«Архангельск Блюз»: чёрная музыка белых ночей

2
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

Что может привести двух редакторов джазового журнала на блюзовый фестиваль?

Ну, например, тот факт, что фестиваль этот проводят джазовые люди. Именно так обстоят дела в Архангельске, где 28-29 мая прошёл шестой по счёту фестиваль «Архангельск Блюз». Его проводит гитарист Тим Дорофеев, соратник покойного ныне Владимира Резицкого, лидера прославившей этот город на международной импровизационной сцене джаз-группы «Архангельск». Впечатляет, кстати, символика дат. Шестой фестиваль «Архангельск Блюз» начался через четыре дня после 10-й годовщины безвременного ухода Владимира Резицкого из жизни, а на следующий день после официального окончания фестиваля его участники и гости отмечали 50-летие Тима Дорофеева.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Фестиваль «Архангельск Блюз» — блюзовый в том смысле, в каком блюз и джаз переплетены в истории американской, а затем и всей мировой музыки на протяжении всего XX, а теперь и XXI века. На его сцене появляются и блюзмены, исповедующие блюз как стиль, как вид музыкального искусства, а часто — и как образ жизни; и джазмены, для которых блюз — язык джаза, исторический первый интонационный строй джазовой импровизации, давно разбавленный множеством иных влияний и сплавленный с ними в новые музыкальные сущности, но неистребимый и вечно побеждающий. Появляются, вообще говоря, самые разные музыканты, но блюзмены по духу и джазмены по профессии — преобладают.

Театр им. Ломоносова
Театр им. Ломоносова

Новый, ослепительно богато отделанный Театр им. Ломоносова; много публики, в основном весьма заинтересованной, понимающей и искренней, пусть и по-северному сдержанной; превосходный звук; разнообразная программа — в общем, сильный фестиваль.

Тим Дорофеев, Виктор Колесов
Тим Дорофеев, Виктор Колесов

В первый день фестиваля (28 мая) высокая планка была задана сборным проектом Guitar Summit, в который, кроме трио главы фестиваля Тима Дорофеева, вошли несколько специальных гостей-гитаристов: Виктор «Петрович» Колесов из Вологды, крепкий блюзмен, превосходно чувствующий себя и в джаз-роковой идиоме; арханелогородец Николай Куликов — выпускник джазового отделения Гнесинской академии в Москве, отлично владеющий джазовым изводом блюзового языка; и, наконец, норвежский гитарист Турфинн Стрёмсмо — бывший самодеятельный рокер, душою прикипевший к блюзу и определённо знающий его живой разговорный язык. Среди пьес, сыгранных «Гитарной встречей в верхах», были и крепкие мажорные блюзы, и мясистая тема Фредди Хаббарда, и прославившая первого джазового электрогитариста Чарли Крисчена «Seven Come Eleven» Бенни Гудмана — и всё это в непротиворечивом единстве. Для того, чтобы показать вам фрагмент «Встречи», мы выбрали тему Виктора Колесова «Играем вместе», очень характерную для этого проекта: тут вам и элементы блюз-рока, и явственный джаз-рок-фьюжн, и всё это весьма добротно сыграно. Солируют: Виктор Колесов (тема и первое соло), далее по порядку: Турфинн Стрёмсмо, Николай Куликов, вновь Виктор Колесов, Тим Дорофеев.
ВИДЕО: Guitar Summit «Играем вместе»

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, фото, ВИДЕО

Несколько однообразно, но увлекательно сыграл местный дуэт — клавишник Андрей Барбашов и барабанщик Валерий Журавлёв. В целом блюзовые и блюз-роковые по характеру пьесы дуэта (написанные клавишником) строились на доминирующем звуке электрооргана; возможно, они прозвучали бы ещё интереснее, если бы барабанщик играл не так монотонно. Опытный и техничный, он появился на фестивале в нескольких коллективах, и было заметно, что его опыт в рок-музыке и тяготение к ровным, чётко отсчитанным ритмам часто входят в противоречие с «отвязной» природой блюзовой ритмики, не терпящей метронома.

Robert Lighthouse
Robert Lighthouse

Завершил первый день музыкант, который представлял родину блюза, хотя пришёл к ней не прямым путём. Роберт Лайтхауз родился в Швеции, а по происхождению он наполовину финн, наполовину серб, но с 18 лет живёт в США (ещё точнее — в американской столице, Вашингтоне). Он действительно здорово владеет «корневой» стилистикой дельта-блюза: аутентично поёт, играет на гитаре и хроматической губной гармонике. В каждом куплете его песен слышно, что он изучил язык блюза не умозрительно, но через глубокое постижение хрестоматийных блюзовых записей: в его игре то и дело слышишь обороты и фразы из афроамериканской классики, и при этом всё в целом звучит не постмодернистским набором цитат, а живым и оригинальным искусством именно данной личности, именно Роберта Лайтхауза. Особенно выпукло это чувствовалось в течение первых трёх песен, которые Роберт исполнял сольно. Потом к нему присоединились архангелогородские музыканты — Тим Дорофеев на гитаре (ему Роберт время от времени давал солировать, и Тим справлялся с этим на весьма высоком уровне), Николай Клишин на бас-гитаре и Валерий Журавлёв за барабанами. И тут возник определённый стилистический конфликт: ритм-секция тянула в сторону прямолинейного, метрономически-ровного звучания рок-музыки, и Лайтхауз должен был приспосабливать свою живую, «дышащую», по-блюзовому ритмически отвязную игру к этой строгой точности.
ВИДЕО: Роберт Лайтхауз и архангелогородцы играют «Cross Road Blues» Роберта Джонсона

После большого концерта в театре гости и участники фестиваля переместились в клуб «Колесо», где с удовольствием слушали ансамбль архангельской певицы Марии Корель. Отучившись год в США ещё в старших классах гимназии (Хартфордская академия искусств в Коннектикуте), Мария три года работала с покойным ныне Владимиром Резицким, позднее пела в рок-группах и джазовых составах; нынешний её коллектив богато звучит (по составу это электрическая группа плюс три духовых инструмента), отлично чувствует стиль (соул, ритм-н-блюз, поп-джаз) и хорошо обрамляет интересный голос Марии.

Мария Корель (в центре) и её ансамбль
Мария Корель (в центре) и её ансамбль

Второй день фестиваля, 29 мая

Из Москвы на фестиваль приехал дуэт Мариам и Армена Мирабовых — вокалистка и пианист, мастера мощного, задушевного исполнения джазовых стандартов. С ними играли «Петрович» Колесов (гитара) из Вологды и архангельская ритм-секция — опытнейший барабанщик Олег Юданов и контрабасист Георгий Стрелков.

Олег Юданов (ударные) и Мариам
Олег Юданов (ударные) и Мариам

Всё на свои места поставила первая же пьеса: классика нью-орлеанского джаза тех времён, когда джаз и блюз ещё было практически невозможно разделить как виды музыки — «Basin Street Blues». Сыграно и спето было вполне по-джазовому — ну, так они и обещали джаз. И сразу же был заявлен темперамент и мощь не только вокалистки Мариам, но и пианиста: в своём соло (на клавишах, правда — рояля в театре им. Ломоносова, судя по всему, нет) Армен попытался вытрясти из электронного инструмента его цифровую душу, сыграв соло сокрушительно дробными гранд-пиановыми аккордами.

Армен Мерабов, Виктор Колесов, Георгий Стрелков, Олег Юданов, Мариам
Армен Мерабов, Виктор Колесов, Георгий Стрелков, Олег Юданов, Мариам

Дальше всё так и пошло: была и неизбежная «Route 66», и не менее всепроникающий государственный гимн штата Джорджия «Georgia on My Mind»… правда, была и неожиданная песня на русском: «Год, два, ещё один» (по словам Мариам, у них с Арменом в этом году будет новый альбом из их авторских джазовых песен на русском языке: это интересно!). Было и отличное взаимопонимание между московскими гостями и сопровождающим составом: Олег Юданов рассказал нам, что ему очень нравится работать с Мариам и он высоко ставит её вокальное искусство. Впрочем, как и публика: Мариам и Армен заработали от северной аудитории заслуженный «бис».

Французская группа Blues & Beyond Quartet состоит из музыкантов, чей опыт гораздо шире стилистических рамок блюзовой стилистики: например, самый опытный её участник, бас-гитарист Доминик Ди Пьяцца, гастролировал по всему миру с трио великого джаз-рокового гитариста Джона Маклафлина (альбом 1992 г. «Que Alegria»), а в 2008-м — с его же группой The 4th Dimension (с которой выступил и в России). Кстати говоря, Доминик вообще часто выступает в нашей стране: так, в прошлом году он проехался по маршруту передвижного фестиваля «Джазовая провинция» в составе ансамбля «Виртуозы Парижа», который представлял парижский гитарист Андрей Боднарчук. На персональном сайте Ди Пьяццы даже есть раздел на русском языке!

Sebastien Charlier, Dominique Di Piazza,
Sebastien Charlier, Dominique Di Piazza,

Его коллеги, быть может, менее имениты, но ничуть не менее профессиональны: это мастер диатонической губной гармоники Себастьян Шарлье (Sebastien Charlier), гитарист Янник Робер (Yannick Robert) и молодой, да ранний барабанщик Йоанн Шмидт (Yoann Schmidt). Для всех музыкантов этот ансамбль — не единственный в их творчестве: это своего рода побочный проект, в котором они играют авторский материал в блюзовом духе. Конечно, музыку французского квартета нельзя назвать классическим блюзом, но она на это и не претендует, о чём говорит и название коллектива («Блюз и дальше»). Их материал — очень комфортная и спокойная музыка, в которой много места для индивидуальной виртуозности, приятных мелодий и общей позитивности.
ВИДЕО: Blues & Beyond Quartet играет пьесу Себастьяна Шарлье «Le Blues de Flamel»

Фестиваль закрывало выступление ещё одного голоса с родины блюза, и вновь, что характерно, из Вашингтона: это была Джанин Картер, колоритная дама с сильным, аутентично блюзовым голосом, которая с большим вкусом и чувством пела блюзовую и джазовую классику при поддержке ансамбля под руководством Александра Гуреева — большого мастера «винтажного» звучания тенор-саксофона под 50-е годы, в строгой ретро-стилистике и с большим процентным содержанием блюзовой фразировки. Никакого этого вашего модернизма, всё «как было», всё по старинным рецептам и без добавления консервантов. В группу входили также два местных музыканта — контрабасист Георгий Стрелков и клавишник Андрей Шабашёв (невзирая на молодость — большой мастер блюзовых органных соло), плюс один из самых именитых джазовых барабанщиков России — Александр Машин, блеснувший увлекательно-напряжённой работой с ансамблевым временем, а также нервными виртуозными соло, не дававшими публике соскользнуть в совсем уж комфортно-расслабляющую атмосферу и державшими музыкальный уровень этого отделения на высокой планке.

Александр Гуреев, Георгий Стрелков, Janine Carter
Александр Гуреев, Георгий Стрелков, Janine Carter

«Джаз.Ру» от души поздравляет Тима Дорофеева с удавшимся фестивалем и с отпразднованным 50-летием; на фестивале региональные и федеральные власти продемонстрировали много знаков поддержки фестиваля — пусть и дальше на северной земле растут и приносят плоды побеги тех ростков, что были посажены Владимиром Резицким много лет назад, и пусть его сподвижники и впредь делают Архангельск передовым регионом развития музыкального искусства. Удачи, Тим!

Тим Дорофеев
Тим Дорофеев

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Яркое событие для Архангельска и всех почитателей блюза: интересные коллективы,хорошая организация, тёплая творческая атмосфера. Несомненный успех Тима Дорофеева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.