«Джаз по-ростовски»: впечатления с Юга России

0
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
Дмитрий Подберезский
Ростов-на-Дону — Минск
фото: Александр Поготов, Ростов-на-Дону
DP

Прямого авиасообщения Минск — Ростов-на-Дону нет. Полсуток заняла дорога с пересадкой в Москве, и уже на следующее утро по прибытию меня ожидало начало VII международного фестиваля «Джаз по-ростовски. Через время, через расстояния…»

Фестивальный подзаголовок — посвящение создателю ростовской джазовой школы Киму Назаретову, память о котором объединила как молодых музыкантов, так и ветеранов ростовского джаза. Сам же фестиваль вместе с концертами в Азове, Таганроге и Шахтах растянулся чуть ли не на неделю. Кроме концертов, прошли семинары, мастер-классы исполнения на электронных инструментах компании Casio, а преподаватели, студенты и учащиеся музыкальных школ получили в пользование методическую литературу и пособия. Впервые в Ростове-на-Дону воспитатели детских садов также смогли ознакомиться с возможностями инструментов Casio.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Первый выездной концерт состоялся в Таганроге, городе, в котором я никогда не был. Уже ради этого стоило потерпеть аэропортную маяту, невиданные в Минске цены на пиво и пиццу, изъятие тубы с пеной для бритья в Шереметьево да шикарную ростовскую пробку на выезде из города. Всё это быстро забылось и было компенсировано приёмом как в самом Ростове, так и Таганроге. Но ещё больше — музыкой, которая звучала на фестивале в течение трёх дней.
Таганрог, кстати, очень напомнил мне некоторые небольшие городки Беларуси: Несвиж, Новогрудок, Полоцк. Да, дух провинции ощущался явно, но вид старых домишек, отсутствие видимой суеты, цветущие в парке крокусы и, конечно же, море, к которому я не мог не спуститься, — всё это производило очень домашнее впечатление, с которым удивительным образом гармонировали и полный зал на концерте, и сами музыканты.

Андрей Кондаков (фото: Александр Поготов)
Андрей Кондаков (фото: Александр Поготов)

На этот раз джазовый десант состоял из трёх коллективов. Это сборная команда (Россия-Беларусь-Украина) под негласным лидерством пианиста Андрея Кондакова, трио молодых музыкантов из Ростова и интернациональная группа Cologne Syndicate под руководством пианиста Андрея Квинта.

Побывав на ростовском фестивале два года тому назад, я отметил его, по-моему, очень характерную черту: очень большие по продолжительности концерты, что, например, для Беларуси не свойственно. Начинаясь в 19:00, они, как правило, заканчивались уже после одиннадцати вечера. Честно признаться, выдержать это, неотрывно находясь в зале, мне лично было весьма непросто. Но вот публика, что удивительно, держалась, редко кого отпуская «на побывку» в буфетное отделение.
Таганрог также выдержал такой формат. Тем более что и состав участников концерта, и сама музыка не давали повода заскучать.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Таганрога и полный отчёт о концертах в Ростове, много фото!

Ростовское «молодое» трио сразу привлекло моё внимание абсолютно правильным чувством джаза. 22-летний гитарист Евгений Побожий (знакомый многим читателям как бывший участник томской группы Project Combo) играет не по возрасту сдержанно и точно. Никакой суеты, никакого намерения поразить всех и вся сразу. Внешне напоминающий совсем зелёного мальчишку, он, тем не менее, уже имеет за плечами 5-недельную стажировку в Бёркли и совместные выступления с не абы какими музыкантами из Европы и Америки. Слушая его исполнение, я почему-то сравнил его с тем, как трактовал свой инструмент Уэс Монтгомери: что-то вроде известного «я своё уже нашёл»… Барабанщик Дмитрий Потейчук, годом старше Евгения, очень соответствует манере гитариста: такое же отсутствие суеты и понимание того, что в данном составе гитара всё же должна оставаться на первом плане. Третий участник группы — уже широко известный Юрий Подкользин, который на сей раз использовал в основном шестиструнный бас и, опять же, обеспечивал надёжный фундамент для гитарных соло.
И в целом выступление этого трио очень основательно «завело» аудиторию. Но далее, согласно вполне очевидному сценарию, всё пошло по нарастающей.

Кондаков, Щерица и их ансамбль (фото: Александр Поготов)
Кондаков, Щерица и их ансамбль (фото: Александр Поготов)

Выступление группы Андрея Кондакова (условно назову её так) было посвящено памяти минского пианиста Аркадия Эскина, оставившего заметный след в истории ростовского джаза. Кстати, на годовщину смерти Аркадия Андрей, лично с ним не знакомый, сумел на несколько часов прилететь в Минск и выступить в сборном концерте. А на этот раз по вполне понятным причинам компанию ему составил прописанный в Минске, но работающий ныне в киевском «Радиобэнде» Александра Фокина трубач Валерий Щерица, который выступал с Эскиным в разных белорусских коллективах. К ним присоединились тот же Юрий Подкользин, а также живущий в Ростове, но представляющий Украину основательный во всём и чуток (как показалось) меланхоличный тромбонист Евгений Белин и «авторитет» от барабанов Сергей Аджемов. В паре номеров этим музыкантам подыграл гитарист Алим Настаев.

Валерий Щерица (фото: Александр Поготов)
Валерий Щерица (фото: Александр Поготов)

Программа выступления коллектива состояла из пьес Андрея Кондакова и парочки стандартов, причём и пианист, и трубач имели сольные фрагменты, которые произвели на публику мощное впечатление. Валерий Щерица не так часто показывается на фестивалях, и поэтому здесь он отвёл душу, продемонстрировав почти весь арсенал исполнительских приёмов: от «горлового» звукоизвлечения на основе бурдона (неподвижно висящей низкой ноты) до циркулярного дыхания, изобразив при этом и звуки просыпающейся деревни. Да, чуток по-цирковому, но в этом — вся натура этого на удивление жизнерадостного музыканта.
Несмотря на то, что времени на репетицию у музыкантов этой сборной СНГ было очень мало, прозвучал коллектив очень слаженно. И те редкие огрехи, о которых музыканты говорили уже после выступления, абсолютно не были заметны во время выступления, поскольку они заслонялись как свойственной мастерам энергетикой, так и отчётливым пониманием самими музыкантами лихой стихии настоящей импровизации.

Worthy Davis (фото: Александр Поготов)
Worthy Davis (фото: Александр Поготов)

Третьим участником концерта стала группа Cologne Syndicate Андрея Квинта (Хижнякова), которого я впервые и услышал в Ростове два года назад, как и его коллегу саксофониста Джимми Галлахера (Jimmy Gallagher) из Шотландии, Он, благодаря частым, по всей вероятности, визитам в Ростов уже изучил кое-что из нормативной (и не очень) российской лексики, причём чуть ли не самым главным его ругательством было слово «барабанщик». Барабанщиком же был Жайме Жинард Палоу (Jaime Ginard Palou) с Майорки, который, как мне показалось, все звёзды с неба ухватил ещё в юности, а поэтому сегодня играет так, что может быть востребованным как равный в любом комбо достойного уровня и представительства. Вокалистом выступил Уорти Дэвис (Worthy Davis) — высокий стройный американец, явно воспитанный на музыке соул, что он достаточно убедительно и демонстрировал во время всех выступлений коллектива. В качестве специального приглашённого музыканта на сцену вышел Алим Настаев, который, как мне показалось, едва сдерживался от того, чтобы не сорваться в гитарные «запилы» и «поливы». Его внешне классически роковая гитара тем не менее темброво звучала типично по-джазовому, но совсем не так, как у Побожего, а очень по-современному. Вообще его манера заставила понять, что исполнительский фундамент у Алима, обучающегося сейчас в знаменитой Школе Джейми Эберсолда в Университете Луивилла в Кентукки, очень внушительный и основательный.

Стационарный же «Джаз-по-ростовски» проходил в помещении ростовского Дома офицеров. Показалось, что строгий интерьер здания не будет способствовать созданию соответствующей джазовой атмосферы. Но опасения оказались излишними, несмотря даже на то, что, согласно моим прикидкам, в первый вечер зал был заполнен процентов на 80, а на второй даже поменьше.

Здесь необходимо отметить, что Ростов и Беларусь издавна связывают тесные джазовые отношения. Непросто перечислить всех музыкантов — выпускников ростовской школы, которые в разные годы работали в Минске в составе Государственного концертного оркестра. Вот и на этот раз я встретил трубача Александра Тучкова, который ныне приобрёл известность в Италии под именем Луис Терца. Выступил он с местным ансамблем Dixie Friends, показавшись и как вокалист-шоумен. Сам же диксиленд, чувствовалось, вот уже 20 лет играет в собственное удовольствие и ни на что, в общем-то, не претендует.

«Москва-Ростов-на-Дону-Краснодар» (фото: Александр Поготов)
«Москва-Ростов-на-Дону-Краснодар» (фото: Александр Поготов)

А вот выступление коллектива «Москва-Ростов-на-Дону-Краснодар» произвело сильное впечатление. Участники биг-бэнда Игоря Бутмана трубач Павел Жулин и тромбонист Павел Овчинников (лидер), ростовчане саксофонисты Олег Великанов и Анатолий Кирничный, пианист Николай Иоаннисян, контрабасист Николай Яковлев да почти неизменный и незаменимый Сергей Аджемов на барабанах выступали вместе с мэтром трубы Виктором «Арзу» Гуссейновым. Эта программа также имела посвящение, на сей раз памяти Георгия Гараняна. Понятно, что исполнялась джазовая классика. Понятно, что игралось всё очень выверено, основательно, временами с неожиданными, творческими аранжировками («Когда святые маршируют») и академично. Конечно, не стоило ожидать от такого состава каких-то уходов в бесшабашную современность, чего бы поклонники мэйнстрима явно не поняли, но вот такая безответная верность академизму меня лично чуток подгружала.

 

Энвер Измайлов (фото: Александр Поготов)
Энвер Измайлов (фото: Александр Поготов)

Энвер Измайлов выступил в Ростове лишь один раз и оставил массу воспоминаний. Не всегда, кстати, позитивных. Да, арсенал всяческих гитарных «примочек» для обработки звука помогает ему значительно расширить палитру изобразительных приёмов, да и к великолепной технике претензий быть вовсе не может. Но меня лично чуток смутил репертуар. Вполне допускаю, что влияние масс-культа начинает давить и на джазовую музыку, но вот импровизацию, скажем, на тему «Мурки» на фестивале джаза с явным академическим уклоном я как-то не воспринимаю. Собственно джаза в программе Измайлова было не так и много, но то, что игра на публику присутствовала, ощущалось достаточно сильно. Впрочем, и это гриф о двух концах, и коль скоро публика осталась в восторге, это уже говорит о многом.
Энвер показал очень разнообразную музыку: от импровизации на тему «Я на солнышке лежу…» через фольклорные мотивы (красиво звучало!) до исполнения «Во поли берёза…», в котором он использовал могучий, поистине роковый рифф из песни «Эй, ухнем!» Это, безусловно, впечатлило, и уже тогда желание услышать что-то более джазовое как-то съёжилось и отошло в сторонку.

Cologne Syndicate (фото: Александр Поготов)
Cologne Syndicate (фото: Александр Поготов)

В Ростове Cologne Syndicate представил еще одного солиста — певицу Ониту Бун (Onita Boone) из Нью-Йорка, ныне живущую в Германии. Имея за плечами большой опыт участия в постановках мюзиклов, работы с известными поп-исполнителями (Мэрайя Кэри, Уитни Хьюстон, Джордж Майкл), она и сама пишет музыку и вполне уверенно чувствует себя в разных стилях. В Ростове она также представила широкий спектр вокальных произведений, хотя «взрывного вокального диапазона в пять октав», как про неё было написано в фестивальном буклете, я не ощутил. Хорошая певица, профи. Но таких — по крайней мере немало.

Андрей Кондаков и Рафаиль Туишев (фото: Александр Поготов)
Андрей Кондаков и Рафаиль Туишев (фото: Александр Поготов)

Вот, собственно, почти и всё. Разве что следует ещё раз отметить, что «Джаз по-ростовски» — это дело рук, ног и головы практически одного человека — Рафаиля Туишева. Я уже во второй раз поразился, как ему удаётся держать в своих руках все нити такого сложного организма, как джаз-фестиваль, как вообще можно сделать это всё, имея минимальное число единомышленников. Помнится, во времена витебских фестивалей при безусловном лидерстве Родиона Баса на него всё-таки работал весь городской центр культуры. А тут — Рафаиль во многих лицах. Временами жёсткий, предельно конкретный и до конца отданный своей любимой музыке. И всё же помощь ему никак не помешает, особенно в связи с его далеко идущими планами…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.