Дмитрий Подберезский Ростов-на-Дону — Минск фото: Александр Поготов, Ростов-на-Дону |
Прямого авиасообщения Минск — Ростов-на-Дону нет. Полсуток заняла дорога с пересадкой в Москве, и уже на следующее утро по прибытию меня ожидало начало VII международного фестиваля «Джаз по-ростовски. Через время, через расстояния…»
Фестивальный подзаголовок — посвящение создателю ростовской джазовой школы Киму Назаретову, память о котором объединила как молодых музыкантов, так и ветеранов ростовского джаза. Сам же фестиваль вместе с концертами в Азове, Таганроге и Шахтах растянулся чуть ли не на неделю. Кроме концертов, прошли семинары, мастер-классы исполнения на электронных инструментах компании Casio, а преподаватели, студенты и учащиеся музыкальных школ получили в пользование методическую литературу и пособия. Впервые в Ростове-на-Дону воспитатели детских садов также смогли ознакомиться с возможностями инструментов Casio.
Первый выездной концерт состоялся в Таганроге, городе, в котором я никогда не был. Уже ради этого стоило потерпеть аэропортную маяту, невиданные в Минске цены на пиво и пиццу, изъятие тубы с пеной для бритья в Шереметьево да шикарную ростовскую пробку на выезде из города. Всё это быстро забылось и было компенсировано приёмом как в самом Ростове, так и Таганроге. Но ещё больше — музыкой, которая звучала на фестивале в течение трёх дней.
Таганрог, кстати, очень напомнил мне некоторые небольшие городки Беларуси: Несвиж, Новогрудок, Полоцк. Да, дух провинции ощущался явно, но вид старых домишек, отсутствие видимой суеты, цветущие в парке крокусы и, конечно же, море, к которому я не мог не спуститься, — всё это производило очень домашнее впечатление, с которым удивительным образом гармонировали и полный зал на концерте, и сами музыканты.
На этот раз джазовый десант состоял из трёх коллективов. Это сборная команда (Россия-Беларусь-Украина) под негласным лидерством пианиста Андрея Кондакова, трио молодых музыкантов из Ростова и интернациональная группа Cologne Syndicate под руководством пианиста Андрея Квинта.
Побывав на ростовском фестивале два года тому назад, я отметил его, по-моему, очень характерную черту: очень большие по продолжительности концерты, что, например, для Беларуси не свойственно. Начинаясь в 19:00, они, как правило, заканчивались уже после одиннадцати вечера. Честно признаться, выдержать это, неотрывно находясь в зале, мне лично было весьма непросто. Но вот публика, что удивительно, держалась, редко кого отпуская «на побывку» в буфетное отделение.
Таганрог также выдержал такой формат. Тем более что и состав участников концерта, и сама музыка не давали повода заскучать.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Таганрога и полный отчёт о концертах в Ростове, много фото!
Ростовское «молодое» трио сразу привлекло моё внимание абсолютно правильным чувством джаза. 22-летний гитарист Евгений Побожий (знакомый многим читателям как бывший участник томской группы Project Combo) играет не по возрасту сдержанно и точно. Никакой суеты, никакого намерения поразить всех и вся сразу. Внешне напоминающий совсем зелёного мальчишку, он, тем не менее, уже имеет за плечами 5-недельную стажировку в Бёркли и совместные выступления с не абы какими музыкантами из Европы и Америки. Слушая его исполнение, я почему-то сравнил его с тем, как трактовал свой инструмент Уэс Монтгомери: что-то вроде известного «я своё уже нашёл»… Барабанщик Дмитрий Потейчук, годом старше Евгения, очень соответствует манере гитариста: такое же отсутствие суеты и понимание того, что в данном составе гитара всё же должна оставаться на первом плане. Третий участник группы — уже широко известный Юрий Подкользин, который на сей раз использовал в основном шестиструнный бас и, опять же, обеспечивал надёжный фундамент для гитарных соло.
И в целом выступление этого трио очень основательно «завело» аудиторию. Но далее, согласно вполне очевидному сценарию, всё пошло по нарастающей.
Выступление группы Андрея Кондакова (условно назову её так) было посвящено памяти минского пианиста Аркадия Эскина, оставившего заметный след в истории ростовского джаза. Кстати, на годовщину смерти Аркадия Андрей, лично с ним не знакомый, сумел на несколько часов прилететь в Минск и выступить в сборном концерте. А на этот раз по вполне понятным причинам компанию ему составил прописанный в Минске, но работающий ныне в киевском «Радиобэнде» Александра Фокина трубач Валерий Щерица, который выступал с Эскиным в разных белорусских коллективах. К ним присоединились тот же Юрий Подкользин, а также живущий в Ростове, но представляющий Украину основательный во всём и чуток (как показалось) меланхоличный тромбонист Евгений Белин и «авторитет» от барабанов Сергей Аджемов. В паре номеров этим музыкантам подыграл гитарист Алим Настаев.
Программа выступления коллектива состояла из пьес Андрея Кондакова и парочки стандартов, причём и пианист, и трубач имели сольные фрагменты, которые произвели на публику мощное впечатление. Валерий Щерица не так часто показывается на фестивалях, и поэтому здесь он отвёл душу, продемонстрировав почти весь арсенал исполнительских приёмов: от «горлового» звукоизвлечения на основе бурдона (неподвижно висящей низкой ноты) до циркулярного дыхания, изобразив при этом и звуки просыпающейся деревни. Да, чуток по-цирковому, но в этом — вся натура этого на удивление жизнерадостного музыканта.
Несмотря на то, что времени на репетицию у музыкантов этой сборной СНГ было очень мало, прозвучал коллектив очень слаженно. И те редкие огрехи, о которых музыканты говорили уже после выступления, абсолютно не были заметны во время выступления, поскольку они заслонялись как свойственной мастерам энергетикой, так и отчётливым пониманием самими музыкантами лихой стихии настоящей импровизации.
Третьим участником концерта стала группа Cologne Syndicate Андрея Квинта (Хижнякова), которого я впервые и услышал в Ростове два года назад, как и его коллегу саксофониста Джимми Галлахера (Jimmy Gallagher) из Шотландии, Он, благодаря частым, по всей вероятности, визитам в Ростов уже изучил кое-что из нормативной (и не очень) российской лексики, причём чуть ли не самым главным его ругательством было слово «барабанщик». Барабанщиком же был Жайме Жинард Палоу (Jaime Ginard Palou) с Майорки, который, как мне показалось, все звёзды с неба ухватил ещё в юности, а поэтому сегодня играет так, что может быть востребованным как равный в любом комбо достойного уровня и представительства. Вокалистом выступил Уорти Дэвис (Worthy Davis) — высокий стройный американец, явно воспитанный на музыке соул, что он достаточно убедительно и демонстрировал во время всех выступлений коллектива. В качестве специального приглашённого музыканта на сцену вышел Алим Настаев, который, как мне показалось, едва сдерживался от того, чтобы не сорваться в гитарные «запилы» и «поливы». Его внешне классически роковая гитара тем не менее темброво звучала типично по-джазовому, но совсем не так, как у Побожего, а очень по-современному. Вообще его манера заставила понять, что исполнительский фундамент у Алима, обучающегося сейчас в знаменитой Школе Джейми Эберсолда в Университете Луивилла в Кентукки, очень внушительный и основательный.
Стационарный же «Джаз-по-ростовски» проходил в помещении ростовского Дома офицеров. Показалось, что строгий интерьер здания не будет способствовать созданию соответствующей джазовой атмосферы. Но опасения оказались излишними, несмотря даже на то, что, согласно моим прикидкам, в первый вечер зал был заполнен процентов на 80, а на второй даже поменьше.
Здесь необходимо отметить, что Ростов и Беларусь издавна связывают тесные джазовые отношения. Непросто перечислить всех музыкантов — выпускников ростовской школы, которые в разные годы работали в Минске в составе Государственного концертного оркестра. Вот и на этот раз я встретил трубача Александра Тучкова, который ныне приобрёл известность в Италии под именем Луис Терца. Выступил он с местным ансамблем Dixie Friends, показавшись и как вокалист-шоумен. Сам же диксиленд, чувствовалось, вот уже 20 лет играет в собственное удовольствие и ни на что, в общем-то, не претендует.
А вот выступление коллектива «Москва-Ростов-на-Дону-Краснодар» произвело сильное впечатление. Участники биг-бэнда Игоря Бутмана трубач Павел Жулин и тромбонист Павел Овчинников (лидер), ростовчане саксофонисты Олег Великанов и Анатолий Кирничный, пианист Николай Иоаннисян, контрабасист Николай Яковлев да почти неизменный и незаменимый Сергей Аджемов на барабанах выступали вместе с мэтром трубы Виктором «Арзу» Гуссейновым. Эта программа также имела посвящение, на сей раз памяти Георгия Гараняна. Понятно, что исполнялась джазовая классика. Понятно, что игралось всё очень выверено, основательно, временами с неожиданными, творческими аранжировками («Когда святые маршируют») и академично. Конечно, не стоило ожидать от такого состава каких-то уходов в бесшабашную современность, чего бы поклонники мэйнстрима явно не поняли, но вот такая безответная верность академизму меня лично чуток подгружала.
Энвер Измайлов выступил в Ростове лишь один раз и оставил массу воспоминаний. Не всегда, кстати, позитивных. Да, арсенал всяческих гитарных «примочек» для обработки звука помогает ему значительно расширить палитру изобразительных приёмов, да и к великолепной технике претензий быть вовсе не может. Но меня лично чуток смутил репертуар. Вполне допускаю, что влияние масс-культа начинает давить и на джазовую музыку, но вот импровизацию, скажем, на тему «Мурки» на фестивале джаза с явным академическим уклоном я как-то не воспринимаю. Собственно джаза в программе Измайлова было не так и много, но то, что игра на публику присутствовала, ощущалось достаточно сильно. Впрочем, и это гриф о двух концах, и коль скоро публика осталась в восторге, это уже говорит о многом.
Энвер показал очень разнообразную музыку: от импровизации на тему «Я на солнышке лежу…» через фольклорные мотивы (красиво звучало!) до исполнения «Во поли берёза…», в котором он использовал могучий, поистине роковый рифф из песни «Эй, ухнем!» Это, безусловно, впечатлило, и уже тогда желание услышать что-то более джазовое как-то съёжилось и отошло в сторонку.
В Ростове Cologne Syndicate представил еще одного солиста — певицу Ониту Бун (Onita Boone) из Нью-Йорка, ныне живущую в Германии. Имея за плечами большой опыт участия в постановках мюзиклов, работы с известными поп-исполнителями (Мэрайя Кэри, Уитни Хьюстон, Джордж Майкл), она и сама пишет музыку и вполне уверенно чувствует себя в разных стилях. В Ростове она также представила широкий спектр вокальных произведений, хотя «взрывного вокального диапазона в пять октав», как про неё было написано в фестивальном буклете, я не ощутил. Хорошая певица, профи. Но таких — по крайней мере немало.
Вот, собственно, почти и всё. Разве что следует ещё раз отметить, что «Джаз по-ростовски» — это дело рук, ног и головы практически одного человека — Рафаиля Туишева. Я уже во второй раз поразился, как ему удаётся держать в своих руках все нити такого сложного организма, как джаз-фестиваль, как вообще можно сделать это всё, имея минимальное число единомышленников. Помнится, во времена витебских фестивалей при безусловном лидерстве Родиона Баса на него всё-таки работал весь городской центр культуры. А тут — Рафаиль во многих лицах. Временами жёсткий, предельно конкретный и до конца отданный своей любимой музыке. И всё же помощь ему никак не помешает, особенно в связи с его далеко идущими планами…