Готовится второй российский десант на конкурсы Montreux Jazz Festival: прослушивание в Москве

1
Константин Волков KW

28 марта в малом зале московского клуба «Дом у Дороги / Ритм-Блюз Кафе» прошло полуофициальное прослушивание будущих участников джазовых конкурсов крупнейшего в Европе джаз-фестиваля в Монтрё.
Напоминаем, что джаз-фестиваль в Монтрё (Montreux Jazz Festival) будет проведён в июле 2011 г. уже в 45-й раз. В рамках программы фестиваля проходят два конкурса молодых джазовых музыкантов — Montreux Jazz Voice Competition (вокальный конкурс) и Montreux Jazz Solo Piano Competition (конкурс сольной игры на фортепиано).

Сразу подчеркнём, что концерт-прослушивание 28 марта не был «этапом в отборе» будущих конкурсантов: их просто собрали на творческую встречу те, кто занимаются организацией «десанта» российских музыкантов на конкурсы в Монтрё — бизнесмен Валерий Алтухов и продюсер Алекс Ростоцкий. Предыстория вопроса такова. Россия практически не была представлена на джазовых конкурсах, проходящих в рамках фестиваля в Монтрё. В 2009 г. Валерий Алтухов выступил с инициативой подготовки своего рода «национальной команды» российских конкурсантов, ставя амбициозную задачу «Россия должна победить в Монтрё». Эту инициативу поддержал Алекс Ростоцкий, а также архитектор Максим Нестеров, русские физики из CERN и EPFL, российские и швейцарские предприниматели и журналисты, члены клуба Rotary Club Moscou-Pokrovka. В 2010 году Россия впервые участвовала в конкуре, и молодые российские музыканты сразу добились впечатляющих результатов: четверть участников полуфинала конкурса пианистов была из России,  в фортепианном конкурсе победил россиянин Николай Сидоренко, а в вокальном конкурсе Юлиана Рогачёва получила II премию и Приз зрительских симпатий.

Вечер открыло выступление Юлианы Рогачёвой со своего рода творческим напутствием: в прошлом году она завоевала в Монтрё вторую премию и Приз зрительских симпатий вокального конкурса и на сей раз выступала уже как «мэтр», хотя и с тем же трио, которое аккомпанировало всем участникам вечера (пианист Владимир Нестеренко, контрабасист Макар Новиков и барабанщик Александр Зингер). Вот часть выступления Юлианы — здесь она поёт «Con Alma» Диззи Гиллеспи:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=V7dD3y9klRU]

ДАЛЕЕ: выступления потенциальных конкурсантов, фото, ВИДЕО


Отбирать конкурсантов для полуфинала будет жюри конкурса в Монтрё (по записям), а 28 марта российские претенденты сдали инициативной группе организаторов «российского десанта» подготовленные заявки на участие в конкурсе и выступили перед слушателями-болельщиками и небольшой группой специалистов, в которую входили Алекс Ростоцкий, а таже главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков и народный артист России, композитор и бэндлидер Анатолий Кролл. После выступления члены «группы специалистов» уже без публики подробно разобрали с конкурсантами их выступления; Кролл и Ростоцкий дали молодым музыкантам много профессиональных советов, которые наверняка окажутся им полезными, если их записи действительно пройдут отбор в Швейцарии и они окажутся в полуфинале в Монтрё.

Олег Стариков
Олег Стариков

Мы не сможем показать здесь видео с выступлений претендентов-пианистов (один из двух конкурсов в Монтрё, напомним — конкурс сольного джазового фортепиано), так как в клубе нет рояля, и потенциальные конкурсанты вынуждены были играть на цифровом пианино, по звуку которого, конечно, крайне сложно оценивать прежде всего собственно пианизм. Отметим только, что выступили три пианиста: Андрей Марухин (победитель прошлогоднего конкурса «Рояль в джазе»), Олег Стариков (в прошлом году уже проходивший в полуфинал в Монтрё, но в финал не попавший) и самый опытный из троих — Марат Габбасов, который, хотя ещё и учится, но уже достаточно известен на профессиональной сцене.

Марат Габбасов
Марат Габбасов

Вокалистов оказалось больше, чем было заявлено. Ирина Тюленева настояла на выступлении с собственной группой, показав крепкий соул или ритм-н-блюз в электрическом звучании, но, конечно, если она попадёт на конкурс в Монтрё, где все вокалистки выступают с одним и тем же аккомпанирующим трио, преимущества показа с собственной подготовленной группой она будет лишена. Юная Салима Сагиева из Сухуми показала определённый потенциал, но и полное отсутствие опыта живых выступлений и собственно умения петь джаз с ансамблем — недостаток временный, изживаемый, но, увы, не так скоро, как нужно для выступления на конкурсе. Ольга Синяева выступала дуэтом с пианистом Андреем Марухиным, что, как отметил А.О.Кролл, несколько понизило её уровень: всё-таки Нестеренко — сложившийся мастер аккомпанемента, чего о Марухине пока что нельзя сказать. А санкт-петербургский вокалист Франц Бдоян не дождался замечаний специалистов, так как после своего выступления тут же уехал на поезд.

Интереснее всего выступили две вокалистки, которые хорошо знакомы как минимум по Первому конкурсу молодых джазовых вокалистов 2009 г.

Дарья Антонова, которая на том конкурсе получила третью премию, с тех пор успела некоторое время поработать в оркестре им. Олега Лундстрема, а сейчас выступает в качестве солистки с «Большим джазовым оркестром» Петра Востокова. На прослушивании 28 марта она показала две разные по фактуре вещи, одинаково выгодно продемонстрировавшие её сильные стороны — запоминающийся тембр, умение выигрышно использовать особенности собственной вокальной фактуры, несомненный вкус к джазовому интонированию. Вот Дарья исполняет «I Get A Kick Out Of You» Коула Портера в очень необычной аранжировке на 3/4:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=iumQWc_iuOQ]

Алина Ростоцкая, получив на том конкурсе заслуженный Гран-при, за прошедшие два года показала впечатляющий творческий рост, прошлым летом дебютировав уже и на большой фестивальной сцене. 28 марта она исполнила тоже две весьма контрастные пьесы — «You’re Everything» Чика Кориа и «’S Wonderful» Джорджа Гершвина, которую мы и предлагаем вам посмотреть:

[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=mkj6qzF5By8]

«Джаз.Ру» желает успеха всем российским конкурсантам, кого бы ни отобрало швейцарское жюри для участия в конкурсе, и благодарит инициаторов «российских десантов» на конкурсы в Монтрё: поскольку тем, от кого это в теории зависит, традиционно нет особого дела до поддержки российских музыкантов, такая инициатива — практически бесценна и должна быть воспета и увековечена!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяЭто случается в Ярославле каждые два года. «Джаз над Волгой»: репортаж
Следующая статьяНовое на видеоканале «Джаз.Ру»: опубликовано в марте
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ошибка!
    «Юная Салима Сагиева из Сухуми показала определённый потенциал, но и полное отсутствие опыта живых выступлений и собственно умения петь джаз с ансамблем — недостаток временный, изживаемый, но, увы, не так скоро, как нужно для выступления на конкурсе.»
    Фамилия искажена:
    НЕ Сагиева а Сагариа

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.