданными доселе путями художников школы абстрактного экспрессионизма во главе с Джексоном Поллоком (к слову, Коулман поместил картину Поллока «Белый свет» на обложку своего эпохального альбома «Free Jazz» 1960 года); кинематограф приобретает цвет, благодаря чему и создатели фильмов, и их зрители находят много нового даже в чёрно-белом изображении, которое начинает использоваться как особый эстетический инструмент; рождение понятия «перформанс» позволяет маскировать под акт или предмет искусства абсолютно всё и всех вокруг, за исключением тех и того, что в нём не участвует; а джаз, как музыкальный язык, развился к этому времени как нельзя кстати — ведь именно на этом языке оказалось возможным сказать, каково же восприимчивому человеку жить среди всего этого хаоса и при этом сохранять способность, ну, скажем, любить.

 А вообще лучше отбросить слова и пойти послушать музыку — ведь если бы вы знали, как я, рядовой меломан, рад, что и в нашей стране наконец-то можно услышать игру музыкантов, которые когда-то показали мне: кроме обычной музыки, есть еще и та, которая подхватывает душу, как порыв ветра птичье пёрышко, и она возносится ввысь на тёплых потоках наслаждения, парит на волнах блаженства, купается в облаках неги, кружится в вихрях ассоциаций, пикирует в воздушные ямы экстаза, и слово ко всему, что остается вне музыки, можно подобрать лишь «мирское». А с последним аккордом привлечённый танцем ангел улыбнется и о(т)пустит нас на круги своя, и с приземлением на пыльной поверхности памяти всколыхнётся облако впечатлений, которое осядет каким-нибудь причудливым узором, орнаментом, придав ещё немного изящности тому пути, по которому имеют обыкновение ходить наши мысли.

Ornette Coleman
Ансамбль Орнетта Коулмана, Лиссабон, 2007 (фото: Кирилл Мошков)

ВИДЕОБОНУС
Квартет Орнетта Коулмана на фестивале Bonnaroo 2007:
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=lZaqryVbDVM]

Документальный фильм о ранних годах славы Орнетта Коулмана (на английском языке):
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=swJ-BZyCIh8]

РЕПОРТАЖ С КОНЦЕРТА
Квартет Орнетта Коулмана в Москве: до сих пор не верится (от 15.07.2010)

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяФьюжн-супергруппа CAB даст один концерт в Москве
Следующая статьяДжазовый подкаст №443: саксофонист Карлос Гарнетт
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.