Юрий Льноградский, редактор «Джаз.Ру» |
Группа Игоря Володина — «Негромкий свет»
Bomba-Piter, 2011
* * * 1/2
Алексей Круглов (ss, as, cl, bh, rec), Максим Некрасов (hca), Игорь Володин (p), Николай Клишин (db), Олег Юданов (dr, perc), Тим Дорофеев (g)
Тихвинский пианист Игорь Володин на большой джазовой сцене России известен, пожалуй, не особенно. Некоторые из его партнёров обладают именами куда более громкими, причём порой в тех музыкальных областях, которые не сильно гармонируют с выбранным самим Володиным направлением. В этом есть определённый парадокс: в лежащий далеко от популярных гастрольных путей Тихвин едут выступать с мало кому известным лидером авангардисты и представители нового джаза, люди разных поколений, жители Москвы, Петербурга и Архангельска… в чём тут секрет?
Пожалуй, в том, что Володин сохраняет в своём творчестве ту несколько застенчивую и угловатую искренность и «обычную» красоту, которой современной музыке всё больше не хватает и которой, что бы они там ни говорили, любые авангардисты хотят куда больше, чем авангарда. В каком-то смысле и пианизм Игоря, и его композиторская работа описывается знаменитым «будьте как дети» — с тем комментарием, что детскость эту надо воспринимать в джазовом контексте. В век, когда любой молодой музыкант обязан уметь стилизовать свою манеру под любого из великих джазменов прошлого, Володин смотрит на джаз именно как ребёнок, видящий в нём целое, а не частности; ему интересно стремиться именно к этому целому, достигать такой же всеобъемлющей совокупной массы, такого же разнообразия красок и свободы выбора. Там, где молодой музыкант (да и взрослый музыкант, уже поднаторевший в вопросах выживания на современной профессиональной сцене) выбирает для себя определённое направление и целенаправленно разрабатывает его, полируя и выставляя напоказ свои собственные находки, Володин не мудрствует лукаво. Вот условный ля-минор, который хорошо стыкуется с условным ре-минором — так чего же, собственно, ещё искать, если есть мелодия, хорошо ложащаяся на этот проверенный простой гармонический ход?
Простота в музыке бывает разная: бывает от неумения, бывает от многого знания, а бывает от глубокой естественности конкретного авторского видения. По «Негромкому свету» на самом деле очень трудно судить, специально ли Игорь упрощает материал и сможет ли он при необходимости взорваться быстрым виртуозным пассажем. Не исключено, что и не сможет. Но в том и прелесть, что здесь это совершенно не нужно. Пусть каждая пьеса неуловимо напоминает что-то уже слышанное (возьмите «Байкал» — тут уже после одного фортепианного вступления можно сломать голову, пытаясь воскресить в памяти какой-то навязчиво маячащий аналог)! Это не страшно — просто потому, что собравшийся ансамбль в кои-то веки и не претендует ни на новаторство как таковое, ни на новое прочтение старого материала. Здесь все бережно, с большой любовью и уважением создают негромкую (хорошее слово) красивую музыку, временами даже уходящую от джазового канона (присутствие в составе Алексея Круглова с его репутацией авангардиста даёт о себе знать). Получающийся результат во многом симпатичнее, чем куда более отточенные и технически совершенные альбомы больших мастеров; почему? Да уже потому, что в «Негромком свете» нет ни капли музыкальной коммерции, даже, казалось бы, естественной и необходимой для музыканта. Есть чистое тихое удовольствие от создания своей собственной красоты; и есть понимание того, что красота у каждого своя и то, что красиво в Тихвине, не обязательно будет красиво, например, в Париже. Странный и впечатляющий результат: неброская северная экзотика без пронзительной скандинавщины и резко выделяющегося фольклора, спокойный качественный джаз без свинга, естественный привкус авангарда без натужности. Негромкий свет, действительно.
Хорошо и точно.
Слушаю Игоря Володина уже несколько лет. С огромным удовольствием. Хочу тоже высказаться. В рецензии есть слово простота. Мне приходит в голову такое словосочетание — «непростая простота». Да, на первый взгляд («слух») всё просто. Но мне повезло раздобыть ноты произведений Володина. Поиграл, и вот какое впечатление: такая простота очень хорошо продумана. Возможно, лучше упомянуть слово «доступность» в лучшем его значении, конечно. По-моему, хорошую музыку должны слушать и слышать как можно больше людей, в том числе и не профессионалы. Музыка Игоря Володина, по-моему, позволяет получить удовольствие людям и не считающим джаз «своей» музыкой (сам в этом убедился). Кстати, я слышал две вещи Игоря в аранжировке В.Фейертага — очень неожиданно и очень вкусно. Буду ждать ещё «простых» и очень интересных произведений Володина.
Прочитал рецензию на концерт Игоря Володина и остался доволен собой. Потому, что подумал то же самое — простоватая музыка.
Есть музыка, которая кому-то чего-то доказывает. А есть, которая просто рассказывает. ГЕНИАЛЬНАЯ простота. Если правомерно такое понятие, то оно в полной мере относится к музыке И. Володина. У нас в семье большая аудиотека. Диски Володина «Иллюзии»и «Негромкий свет» одни из тех, что хочется слушать почти каждый день. И не насытиться. Чудо?
Тарас,я очень внимательно прочитал рецензию,но, так и не увидел где написано что простота — это плохо. Мб это вы проецируете какие-то,свои комплексы? Что,мол,простая музыка = плохая?
Will, наоборот, я пытался сказать, что у Игоря Володина простота только кажущаяся, и что благодаря такой простоте джаз становится воспринимаемым людьми, непривычными к такой музыке, и эти люди начинают слушать джаз, что меня лично очень радует. Кстати, я не рецензию писал, а свои впечатления. Трудно иногда выразить правильно то, что хочется сказать. Ещё одно впечатление: я смотрел «живые» выступления Игоря и его друзей. Огромное впечатление! Такой кайф. Напор и яркость музыки в живом исполнении очень серьёзно захватывают. Схоже даже с рок-концертами (каюсь, на них хожу ит чаще, чем на джазовые выступления).
Да что вы все о простоте говорите? Музыка Игоря Володина проста ровно настолько ,насколько каждый эту простоту понимает. В первую очередь эта музыка очень насыщена палитрой красок \картина весьма убедительна !!\ По этому надо говорить о ней ,как о художественном образе в первую очередь.А если образ композиций убеждает и подтверждает ,скажем,название композиции -значит автор очень убедительно\и не важно какими средствами\ создал Произведение!! Все сегодня пытаются определять музыкантов по степени владения инструментом,но в случае с Игорем Володиным речь должна идти ,в первую очередь -о Композиторских талантах этого замечательного музыканта. И причём тут простота или сложность?? Убедительно,лаконично,красиво -вот термины приемлимые для описания творчества композитора\В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!\ Игоря Володина. А «сложных» и «»замудрённых сегодня хватает,Вот только Музыки от этого больше не стало. Имхо.Удачи Вам ,Игорь Володин !!
(…)
Думаю, всё-таки, средства создания ПРОИЗВЕДЕНИЯ в джазе важны. И, мне кажется, Игорь Володин обладает такими свредствами в полной мере. Это ещё и к вопросу о возможности виртуозного пассажа. Володин, кроме всего прочего, очень сильный профессионал, который имеет ещё и своё собственное лицо и свой собственный взгляд на джаз.
Вопрос . (,Тарас ) А как вы оцените технический потенциал \исполнительский\ например Чайковского? По мнению его современников, он не блестал виртуозными пассажами ,но образнее его средств для создания Произведения, я лично знаю немного. Я конечно не ставлю Володина в один ряд с Чайковским. Неужели вам всем не достаёт «экшеновых»виртуозов \их сегодня расплодилось как мышей \ «калифов на час» ??? Есть у Володина в составе виртуозы и их, по моему, вполне достаточно. А вот музыку столь образную и трогающую создают как раз ,в большинстве своём ,не «виртуозы» а люди думающие о музыке ,а не о блеске «виртуозных пассажей. Телониус Монк тому ярчайший пример.
Думаю ,что нет смысла спорить.У всех ,наверное своё видение средств для создания музыки. Факт ,что у Игоря Володина их вполне достаточно.Давайте лучше порадуемся за то ,что в России есть замечательные джазмены и пожелаем им всем быть здоровыми,свободными и нужными…))
Римский-Корсаков тоже считал себя неважным пианистом. Полностью согласен с последним сообщением. Очень радуюсь за Володина и за то, что такие музыканты, как он, востребованы. Блин, очень хочется поездить с ним по России.
http://www.youtube.com/watch?v=d0WBuPpGpFI
Дорогие друзья, по-моему, одно из самых удачных «живых» исполнений вещей из «Негромкого света»
http://www.youtube.com/watch?v=nggqsSP5S-Q
Нашла тему из «Негромкого света» в аранжировке Фейертага! Игорь Володин на видео тоже играет!
По-моему, одно из главных достоинств Игоря Володина то, что свои музыкальные идеи он воплощает очень ЯСНО. Так ясно и понятно, что музыка кажется ПРОСТОЙ при вполне сложном и глубоком содержании. Это редкое умение, нечастый талант — не растворить образ в многословии, в «виртуозности ради виртуозности». Отсюда, наверное, и привязанность к мелодике, гармонической логике, композиционной стройности. Обратила внимание, что на концерте в КЦ ДОМ 1 февр-2013 слушатели не аплодировали солистам после сольных «квадратов», воспринимая цельный образ композиции, её драматургическую логику.
Благодарю всех, кто не жалеет своего времени, чтобы написать пару тёплых слов в адрес моих музыкальных поисков. Порадовало, что Юрий Маркин тоже не равнодушен к моему творчеству. Только не понял, что это (….) ?
Юрий Льнградский всё очень хорошо написал. Спасибо!! Всё точно и тонко почувствовал. Единственное- «…Володин не мудрствует лукаво. Вот условный ля-минор, который хорошо стыкуется с условным ре-минором — так чего же, собственно, ещё искать,…» Это, конечно , Юрино заблуждение. Гармония-это то, над чем я особенно тщательно работаю.Люблю искать совершенно новые, необычные гармонические соединения.И в этом диске их много…..Но это вопрос для отдельных дискуссий. Наверное, здесь он неуместен.
Спасибо Юрий за эту рецензию!!!
Познакомилась с творчеством Игоря Володина года 3 назад на концерте. Это было невероятное ощущение какой-то тайны, которую доверяют тебе лично. И ты боишься даже сглотнуть, дабы не разрушить эту тонкую интимную эмоциональную связь с музыкантами, жадно внемлешь, как будто постигаешь главные истины. И все это рассказывается очень понятным и точным музыкальным языком. Просто и гениально.
В феврале, в рамках юбилейного тура, состоялся концерт группы пианиста и композитора Игоря Володина в Ростове Великом, в музее «Ростовский кремль». Потрясающая музыка! Светлая, лиричная и, в то же время, яркая! Несомненно, у Игоря Володина как у композитора свой авторский неповторимый почерк. Желаю Игорю дальнейших успехов и вдохновения в творчестве))
Могу сказать ,вернее выкрикнуть- БРАВО,БИСС!!! Не пропустила ни одного концерта Игоря Володина в нашем городе. И всегда с нетерпением жду новых встреч. Каждый раз его музыка приносит что-то новое , светлое и радостное в мою душу. После концертов ещё целый месяц летаешь как птица. Спасибо ВАМ ИГОРЬ за чувства и радость ощущений ,полёт мечты, безграничность любви к нам вашим поклонникам.
Мне довелось несколько раз сыграть музыку Игоря вместе с его группой (в разных вариантах, в том числе и в тихвинском — с Юрием Грибецким и Михаилом Павловым). Момент рождения чуда (простите за высокопарность, блин) присутствует всегда. Причем, это чувствует и публика. Ни разу люди не ушли равнодушными. А, как говорит сам Володин — главное то, что изменилось в человеке после концерта. Споры о том джаз это или нет, честно говоря, достали. Почему Абу Халил может говорить на своем пустынном, солнцем выжженном арабском джазовом языке (кстати, для самих арабов в его музыке все тоже не так уж сложно), а Игорь Володин на своем северо-западном, пахнущим тающим снегом и грибной прелью не может? Почему привел восточного мастера, как пример — просто он потрясающий рассказчик, создатель абсолютно точных сюжетных образом, чем собственно занимается и Игорь Володин. У Игоря есть свой почерк, как мелодический, так и ритмический (например, постоянное использование половинных триолей, да еще и с синкопами, а в трехдольном метре — квартолей) и гармонии у него интересные, при этом они не требуют обыгрывания каждой, а позволяют более свободно двигаться по фактуре. Чем, собственно, на диске занимается Алексей Круглов в полной мере, порою даже гиперэкспрессивно. Хотя в юбилейном концерте Игоря Леша играл не менее насыщенно, но так здорово, абсолютно точно композиционно, интонационно и порою, прорываясь на какие-то вообще мистические уровни. Игра же Макса Некрасова и тембр его инструмента придает альбому ту лиричность, которая изначально туда заложена. Впрочем, здорово, что некая мера конфликтности в музыке присутствует, не давая скатиться в откровенную сентиментальность. Игорь здорово ориентирован на русскую романтику академическую (Рахманинова, Скрябина и т.д.) и , дай Бог, чтобы мы в поисках «русского джаза» зачерпывали из этого источника, а то сколько лубка псевдонародного понаделали. Как бы банально не звучало, но Игорь пытается по мере сил и возможностей сеять разумное, доброе, вечное, что всегда для продвинутых эстетов и снобов казалось простоватым. Кстати, совсем небезуспешно в наш заматерелый век продвигает «простые истины». Между прочим, с точки зрения исполнительского мастерства (имеется ввиду ремесленническая часть) и артистизма Игорь и его тихвинские коллеги за последние пару лет сделали огромный шаг вперед, что согласитесь, непросто для не совсем юных музыкантов. О мастерстве Олега Юданова и Николая Клишина молчу, поскольку эти тончайшие художники удивляют всю страну уже лет тридцать. В общем, спасибо тебе Игорь за твой негромкий свет… И чего то пойти поиграть захотелось пока писал, какой-нибудь твоей музыки)))
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=gMZzA3ugb-k. Друзья мои, послушайте «Память». Я уверяю вас вы поверите, что душа бессмертна. И поймёте, что она сохраняет всё пережитые нами эмоции и эту память передаёт из поколения в поколение и наконец в ком-то из нас достигает СОВЕРШЕНСТВА- Игорь Володин. В этой музыке слёзы и радость одновременно- может быть это и есть СЧАСТЬЕ !?
«Память», действительно прекрасна. В некоторых моментах просто рвёт душу. Юрий, дорогие участники форума, спасибо Вам за то, что обратили внимание на творчество очень интересного и тонкого музыканта Игоря Володина.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=UdRHqByErWs Наталья, я с вами согласна. А «Океан» вы послушали? Это тоже СКАЗКА. Закрой глаза, и перед тобой бескрайние просторы, вода без конца и края…и качает тебя на волнах и баюкает, а то бросит в пучину … Всё, как в нашей жизни.
Посчастливилось присутствовать на концертах Игоря Володина. Есть ощущение, что останавливается время, потому что реальность исчезает. Думаю, что это главное. Это говорит о том, что искусство его достоверно. Эпичность соседствует с искренностью и простотой, гениальной простотой. Когда играешь произведения Игоря Володина, удивляешься как в столь лаконичную форму вмещается столько красоты и гармонии. Вообще, думаю, гармония и красота — это главное, что определяет творчество этого гениального музыканта. Низкий поклон ему и благодарность.
Творчество Игоря – это всегда глубина, это всегда «здесь и сейчас». эмоционально, со вкусом. Негромкий свет – September: имитации птиц и звуков живого пространства звучат завораживающе. Прозрачный рояль с изысканной грязью. То, что хотелось бы услышать, в общем.
Как пластинки, так и живые концерты в Москве оставляют тонкий отпечаток, тонкий запах океана, осеннего утра, сотканные из звуков…
Отдельный респект музыкантам Олегу Юданову и Алексею Круглову.
Друзья мои, проснитесь ! Послушайте альбом «Негромкий свет» или вы проспите самый красивый момент в вашей жизни ! Игорю Володину скажу словами замечательного музыканта Джона Леннона: «- Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает — не расстраивайтесь: восход солнца — это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время еще спит.»
Есть люди, как змеи, есть люди, как птицы…
Одним суждено пресмыкаться и злиться,
Другим суждены соловьиные взлеты,
Сиянье рассветов, игра позолоты.
Кружится тропа, в перелесках плутая,
Змеиных ловушек нам в жизни хватает.
Украдкой… в чащобе… смертельностью яда…
Грозит нам язык и убийственность взгляда.
А мы свои песни поем и хлопочем,
Мы – звонкие птицы, ранимые очень,
Мы – дети небес, а поющих не жалят…
И надо бы помнить слова на скрижалях.
Есть люди, как змеи, есть люди, как птицы,
Одних пролистаю ненужной страницей,
С другими взлечу в поднебесные дали,
Мы с ними высокое счастье познали.
Завидуйте змеи, а мы не боимся.
Мы так же смеемся, мы так же резвимся,
Нас слушает мир восхищенно и страстно,
Крылатых – их больше, и это прекрасно!
Прошу у судьбы: дай мне сил не сломаться.
Быть смелой в полете и змей не бояться.
Задумайтесь… Кто в вашем сердце гнездится?
Смотрю на прохожих: есть змеи… есть птицы…
(Не помню автора этих стихов, но есть желание продолжить их, пусть меня простит хозяин. Дополнение я посвящаю Игорю Володину.)
Есть люди, как тени, но есть словно солнце,
Что светят всем в радость до самого донца.
Их встретишь, и сказкой наполнится сердце,
И зазвучит оно радостным скерцо…
Спасибо за свет и тепло, которое излучаете!!!
Подскажите, пожалуйста, где можно купить «Негромкий свет» в Москве?
В ЦДХ, в «Музыкальной галерее» его нет, был там вчера.
Кирилл, попробуйте «Трансильванию» (Тверская, 6, во дворе).
Должен быть в Доме. Б. Овчинниковский пер 24 стр4. м. Новокузнецкая
Не смог прочитать ни одной рецензии за неимение категорически времени, но подписываюсь под всеми положительными отзывами, а критикам хочу сказать, что волшебство, оно на то и есть волшебство, что его не объяснить и не разложить по полочкам-нотам. Музыка Володина вне жанров, но только побывав лично в осеннем Тихвине, я проникся к ней больше, так как увидел ее натуральную иллюстрацию в виде прекрасных и живописных пейзажей, созданных самой природой. Корень в названии Тихвина о слова «тихий», спокойный и уютный город с такими же по домашнему уютными в общении людьми. Дай Бог каждому городу таких прекрасных музыкальных иллюстраторов, как Римский Корсаков и Игорь Володин в Тихвине. Что касается двух альбомов, что я лично издал на Bomba-Piter inc. то я ими горжусь и, если есть с собой возможность взять в дорогу хоть пару дисков, всегда беру их в подарок. И уже «осеменил» ими и Америку и Израиль, так как при всей ее простоте, она истинно русская, тихая и величавая одновременно. А что касается продолжения, то я с нетерпением жду их следующего, третьего альбома. Для тех, кто еще не имеет самих дисков, но желает приобрести, попробуйте заказать прямо на сайте: http://www.bomba-piter.ru или напишите нашему коммерческому директору Константину: sklad@bomba-piter.ru , он скажет, где они еще остались в продаже. А для пользователей интернета оба альбома есть на iTunes, yandex, google, mp3.ru, muzz.ru, etc. Ищущий, да обрящет:)! Аминь!
А жаль, Олег, что не смог прочитать рецензии. Очень жаль. Это примерно как мы бы написали: не смогли послушать ни одной пластинки твоего лейбла, потому что времени на них жалко ;-)
Если я правильно понял, Олег, конечно же прочитал рецензию (я ему про неё на фестивале рассказал). А не стал читать комментарии ,почему-то назвав их рецензиями. Сразу написал свой.
Да, Игорь прав, саму рецензию я читал.
[…] свет». Осязаемое и при этом ускользающее единство. Рецензия на этот диск породила очень интересное обсуждение: музыка […]