In Memoriam: аранжировщик Пит Руголо (1915-2011)

0
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
Ким Волошин KV

17 октября в Шерман-Оукс (Калифорния) на 96 году жизни умер Пит Руголо — аранжировщик и композитор, внёсший значительный вклад в историю оркестрового джаза. Композиторская известность Руголо была связана в основном с телевидением: именно благодаря ему широкие зрительские массы в США и за их пределами слышали симфоджазовые оркестровые звучания в музыке к классическим телесериалам «Беглец» (1963-67) и «Бежать от твоей жизни» (1965-68). Но в историю джаза как искусства он вошёл прежде всего как аранжировщик для легендарного биг-бэнда Стэна Кентона — одного из первых (и самого известного) оркестров так называемого «прогрессивного джаза» 1940-50-х гг. Был у него и собственный оркестр, добивавшийся весьма интересных художественных результатов.

Pete Rugolo
Pete Rugolo

Настоящее имя музыканта — Пьетро Руголо: он родился в городке Сан-Пьетро-Патти на Сицилии 25 декабря 1915 г. В пятилетнем возрасте семья перевезла его в США; Руголо поселились в Санта-Розе (Калифорния). Проявив способности к музыке с детства, Пит Руголо окончил государственный колледж Сан-Франциско и поступил на музыкальное отделение колледжа Миллса в Окленде, где изучал композицию под руководством самого Дариюса Мийо.

Pete Rugolo
Pete Rugolo (photo: William Gottlieb, 1946)

С 1945 по 1949 г. Руголо был штатным аранжировщиком биг-бэнда Стэна Кентона — самого известного из «прогрессивных» оркестров послевоенной эпохи, стремившихся внедрять в джазовую идиому приёмы и звучания современной академической музыки, современное оркестровое письмо и, в целом, менявших отношение публики к оркестровому джазу: Кентон видел свою задачу в том, чтобы сделать джаз не развлекательной, а «серьёзной» концертной музыкой, и Руголо был в этом деле его правой рукой. В 1947 г. Руголо был отмечен опросом критиков ведущего джазового журнала DownBeat как лучший аранжировщик, и за следующие семь лет ещё четыре раза добивался этой чести. Его перу принадлежат оркестровки эпохального цикла «Artistry in…» («Artistry in Bass», «Artistry in Percussion», «Artistry in Bolero», «Artistry in Boogie») и ряд аранжировок для «Innovations In Modern Music Orchestra».

На рубеже 1940-50-х, покинув оркестр Кентона, Пит Руголо два года был музыкальным директором фирмы грамзаписи Capitol Records в Нью-Йорке. Благодаря ему на Capitol записывались самые передовые джазмены той поры — представители нового стиля бибоп; именно Руголо спродюсировал для Capitol записи нонета (ансамбля из девяти музыкантов) трубача Майлса Дэйвиса и аранжировщика Гила Эванса, впоследствие объединённые в эпохальный альбом «Birth of the Cool» (кстати, название альбома тоже придумал Руголо). Однако аранжировки самого Руголо в это время склонялись к популярной стилистике: он писал оркестровки для Гарри Белафонте, Джун Кристи, Ната «Кинг» Коула и т.п. популярных певцов.
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Пита Руголо, ВИДЕО

Вернувшись в начале 1950-х в Калифорнию, Пит Руголо работал оркестровщиком в студиях компании MGM в Голливуде (и в этот период написал аранжировки музыки для множества фильмов, в том числе популярной ленты-мюзикла с музыкой Коула Портера «Целуй меня, Кэт»), был «музыкальным директором по Западному побережью» лейбла Mercury Records и некоторое время руководил собственным джазовым оркестром, записавшим три альбома для Columbia (лучшим из которых считается запись 1955 г. «Rugolomania»), но затем занялся написанием музыки для телевидения. Первый успех пришёл к нему благодаря новой теме, написанной им в 1958 г. для сериала по роману Дэшиле Хэммета «Худой мужчина», и был закреплён музыкой к сериалу «Частный детектив Ричард Даймонд» в 1958-60 гг. В 60-е он писал музыку к антологии «Триллер» с участием актёра Бориса Карлоффа, но шире всего был известен музыкой к «Беглецу» и «Бежать от твоей жизни» — за второй сериал он трижды был номинирован на «Эмми», самую почётную награду США в области телевидения. Собственно «Эмми» он получал дважды — в 1970-м за телефильм «Бросающие вызов» и в 1972 за эпизод из сериала «Адвокаты»; остались без наград, но упрочили его репутацию композиторские работы для «Часа Альфреда Хичкока», «Земли Картеров» и других сериалов, включая мини-сериал «Последний паккард» («The Last Convertible», 1979), принёсший ему последнюю номинацию на «Эмми».

Pete Rugolo "Rugolomania", 1955В мире музыки с наградами у Руголо дело обстояло более скромно: свою единственную номинацию на «Грэмми» он получил в 1964 г. за аранжировки для альбома оркестра Стэна Кентона «Artistry in Voices and Brass». В 1993 он получил премию Американского общества музыкальных аранжировщиков и композиторов «Золотая партитура», а в 2002 г. стал лауреатом премии Лос-Анджелесского джазового института. Впрочем, записей под собственным именем он после 1961 г. (альбомы «Ten Saxophones and Two Basses» и «Ten Trumpets and Two Guitars», Mercury) уже практически и не делал.

Похороны Пита Руголо пройдут в узком семейном кругу, но его наследники намерены похже провести публичную панихиду по знаменитому оркестровщику. Вместо цветов в память о Пите Руголо его поклонников просят делать пожертвования в созданный им фонд стипендий для биг-бэндовых аранжировщиков (ASMAC-Pete Rugolo Scholarship for Big Band Arranging).

ВИДЕО: 84-летний Пит Руголо дирижирует исполнением своей пьесы из репертуара оркестра Стэна Кентона «Minor Riff» 1947 года в голливудской студии в феврале 1999 г. для альбома «Textures in Hi-Fi». Соло: Конте Кандоли (труба), Стив Уилкерсон (тенор-саксофон). Интересно наблюдать за музыкантской «кухней» при подготовке к записи! Сама пьеса начинается с 3:20.

1961, фрагмент сериала «Thriller»: пьеса Пита Руголо «Voodoo Rhapsody»

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.