Табакин и «МосГорТрио»: шоу образцового мэйнстрима

0
Кирилл Мошков
фото: Павел Корбут
CM

4 февраля в концертном зале Российской Академии музыки им. Гнесиных играл Lew Tabackin.
Я специально привожу имя замечательного саксофониста в исходном английском написании, чего мы обычно не делаем: просто за последние годы (как раз за те, что московский пианист Яков Окунь регулярно приглашает Табакина выступать в России) в российских околоджазовых кругах развернулся настоящий «холивар» (священная война) по поводу написания имени Lew по-русски: «традиционалисты» произносили «Лью», упирая на мягкий знак; «американисты» же сурово чеканили «Лу».
Автор этих строк принадлежал к «американистам» и готов был бы писать «Лу» и посейчас, но на самом деле имя Lew в его американском произношении невозможно адекватно записать русскими буквами: в лучшем случае получится что-то вроде «Лъу» — L твёрдое, но за ним явное нейотированное Ю (без начального призвука «й»). Может, сойдёмся на компромиссном начертании «Лю»?

Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)

 Итак, Лю Табакин снова в России, и вновь инициатором и организатором его приезда выступает Яков Окунь, а следовательно — Табакин играет с «МосГорТрио», куда в последние годы, вместе с Окунем, входят контрабасист Макар Новиков и барабанщик Александр Машин. Сложности и перипетии организации концертного тура для солиста-инструменталиста излагает в видеоинтервью сам Яков Окунь (кстати, это первый опыт видеоинтервью в «Полном джазе» — не ругайте за некоторые технические проблемы: нам ещё предстоит научиться снимать интервью так, чтобы его было хорошо слышно):
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=X0ft-7TZJts]

Далее: подробный рассказ о концерте, фото, видеосъёмка выступления!

Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)

В ходе концерта квартет (Табакин+«МосГорТрио») играл главным образом авторскую музыку американского гостя, излагая её чрезвычайно пространно и подробно, причём значительная часть изложения, естественно, была сфокусирована на заморском госте. Например, исполнение темы Табакина «Desert Lady» с одноименного альбома 1989 г. продолжалось около 20 минут: Лю играл её, в виде исключения, в микрофон, поскольку, в отличие от саксофона, его флейта не могла озвучить пространство зала акустически во всех подробностях, а подробностей в звуке его флейты выявлялось чрезвычайно много. Тут и подпевание тону флейты голосом, и щедрый субтон, и своеобразная вибрация дыхания, отзывающаяся в микрофоне низкочастотным пульсом, и просто чистый светлый тон флейты, который, не будь она озвучена, прозвучал бы в этом зале слишком пискляво. А вот саксофону вполне хватало собственной мощности для того, чтобы полностью покрыть зал, даже в присутствии громких ударных инструментов.

Часто, насыщенно, содержательно и ярко солировал и Яков Окунь, взявший на себя и ведение концерта. Правда, с объявлением самого, наверное, успешного номера концерта вышла некоторая заминка, так что спешу расставить точки над Ё. «Пьеса Шопена», которую мы здесь предлагаем вашему вниманию в видеозаписи с концерта (с разрешения артистов, естественно) — на самом деле работа американских песенников Теда Моссмана и Бадди Кэйя, написанная ими в 1946 году для популярного певца Перри Комо и ставшая хитом под названием «Till The End of Time». Но мелодия эта действительно написана на основе («адаптирована из», как скромно пишут справочники) Полонеза ля-бемоль мажор Фридерика Шопена, известного также как Polonaise héroïque, Op. 53.

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=UO6qYCdeZWc]

Яков Окунь (фото: Павел Корбут)
Яков Окунь (фото: Павел Корбут)

Лю Табакину через полтора месяца исполняется 71; хотя знаменитая рыжая борода саксофониста изрядно подёрнулась сединой, на великолепном звуке саксофона и на энергичности импровизационного языка музыканта возраст никак не сказался. Он по-прежнему полон сил, его присутствие на сцене мощно ощущается даже в те моменты, когда солирует не он, а уж когда он солирует — множество наработанных за почти 50 лет на сцене эффектных приёмов не дают отвести от саксофониста глаз: энергичное топанье ногой, всегда как бы неожиданное, образует в его игре дополнительные тембральные и визуальные акценты; экстатическое привставание на цыпочки при игре на флейте заставляет сосредоточить на музыканте внимание, даже когда он играет долгие усыпляюще-протяжные медленные фигурации; постоянные перемещения Табакина по сцене создают ощущение насыщенного сценического действия, хотя на сцене всего четыре музыканта, три из которых привязаны к неподвижно стоящим инструментам. В общем, Табакин с российским трио показали такой сильный образец креативного современного мэйнстрима, что любо-дорого глядеть.

Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin и МосГорТрио (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin и МосГорТрио (фото: Павел Корбут)

 

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №473: Игорь Фёдорович Стравинский и культ карго
Следующая статьяФьюжн-выходные в «Олимпиаде 80»: два суперсостава молодого московского джаз-рока
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.