Рецензии: март 2011, часть 3

0
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
Юрий Льноградский IL

«Джаз.Ру» представляет небольшие рецензии («микровпечатления») на альбомы иностранных джазовых музыкантов, вышедшие в последние месяцы.

Редакция готова принимать как пресс-релизы о выходе новых альбомов, так и сами альбомы на рецензию от любых российских и зарубежных издателей.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Связаться с редакцией


Mark Egan— «Truth Be Told»

Wavetone, 2010

Басиста Марка Игана вряд ли можно причислить к высшему джазовому эшелону, но и статистом на современной сцене его не назовёшь. Это маленькая, но имеющая собственное имя звёздочка, которая то выпускает интересные, но не особенно взлетающие в чартах альбомы, то идёт под крыло к более удачливому лидеру и достигает там настоящих высот (как, например, в группе Пэта Мэтини в конце 1970-х). На «Truth To Be Told», где Игану помогают товарищи калибром, наверное, всё же повыше его самого (барабанщик Винни Колайюта, саксофонист Билл Эванс и т.п.), ему удаётся взять весьма недурную высоту, упаковав узнаваемую манеру этих известных музыкантов в рамки, определяемые им самостоятельно — и потому позволяющие увидеть их с несколько новой стороны. Например, характерно резкий звук саксофона Эванса не отбирает здесь на себя основное внимание, будучи уведён в общей звуковой картинке с переднего плана в глубину; Колайюта, славный своими «мелочами» на высоких частотах, неожиданно кажется более ровным на фоне самого басиста Игана, не стесняющегося играть басовую партию, скажем так, обильно. Материал же — нечто среднее между прифанкованным джаз-роком и современным фьюжн, с красивой гармонической подложкой и весьма изящного аранжировочного рисунка. Хороший альбом, чего там.

ДАЛЕЕ: ещё пять новых альбомов!

Alain Blesing — «Just On Six»

Petit Label, 2010

Французский гитарист Ален Блесин — фигура в мире далеко не самая авторитетная, но после ряда его работ, прослушанных и вживую, и в записи, от сольной записи на акустической гитаре ожидалось всё-таки что-то более цельное. По факту же — пятнадцать недлинных пьес, названных сообразно длительности («2’51», «2’22» и так далее), не отличающихся друг от друга практически ничем: весьма свободный и неторопливый перебор струн в самых разнообразных сочетаниях, несомненное желание что-то сказать — и, к сожалению, весьма спорные достижения в этой области. Дерек Бэйли, делая нечто подобное, достигал куда большего эффекта, а Блесин, пожалуй, больше заставляет жалеть об упущенных возможностях, чем вслушиваться в материал. Потому что гитарист он великолепный, а звукоизвлечение на «акустике» у него соответствует самым высоким мировым стандартам. Возможно, как раз это и есть повод к тому, чтобы всё же купить пластинку и попробовать понять мысль художника: Ален не из тех, кто штампует диски только ради наличия «мерчендайза» на прилавках во время концертов.

Wojtek Pilichowski — «Fair Of Noise»

Universal, 2010

Польского басиста Войтека Пилиховского в профильном сообществе иначе как без приставки «супер» не именуют, и это одновременно дань уважения и диагноз. «Fair Of Noise» трудно рассматривать просто как музыку, а не как сольную работу басиста-виртуоза, который в каждую отдельно взятую секунду должен напоминать, кто тут именно главный. Даже само вступление, названное незатейливо «Intro», — такое же массивное, пафосное, загромождённое, как и весь альбом. Звук почти везде перенасыщен самым что ни на есть «жиром» звукорежиссуры, барабаны — обязательно громкие, синтезаторы — обязательно вычурные и работающие за весь оркестр, вокал — обязательно нестандартный (хотя использование разговоров с собственными детьми в качестве захода на пьесу уже кем только не применялось), соло на басу — обязательно слэпом, фанк — обязательно на неровный размер, рок — обязательно с виртуозной космической гитарой под классику. Пожалуй, «Fair Of Noise» в плане собственно музыки скорее неудачен, чем удачен — столько в него вбухано всех подряд красок, без разбора и меры — и акварели, и гуаши, и акрила. А вот в чём удачен — так это в создании именно того самого «перекачанного» звучания, от которого искренне балдеешь в шестнадцатилетнем возрасте, когда есть хороший сабвуфер, хорошие высокочастотные динамики и мама с папой на даче. Так что, безусловно, каждому своё, и наверняка для многих эта работа может стать первым шагом на пути к, например, Маркусу Миллеру — а там, глядишь, дело дойдёт и до Майлса Дэйвиса

Ray Harris — «Ray Harris & The Fusion Experience»

Record Kicks, 2010

Клавишник, вокалист и бэндлидер Рэй Харрис — далеко не лучшее, что случалось с фанком, соулом, латино и фьюжн за последние пару десятилетий, но присмотреться к нему тем не менее стоит. При всей немудрёности и клишированности музыки, в которой только ленивый не найдёт измеряемых десятками аналогий с классиками жанра, Харрис умудряется построить работу своего ансамбля так, что собственно о работе речь не идёт. Можно ли винить уличного мексиканского музыканта за то, что он играет всем известные мелодии узнаваемым тембром на обязательной в этом случае гитаре? Нет, потому что для него это естественно; оцениваешь не качество и не новизну, а именно единение материала и исполнителя. Так же и у Харриса: знакомые африканские ритмы сменяются знакомым латино, знакомые соул-хоры — знакомым поп-вокалом с благородной хрипотцой, знакомая босса-нова — знакомым эйсид-джазом. Но — нисколько не раздражает своей знакомостью. Чего же ещё желать, если речь о стилистике, которая давно доказала своё право на жизнь?

Tohpati Ethnomission — «Save The Planet»

MoonJune, 2010

«Спасите планету» в названии альбома и слово «миссия» в названии коллектива — достаточно серьёзный повод для того, чтобы заранее опасаться содержимого. Слишком уж, чёрт возьми, концептуально. Но по факту — вполне приемлемый инструментал, этническая окраска которого естественна просто потому, что играют его пятеро вполне себе коренных индонезийцев. Вычурная мелодика юго-восточной Азии, однако, ложится на вполне воспринимаемую европейским ухом гармонию; гитара лидера Топати и в особенности бас-гитара Индро Харджодикоро звучат и вовсе вполне по-американски; местная флейта Дики Суварджики знает своё место и работает на качество, а не на колорит. Бог его знает, почему именно таким образом гитарист решил спасать планету (дело, отметим в скобках, само по себе благородное): качественный, небезыинтересный и весьма техничный джаз-рок, приправленный индонезийским колоритом без пересаливания и обильно уснащённый прихотливыми унисонными партиями двух, а порой и трёх инструментов. До world music этой работе весьма далеко, а уж до набившего оскомину «этно-фьюжна» — ещё дальше: в первую очередь потому, что явно не от национального наследия пляшет лидер и композитор. Просто, видимо, никуда ему от этого национального наследия не деться, хотя и хочется играть что-то сравнительно американское. И результат получается, в общем-то, совсем неплохим.

Amy Pieterse — «Who»

MXM Studios, 2010

Первый сольный альбом живущей и работающей преимущественно в Санкт-Петербурге молодой вокалистки Эми Питерс (национальная принадлежность которой слишком сложна, чтобы её описывать) многими её поклонниками ожидался очень давно: достаточно сказать, что её коллективы собирают свою аудиторию уже лет пять как минимум. Диск, сведение которого делалось в Нью-Йорке, собрал практически все хиты группы и потому стилистически крайне разнообразен — от фанка до джазовой баллады, от лирического шансона (в хорошем смысле слова) до чего-то близкого к рэпу, от мягкого рэгги до откровенного танцевального диско. Но, пожалуй, диск остаётся более дополнением к «живой» группе, чем самостоятельным объектом интереса. Отчасти причина этого — сам голос Эми, объективную «невеликость» (то есть ограниченный диапазон) которого с успехом искупают именно концертная энергетика, внешние данные и сценическое поведение вокалистки, но никак не скрывает лишённая визуального ряда аудиозапись. Отчасти — её решение петь на альбоме как по-английски, так и по-русски. Как ни крути, русскоязычная музыка такого толка направляет мысли в сторону клубной атмосферы (со всеми вытекающими) и лишний раз напоминает, что у такого рода проектов есть объективный потолок, а сама двуязычность, из-за которой часть текстов наконец-то понимается слушателем без проблем, заставляет задуматься, так ли это слушателю было нужно. Так что остаётся надеяться, что это действительно только дебютный альбом — Эми Питерс в звукозаписи пока сильно отстаёт от Эми Питерс в живом выступлении, и если эти две ипостаси как-то сбалансировать, то всем будет только лучше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.