Фестиваль «Сентябрь в Тихвине»: маленький, но не такой, как все

0
Анна Филипьева,
редактор «Джаз.Ру»
фото и видео: Кирилл Мошков

Над Питером ходят чёрные тучи, угрожающе ворча глухими литаврами и мерцая жутковатыми всполохами молний. Прохожие подозрительно косятся на эту природную инсталляцию и прибавляют шагу. Между ними неловкой трусцой лавируют два человека с чемоданами. Один из них отчётливо ковыляет, так как подвернул ногу, слезая c «Сапсана». Второй, несмотря на увесистый багаж, в котором сосредоточены плоды жизнедеятельности вверенного ему издания, в целом держится молодцом. И бегут эти две странных личности, превозмогая себя и опережая грозу, с единственным стремлением — успеть на концерт, открывающий двенадцатый фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине». В этом месте повествования читатель волен усомниться в адекватности вышеописанных индивидов, ибо, если верить глобусу Ленинградской области, бежать до Тихвина им остаётся ещё более двухсот километров. Но нет, любезный читатель, у половины редколлегии «Джаз.Ру» вовсе не отъехала крыша. Просто открытие фестиваля «раздвоилось» и проходит одновременно в двух городах — в Тихвине, где в этот вечер играют местные самодеятельные коллективы, и в Санкт-Петербурге в клубе JFC, где выступают московский саксофонист Алексей Круглов, питерский пианист Алексей Лапин и архангелогородский барабанщик Олег Юданов.

Алексей Круглов
Алексей Круглов

С первыми каплями дождя московская делегация врывается в JFC. Зал полон, ложи блещут как питерской публикой, так и десантом слушателей и организаторов из Тихвина. На сцене букет из веток рябины — фирменный стиль фестиваля.
По сложившейся традиции концерт открывает бессменный ведущий фестиваля Владимир Борисович Фейертаг, который полушутя благодарит клуб JFC за толерантность, проявленную путём предоставления сцены экспериментальной музыке и тихвинскому фестивалю. Затем появляются главные действующие лица вечера.

В.Б.Фейертаг в JFC
В.Б.Фейертаг в JFC

ДАЛЕЕ: подробный репортаж с концертов в Петербурге и Тихвине, фото, ВИДЕО

Вначале царствует минимализм, и здесь главный персонаж — Олег Юданов. Он берёт один-два инструмента и колдует над ними, добиваясь звучаний, до которых едва ли способен додуматься кто-то, кроме него. Лапин и Круглов держатся на заднем плане и не мешают. Постепенно действо разворачивается в яростную кульминацию и обрывается. Наступает черёд шумовых исследований. Здесь уже все персонажи принимают участие на равных ролях. В ход идут струны рояля, корпуса инструментов и другие не вполне традиционные вещи. В зале оживление, и настроение публики разнообразно. Кто-то крутит головой, пытаясь понять, как правильно реагировать на происходящее. Кто-то застыл, открыв рот, и внимает. А кто-то уже откушал горячительного и что-то громко доказывает собеседнику.

Следующая композиция начинается длинным вступительным соло Юданова с использованием массы всевозможных мелких звучащих штучек. Постепенно оно обретает регулярный ритм, вступает Лапин на рояле с полуприжатыми струнами и Алексей Круглов на блок-флейте. Звучит свободная мета-народная музыка, вобравшая в себя массу самых различных отчётливо фольклорных аллюзий, не связанных, однако, напрямую, пожалуй, ни с одной конкретной народностью. В следующем номере лидирующая роль переходит Алексею Лапину. Он играет соло — сначала колючее, жесткое, угловатое, потом прозрачное, лирическое, созерцательное. Эхом отзывается Круглов. Робкий отголосок превращается в широкую свободную мелодию, которая постепенно обрастает колючками и шипами. Лапин и Круглов смолкают — и точно в их стиле играет соло Юданов. Как же хорошо надо чувствовать партнёров, чтобы продолжить их мысль одному, без какой бы то ни было звуковой поддержки с их стороны? Завершается пьеса многоголосым тутти.

ВИДЕО: Алексей Круглов, Алексей Лапин и Олег Юданов в клубе JFC
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=tKLgw6P7Hlw]
смотреть на YouTube

После антракта действо продолжается. Снова соло Юданова, который играет мелодию на разновысотных cowbells. Под этот странный аккомпанемент очень деликатно вступают Круглов и Лапин, а дальше происходит что-то труднообъяснимое: музыканты начинают меняться ведущими ролями, причём так, что смена ролей очевидна, а партии при этом почти не видоизменяются. Как это делается — непонятно.
От следующей композиции неуловимо повеяло музыкой Игоря Широкова. Да, ничто не проходит бесследно, и вполне понятно, что Алексей Круглов, много игравший с Широковым в последнее время, впитал в себя часть его идиом. Получилась — если вкратце — музыка, будящая сильные переживания.
Коротенькая передышка на немногословную спокойную композицию — и мощная, сокрушительная пьеса на бис.
Концерт окончен. Публика припадает к столику, у которого продаются книги Владимира Фейертага и недавно вышедший сборник работ Леонида Переверзева «Приношение Эллингтону», и, отягощённая в равной степени духовной пищей и увесистыми томами для домашнего изучения, покидает клуб.

На улице льёт, как из ведра. Музыканты, журналисты и делегация организаторов из Тихвина, ёжась, запрыгивают в микроавтобус. До Тихвина ехать долго, все рассаживаются по интересам. К представителям «Джаз.Ру» подсаживается Алексей Круглов. Музыкантские байки, беседы за жизнь… Это тоже часть джазового фестиваля.
За окном непроглядная ночь. В отблесках фар по дороге прыгают рассыпающиеся искорками капли дождя, то пропадая в густом осеннем тумане, то вновь отчётливо прорисовываясь впереди. Микроавтобус мчится сквозь промозглую пелену в Тихвин.
Полуночная остановка, как говорят англичане, in the middle of nowhere («посреди нигде». — Ред.). О, это сладкое слово — еда! И это — часть фестивального опыта. Как прекрасен в глухой ночи пирожок, в котором, если его потрясти, однозвучно гремят несколько сухих рисинок, гордо поименованные в ценнике круглосуточного придорожного кафе «рис с яйцом». Где Олег Юданов? Надо показать ему этот русский ответ маракасам… И снова ночь, туман и капли на стекле.

3 сентября, утро. Дождь остался в прошлом, и только отдельные лужи на уже просохшем асфальте напоминают о ночной стихии. Тихвин, восток Ленинградской области.

Парад в Тихвине. Барабанщицы
Парад в Тихвине. Барабанщицы

Концертная программа начинается в полдень фестивальным парадом — а по сути, выступлениями на открытом воздухе духового оркестра, юных барабанщиц и ансамбля традиционной музыки. Парад стартует от здания городской администрации и движется в направлении ДК. Играют только на остановках, впрочем, проход по городу нарядных музыкантов с блестящими дудками и большими барабанами, сопровождаемых членами семей, друзьями и нарядом полиции, сам по себе уже настраивает на праздничный лад.

Тихвинский духовой оркестр
Тихвинский духовой оркестр

Впрочем, оказалось, не так легко возбудить в суровых тихвинцах тягу к прекрасному. Постоять на улице пять минут и поглядеть на барабанщиц — пожалуйста. А вот пойти дальше, купить билет (за цену приблизительно полутора бутылок пива, если сравнивать с более традиционными видами досуга) и отправиться на концерт — это уже дудки. В результате, как это ни печально, концертный зал ДК к моменту начала концерта оказался отнюдь не перегружен жаждущими искусства слушателями. Вдвойне печально, что даже участвовавшие в параде музыканты отправились в ДК послушать концерт, мягко выражаясь, сильно усечённым составом: такая инертность со стороны людей, чья жизнь вроде бы посвящена музыке, удручает.

Тихвинский духовой оркестр
Тихвинский духовой оркестр

А между тем концерт в зале ДК открывает дуэт арт-директора фестиваля пианиста Игоря Володина с саксофонистом Алексеем Кругловым. Они исполняют пьесу «Печальный рассвет» с последнего альбома Игоря, а на заднике сцены в это время демонстрируется хроника фестиваля за все годы его существования.

Игорь Володин
Игорь Володин

Вообще отсутствие пафоса в отношении собственной музыки — характерная особенность Игоря Володина. В частности, использовать собственные выстраданные творения в качестве подложки для разговоров ведущей или как музыкальный фон в перерыве между выступлениями согласились бы очень немногие. А он это делает совершенно спокойно. Вот и тут Игорь Володин не стал задерживаться на сцене и предпочёл скромно уступить её новгородскому ансамблю «Комбо» под руководством Валерия Киблера. Последние несколько лет этот ансамбль каждый год приезжает на тихвинский фестиваль, и было невозможно не заметить, что за прошедший год состав серьёзно вырос в профессиональном плане.

Комбо
Комбо

Программа у них очень эклектичная, простирающаяся в диапазоне между джазовыми стандартами в традиционной оркестровке с приятно выстроенной духовой пачкой, с одной стороны, и танцевальными аранжировками в духе Earth Wind & Fire — с другой (от исполнения этих последних, по всем видимым признакам, ансамбль получает особенное удовольствие). И получается весьма недурно. Забегая немного вперёд, заметим, однако: чего бы ещё хотелось пожелать ансамблю — так это упрочения чувства меры. Понятно, что молодым музыкантам неудержимо хочется находиться на сцене круглые сутки, и крайне сложно заставить себя прервать процесс. Более того, это желание необходимо как воздух, поскольку лежит в основе дальнейшего развития. Но всё-таки появление в концерте и так уже объективно перенасыщенном разнообразными ансамблями, ещё одного, практически идентичного по составу «Комбо» — уже немного чересчур, особенно в условиях ограничения протяжённости концерта по времени. И жаль, что в результате, дабы уложиться в отведённые на весь концерт временные рамки, пришлось практически вдвое сократить программу выступавшим в финале ансамблю гитариста Николая Куликова и ансамблю Игоря Володина в его любимом «звёздном» составе с Алексеем Кругловым, Николаем Клишиным и Олегом Юдановым. Впрочем, «тихвинский» состав Володина всё-таки успевает исполнить всю запланированную программу, но она и не отличается продолжительностью: всего две пьесы — по выражению Игоря, автопортретные зарисовки, одна из которых, совсем новая, называется «Непутёвый», а другая — «Невидимка».

Веса Хиуканен (Fifth Floor)
Веса Хиуканен (Fifth Floor)

Финский ансамбль Fifth Floor, исполняющий арию… простите, роль заморского гостя и поддерживающий международный статус фестиваля, представляет не лишённую изящества преимущественно авторскую программу руководителя коллектива — пианиста Весы Хиуканнена. Программа крепкая, музыка нормальная. Вокалистка ансамбля обладает приятным голосом. Откровения не случилось, но добросовестный подход к делу очевиден.

Алексей Дегусаров, Леонид Сендерский
Алексей Дегусаров, Леонид Сендерский

Вообще крайне приятно сознавать, что на фестивале представлено так много авторской джазовой музыки. Начинает хотеться вздохнуть с облегчением и поверить в начало глобального джазового подъёма. Но, конечно, делать это пока рано — не сглазить бы. Даже несмотря на интереснейшую авторскую программу, исполненную ансамблем совсем ещё недавно питерского, а ныне израильского саксофониста Леонида Сендерского в содружестве с питерцами — гитаристом Алексеем Дегусаровым, басистом Дмитрием Семинищевым и Гарием Багдасарьяном на ударных. Нешаблонная форма, интересная драматургия, затейливая гармонизация мелодий, полиритмия, игра с настроением, эксперименты с разнообразными ладами…. И уму, и сердцу, так сказать. Словом, красота, да и только!
ВИДЕО: Леонид Сендерский «Song Z»
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=n-imuYaKyX0]
смотреть на YouTube

Студия традиционного джаза из Череповца представляет диксилендовую программу, изюминкой которой стал дуэт вокалистов обоего полу, имевший весьма приятный тембр.

Ансамбль Валерия Кукина, о котором уже было немного сказано выше («Комбо»-2), представил ещё некоторую порцию джазовых стандартов — на этот раз с вокалом, — и вслед за ним на сцену поднялось трио Николая Куликова с Олегом Юдановым и контрабасистом Николаем Клишиным.

Николай Куликов
Николай Куликов

Трио исполняет интересную умную музыку, но, надо признаться, что воспринимать её в полной мере после того количества нот, которое было сыграно и прослушано к этому моменту (а концерт длился уже порядка пяти часов) очень трудно. Осталось впечатление, как от недоеденного десерта по завершении плотного ужина: очень вкусно, но уже некуда. Однако заслуживающий доверия источник сообщил, что по окончании фестиваля имела место очередная сессия звукозаписи на тихвинской частной студии Александра Насильнова, где помимо авторского материала Игоря Володина было записано несколько пьес Николая Куликова, и это даёт не только посетителям тихвинского концерта, но и более широкому кругу слушателей надежду на то, что вкусный десерт будет-таки доеден постфактум.

Николай Клишин, Олег Юданов
Николай Клишин, Олег Юданов

В завершение концерта ансамбль Игоря Володина в память о маме Игоря исполнил пьесу «Память» с нашумевшего альбома «Иллюзии».

Далее была пресс-конференция, на которой со стороны прессы звучали не столько вопросы, сколько слова благодарности организаторам и музыкантам. А завершился вечер традиционным джем-сешном в кафе «Оранжевое небо».

На следующий день в крохотном концертном зале Дома-музея Н.Римского-Корсакова, расположенном в крохотной тихвинской Полковой церкви, проходил становящийся уже традиционным для тихвинского фестиваля концерт классической музыки в исполнении тихвинской пианистки Натальи Румянцевой и саксофониста Алексея Круглова. Но, к сожалению, представители «Джаз.Ру» в это время уже были вынуждены мчаться в Москву. Такова жизнь джазового журналиста — находиться одновременно везде, хоть ты разорвись

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя