На грани фри-джаза и «нойза»: норвежско-американское трио Fire Room выступит в Москве

0
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

anons27 мая в КЦ «ДОМ» (начало в 20:00) выступает норвежско-американский коллектив Fire Room, стилистику которого определяют как free-jazz/free-rock/noise. Три радикальных импровизатора с разных берегов Атлантики, составляющие Fire Room — это Кен Вандермарк (Ken Vandermark) — саксофоны, кларнет (США); Лассе Мархауг (Lasse Marhaug) — электроника (Норвегия) и Пол Нильссен-Лав (Paal Nilssen-Love) — ударные (Норвегия).
Концерт проходит при поддержке Посольства Норвегии в России.
Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1000 р.; в день концерта — 1300 р.

Paal Nilssen-Love, Ken Vandermark, Lasse Marhaug
Paal Nilssen-Love, Ken Vandermark, Lasse Marhaug

Норвежский «электронщик» Лассе Мархауг еще в середине 2000-х участвовал (вместе с ударником Полом Нильссеном-Лавом) в вандермарковском джазовом ансамбле Territory Band, однако концепция трио Fire Room сложилась и выросла, несомненно, из другого ансамбля, Powerhouse Sound — первого действительно совместного предприятия, в котором в идеально сыгранный фри-джазовый дуэт Кена Вандермарка и Нильссена-Лава были «вживлены» индустриально-нойзовые импровизации Мархауга. Если Territory Band был, в первую очередь, группой, играющей креативный — пусть и не без психоделических «примочек» — но все же джаз (причём на своем финальном альбоме «Collide» — в компании такого титана, как Фред Андерсон), то более поздний проект Вандермарка Powerhouse Sound — это, по сути, фри-ро́ковый проект в авангардно-джазовой оболочке. Он быстро почил в бозе после выхода лишь двух альбомов, успев при этом просуществовать в двух ипостасях — квартета из Чикаго и квинтета из Осло. Последний, видимо, победил: сам Кен Вандермарк в последние годы нередко признавался в том, что западноевропейские музыканты интересуют его в настоящее время больше, чем кто-либо еще. В этом дуализме, тем не менее, весь Вандермарк: он стоит на двух китах — американском джазе и европейской импровизационной музыке; «черная музыка и белая свобода» у каждого свои, а у Вандермарка — в особенности.
Единственная на данный момент студийная запись Fire Room (есть, впрочем, ещё и виниловый мини-релиз, запечатлевший выступление на фестивале Music Unlimited в австрийском Вельсе, выпущенный тиражом в… 157 экземпляров) красноречиво озаглавлен “Broken Music” — что, в общем, вполне соответствует действительности: на изломе тускло освещенного свободного джаза и шумного, деформированного рока возникает обратная связь в виде то жужжащих, то грохочущих, то скрипящих звуковых скульптур и коллажей, выкристаллизовавшаяся из взаимопроникновения противоположностей, коими зачастую считают рок, джаз и электронную музыку. И даже в такой непростой обстановке Кен Вандермарк с истинно американской прямотой словно говорит своим партнерам: «Challenge accepted!» и с успехом показывает, что он, прежде всего, выдающийся импровизатор-мелодист с непревзойденным, универсальным опытом.
ДАЛЕЕ: подробности об участниках Fire Room, ВИДЕО

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Лауреат «гранта гения» (премии фонда Макартуров) 1999 г. Кен Вандермарк — пожалуй, наиболее плодовитый из современных американских фри-джазовых музыкантов. Лидер и идеолог бесчисленного количества ансамблей, играющих всевозможные разновидности авангардного джаза, пост-бопа, фри-рока и фанка, на данный момент Вандермарк участвовал в записи сотен релизов, сотрудничая с такими заслуженными музыкантами, как Петер Брётцманн, Матс Густафссон, The Ex, The Flying Luttenbachers, Zu, Хэл Расселл, Джо Макфи, Хамид Дрейк… Его проекты — Free Fall, School Days, DKV Trio, Free Music Ensemble, новейшие Made to Break и El Inferno Musical, монструозный ансамбль Resonance и десятки других, давно распавшихся и ещё не появившихся, — известны среди любителей нового джаза безупречным качеством игры, отточенным композиционным мастерством и неизменными посвящениями пьес деятелям современного искусства — Вандермарк, этот рафинированный интеллектуал от джаза, таким образом с легкостью флиртует то с Дьёрдем Лигети, то с The Stooges, то с Марком Ротко; а легендарному космическому пришельцу Сан Ра чикагский саксофонист посвящал целые альбомы под эгидой Spaceways Inc. Поиски в области электронной музыки Вандермарк начал со знакомства с творчеством Бернарда Пармеджани, переосмысливая свои подходы к композиции и конструированию звука. При этом ничто «человеческое» ему не чуждо: Кен — большой поклонник кинокомпозитора Эннио Морриконе, свирепого фанк-пророка Джорджа Клинтона с его группой Funkadelic и ведущей группы альтернативного нойз-рока 80-90-х Sonic Youth.

Лассе Мархауг — радикальный экспериментатор, заметный деятель норвежской электронной сцены, с начала девяностых успевший зарекомендовать себя как один из самых плодовитых авторов шумовой музыки в мире. Мархауг активно сотрудничает с лейблами вроде Rune Grammofon и Smalltown Supersound, интересуясь не только электроникой, но и экспериментальным роком, новым джазом и другими пограничными явлениями. Jazkamer, один из его основных проектов — дуэт с норвежским коллегой Джоном Хегре, — запомнился не только смелыми экспериментами, но и провокативными заглавиями своих программ вроде «Balls The Size of Texas…» или «Metal Music Machine». Он выступал и записывался с гуру «джапанойза» Merzbow и Aube, участвовал в совместных проектах с Йосихидэ Отомо, Матсом Густафссоном, Филом Ниблоком, Майей Ратхье, Spunk и другими современными экспериментаторами. Мархауг также увлекается графическим дизайном — так, именно он рисовал обложки для недавних альбомов Frode Gjerstad Trio, Atomic, Merzbow, проектов с участием виолончелиста и электронщика Фреда Лонберга-Холма и многих других.

Кто такой Пол Нильссен-Лав, московская новоджазовая публика знает не понаслышке — этот термоядерный барабанщик, постоянный участник The Thing, Atomic, Peter Brötzmann Chicago Tentet и других выдающихся составов, в последние годы частый гость в России. Он восхищается Артом Блэйки, белорусской сгущенкой и московскими кошками; в Москве его можно встретить в музыкальном магазине покупающим записи Александра Николаевича Вертинского.

Эти трое знают друг друга давно, но друг о друге — далеко не все. Эстетическая близость подходов к творчеству, звуку, импровизации, умение слышать партнера и передавать тому свои находки, несмотря на разницу в их музыкальном ДНК, абсолютно и безусловно свидетельствуют о том, что разница потенциалов в трио Fire Room остается интереснейшим объектом для исследования и экспериментов.

— Меня интригует то, как использует электронику Лассе Мархауг, с которым мы работаем в Fire Room, то, как он думает о звуке, даже несмотря на то, что он не воспитан собственно на джазе. А поскольку он мыслит категориями, находящимися за пределами джазового пространства, это побуждает меня размышлять совсем иначе о том, что я сам делаю. Меня всё больше интересует выстраивание баланса между мелодией, ритмом, структурой и пространством в контексте того, что происходит у моих партнёров. Когда имеешь дело с электроникой, структурный элемент становится гораздо важнее остальных и меняет природу звуковых систем, которые я использую, звуковых ресурсов, которые я использую как акустический музыкант. Работа с электроникой связана с тем, о чём я говорил раньше, — с поиском способов выйти за пределы. Электроника для меня — средство развивать силу звука.

Кен Вандермарк в интервью журналу «Джаз.Ру», 2011

— Лассе Мархауг — один из тех людей, которые действительно отвечают за электронику, как, например, я отвечаю за барабаны, но это позволяет им и терять контроль над музыкой, давать ей иногда жить своей жизнью.

Пол Нильссен-Лав в интервью журналу «КоммерсантЪ-Weekend», 2013

Культурный центр ДОМ
Бол. Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4 (м. Новокузнецкая)
Информация по тел.: +7(495)953-7236
ВИДЕО: Fire Room на фестивале Music unlimited 22, 2008

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.