Табакин и «МосГорТрио»: шоу образцового мэйнстрима

0
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
Кирилл Мошков
фото: Павел Корбут
CM

4 февраля в концертном зале Российской Академии музыки им. Гнесиных играл Lew Tabackin.
Я специально привожу имя замечательного саксофониста в исходном английском написании, чего мы обычно не делаем: просто за последние годы (как раз за те, что московский пианист Яков Окунь регулярно приглашает Табакина выступать в России) в российских околоджазовых кругах развернулся настоящий «холивар» (священная война) по поводу написания имени Lew по-русски: «традиционалисты» произносили «Лью», упирая на мягкий знак; «американисты» же сурово чеканили «Лу».
Автор этих строк принадлежал к «американистам» и готов был бы писать «Лу» и посейчас, но на самом деле имя Lew в его американском произношении невозможно адекватно записать русскими буквами: в лучшем случае получится что-то вроде «Лъу» — L твёрдое, но за ним явное нейотированное Ю (без начального призвука «й»). Может, сойдёмся на компромиссном начертании «Лю»?

Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)

 Итак, Лю Табакин снова в России, и вновь инициатором и организатором его приезда выступает Яков Окунь, а следовательно — Табакин играет с «МосГорТрио», куда в последние годы, вместе с Окунем, входят контрабасист Макар Новиков и барабанщик Александр Машин. Сложности и перипетии организации концертного тура для солиста-инструменталиста излагает в видеоинтервью сам Яков Окунь (кстати, это первый опыт видеоинтервью в «Полном джазе» — не ругайте за некоторые технические проблемы: нам ещё предстоит научиться снимать интервью так, чтобы его было хорошо слышно):

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Далее: подробный рассказ о концерте, фото, видеосъёмка выступления!

Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)

В ходе концерта квартет (Табакин+«МосГорТрио») играл главным образом авторскую музыку американского гостя, излагая её чрезвычайно пространно и подробно, причём значительная часть изложения, естественно, была сфокусирована на заморском госте. Например, исполнение темы Табакина «Desert Lady» с одноименного альбома 1989 г. продолжалось около 20 минут: Лю играл её, в виде исключения, в микрофон, поскольку, в отличие от саксофона, его флейта не могла озвучить пространство зала акустически во всех подробностях, а подробностей в звуке его флейты выявлялось чрезвычайно много. Тут и подпевание тону флейты голосом, и щедрый субтон, и своеобразная вибрация дыхания, отзывающаяся в микрофоне низкочастотным пульсом, и просто чистый светлый тон флейты, который, не будь она озвучена, прозвучал бы в этом зале слишком пискляво. А вот саксофону вполне хватало собственной мощности для того, чтобы полностью покрыть зал, даже в присутствии громких ударных инструментов.

Часто, насыщенно, содержательно и ярко солировал и Яков Окунь, взявший на себя и ведение концерта. Правда, с объявлением самого, наверное, успешного номера концерта вышла некоторая заминка, так что спешу расставить точки над Ё. «Пьеса Шопена», которую мы здесь предлагаем вашему вниманию в видеозаписи с концерта (с разрешения артистов, естественно) — на самом деле работа американских песенников Теда Моссмана и Бадди Кэйя, написанная ими в 1946 году для популярного певца Перри Комо и ставшая хитом под названием «Till The End of Time». Но мелодия эта действительно написана на основе («адаптирована из», как скромно пишут справочники) Полонеза ля-бемоль мажор Фридерика Шопена, известного также как Polonaise héroïque, Op. 53.

Яков Окунь (фото: Павел Корбут)
Яков Окунь (фото: Павел Корбут)

Лю Табакину через полтора месяца исполняется 71; хотя знаменитая рыжая борода саксофониста изрядно подёрнулась сединой, на великолепном звуке саксофона и на энергичности импровизационного языка музыканта возраст никак не сказался. Он по-прежнему полон сил, его присутствие на сцене мощно ощущается даже в те моменты, когда солирует не он, а уж когда он солирует — множество наработанных за почти 50 лет на сцене эффектных приёмов не дают отвести от саксофониста глаз: энергичное топанье ногой, всегда как бы неожиданное, образует в его игре дополнительные тембральные и визуальные акценты; экстатическое привставание на цыпочки при игре на флейте заставляет сосредоточить на музыканте внимание, даже когда он играет долгие усыпляюще-протяжные медленные фигурации; постоянные перемещения Табакина по сцене создают ощущение насыщенного сценического действия, хотя на сцене всего четыре музыканта, три из которых привязаны к неподвижно стоящим инструментам. В общем, Табакин с российским трио показали такой сильный образец креативного современного мэйнстрима, что любо-дорого глядеть.

Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin и МосГорТрио (фото: Павел Корбут)
Lew Tabackin и МосГорТрио (фото: Павел Корбут)

 

Предыдущая статьяДжазовый подкаст: Игорь Стравинский и культ карго
Следующая статьяФьюжн-выходные в «Олимпиаде 80»: два суперсостава молодого московского джаз-рока
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.