От Дубны до Тувы: «МузЭнергоТур» стартовал. Заметки продюсера

0

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: «Бесконечное приближение»: «МузЭнергоТур» — джаз-фэнтези от Юрия Льноградского (часть 1-я)

anonsВ субботу 22 июля в подмосковной Дубне стартовал международный проект-гастролёр, получивший название «МузЭнергоТур». Слушателей первого из мероприятий, уже 15-го по счёту дубненского фестиваля «МузЭнерго», ждали несколько часов самой разнообразной музыки под открытым небом. В воскресенье тур принял в аналогичном формате фестиваль «Джазоворот» на юге Московской области. В понедельник в расписании — Электросталь. И так — на целый месяц, до республики Тыва.

В программе тура, который продлится до 22 июля (то есть целый месяц) и отметится почти в двадцати российских городах, примут участие:

  • Alain Blesing & Fred Roudet (Франция)
  • Lucien Dubuis Trio (Швейцария)
  • Raimundo Santander & La Orquesta Del Viento (Чили)
  • Happy55 (Воронеж)
  • Léon (Швейцария/Италия)
  • Johann Bourquenez (Франция/Швейцария)
  • Lada A Lado (Бразилия)
  • Make Like A Tree (Украина)
  • Marc Egea (Испания)
  • Александр Маркварт (Кемерово)

Юрий ЛьноградскийИ теперь немного неофициальной информации — до того, как перейти к официальной. Вообще анонсировать события, которые делаешь сам — дело изначально гиблое, а уж разбавлять их по определению субъективным обоснованием и вовсе некорректно. Но бывают некоторые исключения, и сейчас — тот самый случай. Достаточно сказать, что «МузЭнергоТур» готовился почти полгода, причём по большей части чуть ли не в тайне от множества людей, традиционно помогавших мне в организации тех или иных концертов и фестивалей. В тайне — потому что масштаб задуманного превосходил все мыслимые  разумные пределы, которые отчётливо видны для «организации», состоящей из маньяка-энтузиаста и ряда примкнувших сочувствующих. В этот проект не просто не верили — от него активно отговаривали, находя те или иные аргументы (порой, впрочем, вполне разумные — приходилось не просто отбрехиваться, а искать решения ранее не продуманных проблем). Ну, в самом деле: выписать восемь иностранных коллективов, в том числе из экзотического Чили и далёкой Бразилии, посадить всех в автобус и погнать в месячное путешествие по российским просторам — этот, как говаривали битлы, magical mystery tour явно не по силам организаторам-непрофессионалам, у которых нет ни офиса, ни регулярных зарплат, ни толстой волосатой руки в каком-нибудь правительстве.

Однако, судя по всему, всё получилось. И, как мне кажется, в первую очередь потому, что в реалиях сегодняшнего цифрового века все мы как-то начали подзабывать, что кроме собственно слушателя (если угодно, потребителя) есть ещё и музыканты. Те самые, которые создают атакующую со всех сторон и давно ставшую избыточной музыку. Те самые, которых мы уже без всякого сомнения рискуем оценивать весьма непринуждённо и резко, понимая, что на место одного обидевшегося или не заработавшего денег придут ещё десять, готовые попробовать тот же путь просто по причине молодости и частенько более продвинутые и техничные просто по причине прогрессирующей системы образования.
ДАЛЕЕ: продолжение заметок продюсера, полное расписание  «МузЭнергоТура» с датами, площадками и городами!

А музыканты эти — что в России, что в Чили — постепенно скатываются в положение людей, работа которых, в общем-то, совсем не так важна, как им хотелось бы. Хуже того — совсем не так важна, как она действительно была важна пятьдесят, десять и даже пять лет назад. Имея возможность смотреть бесплатные онлайн-трансляции из клубов, начинаешь испытывать большую признательность к клубам, чем к людям, которые стоят на сцене; имея доступ к не подавляемой никакими законами пиратской вольнице в отечественных социальных сетях, начинаешь забывать, что не одним Колтрейном (или Робертом Гласпером, если угодно) жива музыка как явление. И в результате та культура слушания музыки, которой поражались иностранцы ещё несколько лет назад, всё больше эксплуатируется организаторами не в содержательных, а в коммерческих целях. А культура эта действительно была: пусть зал хлопал на сильную долю и пусть он был полупустым, но это был (в среднестатистическом случае) именно зал, и люди приходили именно слушать музыку, а не выпивать.

Поэтому то, что «МузЭнергоТур» всё-таки начинается — это пока, конечно, не подвиг, но некоторая претензия на него, совместно подготовленная огромным количеством людей, верящих в способность живой музыки вернуться на тот уровень, который она и должна занимать. Нет никаких секретов: разумеется, этому туру помогают и некоммерческие фонды, и коммерческие спонсоры, но в итоге после месяца разъездов по России музыканты увезут из него разве что прогрессирующий остеохондроз (посидите-ка в автобусе в течение месяца, пока он преодолевает семь тысяч километров по отечественным дорогам) и смешанные чувства по отношению к отдельным гостиницам. Но они всё равно едут — из Бразилии, Швейцарии, Италии, Чили, Франции, Испании, Украины, из Воронежа и Кемерово.

Почему? Потому, что знают — как бы ни поворачивались глобальные шестерёнки, аудитория-то никуда не делась. Задача — выйти к ней и рискнуть показать ей то, что хочешь показать (а не то, что ей рекомендуют показать, и тем более не то, к чему её осознанно «приучивают» отдельные не очень умные местные и столичные организаторы, считающие свой сколь угодно хороший вкус достаточным для того, чтобы прививать его остальным). И вот эти самые музыканты готовы на очень серьёзные лишения, чтобы иметь возможность высказаться со сцены так, как им хочется. Будет ли это бард-фолк в духе раннего Боба Дилана или шумовой поиск истины на открытой площади в центре металлургического города Копейска, испанская околофольклорная электроакустика или воронежская неоджазовая неоклассика в посёлке Черёмушки, швейцарский «рок будущего» или французский мелодический ладовый авангард на этническом фестивале в Шушенском — неважно. Они почему-то не боятся. А в результате вместе с ними не боюсь и я, а у вас, слушателей, есть возможность прийти и увидеть эту совершенно беспрецедентную программу, создатели которой, говоря прямым текстом, плевать хотели и на стандарты индустрии, и на рекомендации «опытных», и на стереотипы. Может быть, в каком-то зале вас будет пять человек, а не шестьсот. Это неважно, потому что вы там будете. А те пятьсот девяносто пять пустых кресел, что останутся, никому не помешают. Это просто кресла. Это просто те, кто мог посмотреть на мир иначе, но предпочёл и в эти несколько часов смотреть на него как обычно. Имеют право.

Пресс-релиз фестиваля:

«МузЭнергоТур» — это фестиваль-гастролёр, который в прямом смысле слова соединит двух своих оседлых собратьев: 15-й международный фестиваль честной музыки «МузЭнерго» (Дубна, Московская область) и 15-й международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» (Чадан, республика Тыва). До сих пор их роднили только принципы: независимость от крупного артистического лобби, открытость новому, нестандартность организации (оба фестиваля бесплатны для посещения, оба собирают несколько тысяч человек, оба допускают появление на сцене самых неожиданных стилистически составов из самых непредсказуемых уголков планеты). А теперь подмосковный и тувинский фестивали соединит «МузЭнергоТур», который доставит с одного на другой музыкантов, съёмочную команду, техперсонал, журналистов и позитивную энергетику десятков тысяч слушателей.

Всё просто: несколько музыкальных коллективов собираются в Дубне, выступают на 15-м «МузЭнерго», а потом садятся в автобус и начинают перемещаться бросками в несколько сотен километров ежедневно в сторону Тувы. Гастролёрам предстоит покрыть за 24 дня пути более 5 тысяч километров, пересечь Волгу, Иртыш и Енисей, перевалить через Урал и Саяны, пройти границу Европы и Азии. Автобус ежедневно останавливается в попутных городах (среди которых, например, Рязань, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово, Красноярск и т.п.), и в них проводятся сборные фестивальные концерты. Каждый из попутных городов получает и крупное однодневное концертное событие (которое может по качественному уровню претендовать на статус культурного события года в регионе), и новые связи с партнёрами-организаторами, и конкретные перспективы долгосрочного сотрудничества в области организации культуры.

Пусть традиционно считается, что середина лета — это «не сезон», что импровизационная музыка— «не для всех», что региональная аудитория «не готова». Всё дело в том, что так не думаем мы. И вместе с нами так не думают те, кто с искренним восторгом согласился участвовать в туре. Мы будем ежедневно показывать аудитории шесть-десять разноплановых коллективов — от тихого до громкого авангарда, от прог-рока до бард-фолка, от латиноамериканского джаза в сопровождении живого видео-арта до новой академической музыки. С нами поедут музыканты из Швейцарии, Италии, Франции, Испании, Чили, Бразилии, Украины, России. Многие из этих артистов уже выступали в российских филармониях и собирали аншлаги; для некоторых этот приезд станет первой возможностью вживую выступить перед своими российскими поклонниками. В любом случае верен главный принцип «МузЭнергоТура»: мы выводим к публике артистов, у которых от возможности поехать в неведомую российскую даль по-прежнему захватывает дух — так, как это и должно быть у настоящего артиста, открывающего новую аудиторию.

А ещё мы будем снимать и записывать этот тур и обязательно выпустим о нём фильм. Потому что рано или поздно всем станет ясно, что более десяти тысяч пришедших зрителей— это всё-таки мало.

Расписание концертов:

  • 22.06: Дубна (Московская обл.), 15-й фестиваль «МузЭнерго»
  • 23.06: Протвино (Московская обл.), 5-й фестиваль «Джазоворот»
  • 24.06: Электросталь (Московская обл.), ДК им. Карла Маркса
  • 25.06: Рязань, «Фонтан»
  • 27.06: Ижевск, фестиваль современной культуры «Открытый город»
  • 28.06: Уфа
  • 29.06: Екатеринбург, фестиваль  «EverJazz», конгресс-центр «Ниотан»
  • 30.06: Копейск, площадь Трудовой Славы
  • 01.07: Челябинск, Филармония
  • 03.07: Барабинск (Новосибирская обл.),  Центр культуры и досуга
  • 04.07: Новосибирск, клуб «НИИкуда»
  • 05.07: Новосибирск, киноцентр «Победа»
  • 06.07: Новокузнецк, программа Дня Города
  • 07.07: Кемерово, концертный зал КемГУ
  • 08.07: Красноярск, филармония
  • 10.07: Черёмушки (Саяногорск), ДК «Энергетик»
  • 12-14.07: Шушенское (Красноярский край), фестиваль «Мир Сибири»
  • 17-22.07: Чадан (республика Тыва), 15-й фестиваль «Устуу-Хурээ»

Новости тура в блогах: профильные сообщества социальных сетей вКонтакте и Facebook.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя