Петербург. Вечер памяти гитариста Александра Старостенко

0
Владимир Фейертаг, Санкт-Петербург
Фото: Грация Закарян, Иван Высоких
VF

inmemoriam12 июня 2013 года петербургский гитарист Александр Старостенко вышел из дому… и не вернулся. Нашли его только 17 июля. Нашли, чтобы похоронить. Ему было 52 года.

Александр Старостенко
Александр Старостенко

Вечер памяти Старостенко организовал арт-директор недавно открывшегося ресторана-клуба «Порт-Артур» барабанщик Анатолий Смирнов. По иронии судьбы ресторан находится в двух минутах ходьбы от Джазовой филармонии, но музыкальная ориентация нового заведения — фьюжн, поп-джаз, блюз. Музыка звучит в «Порт-Артуре» четыре раза в неделю. Ресторан невелик, но сцена удобная, аппаратура прекрасная, и Анатолию за несколько месяцев удалось приобрести «свою» публику.
27 марта 2014 года зал был полон. Музыканты вспоминали Сашу, играли его композиции. О незаурядности этого непростого человека давно ходили легенды. К сожалению многие из легенд были связаны с обычной русской болезнью, к которой он привязался довольно рано. Последствия были ужасны — психическая неуравновешенность, скандалы на сцене, помутнение сознания и почти полная потеря зрения…

Саша окончил эстрадно-джазовое отделение Ленинградского музыкального училища им. М.П.Мусоргского по классу джазовой гитары в тот самый период, когда в учебном заведении не было настоящего педагога-джазмена. Правда, была хорошая компания — Андрей Рябов, Игорь и Олег Бутманы, Дмитрий Колесник, Владимир Кудрявцев, Евгений Маслов, Евгений Губерман, Михаил Костюшкин, Николай Поправко и другие. Были джемы в джаз-клубе «Квадрат», были фестивали «Осенние ритмы», «Джаз над Невой». Саша играл в квартете Михаила Костюшкина или в квинтете Валерия Зуйкова, а в конце 80-х собрал собственное трио и выступил на нескольких фестивалях (Казань, Нижний Новгород). В Таллине он сотрудничал с Сергеем Манукяном. Однажды на «Осенних ритмах» (1986) он сопровождал Ларису Долину. Аккомпаниатором был блестящим. Это признавали все.

В конце 80-х гитарные трио были редкостью на нашей джазовой сцене. Считалось, что гитара — инструмент для аккомпанемента, как бы замена или дополнение к фортепиано. Конечно, в Америке возникали гитарные ансамбли (Уэс Монтгомери, Кенни Бёррелл, Барни Кессел, Тал Фарлоу, Джим Холл, Чарли Бёрд) но в Советском Союзе на официальной джазовой сцене гитарных трио (гитара-бас-ударные) так и не появилось. Из старших — Алексей Кузнецов, с удовольствием игравший джаз, был не готов уйти из оркестра Всесоюзного радио и телевидения, а Николай Громин уехал в Данию. Образовавшиеся концертные команды редко прибегали к услугам гитаристов. Леонид Чижик пригласил Кузнецова на пару концертов и для записи альбома, Николай Левиновский ввёл в «Аллегро» Рината Шаймухаметова лишь тогда, когда центральное ядро из блестящих духовиков распалось. Герман Лукьянов считанные месяцы держал в «Кадансе» Николая Боднарчука. А в биг-бэндах гитаристы были обречены на роль легендарного Фредди Грина, «метронома» оркестра Каунта Бэйси, и явно скучали. Даже в джаз-роковом «Арсенале» Алексей Козлов не так уж часто доверял сольные эпизоды Виталию Розенбергу или Ивану Смирнову. Выйти «в люди» гитаристам было нелегко.

А Саша Старостенко был ярким солистом, безмерно талантливым музыкантом, тяготившимся ролью сайдмена. Он уверенно и изобретательно играл джазовую классику, был необычайно энергичным и чувственным в блюзе, сентиментально-меланхоличным в балладах и электронно-жёстким в джаз-роке. В конце 90-х он серьезно увлекся церковно-славянской музыкальной культурой (а заодно и религиозными постулатами). Ему явно нужен был менеджер, российский Норман Грэнц с сильной волей и хорошим вкусом. Такого, к сожалению, не нашлось. В 2000 году Старостенко полгода провел в Штатах. Вместе с басистом Сергеем Шевченко, своим учеником, играл в клубах, на улицах, в подземных переходах. Интересно, поучительно, но бесперспективно.

На вечере-джеме выступавшие музыканты, объединяясь в непредсказуемые комбо, делились воспоминаниями, играли его композиции. Играл ансамбль гитариста Павла Илюшина, затем вниманием публики завладел изобретательный и техничный «питерский Пасториус» Андрей Светлов (учился у Старостенко, долго работал в Париже, а сегодня — партнёр Андрея Кондакова в Electric Project), блок мощного мэйнстрима представил Ильдар Казаханов, а самым поздним гостем оказался примчавшийся после работы Алексей Дегусаров.

Ильдар Казаханов, Лера Гехнер, Алексей Попов
Ильдар Казаханов, Лера Гехнер, Алексей Попов

Разумеется, выступления гитарного цеха были дополнены большой группой известных инструменталистов и несколькими талантливыми представителями нового поколения. В джеме участвовали пианисты Илья Щеклеин, Александр Ларьков, Евгений Пономарёв, Сергей Тарусин, саксофонисты Алексей Попов, Денис Чекмарёв, Элен Даник, басист Сергей Березовой, трубач Игорь Шилов и другие.

Алексей Попов, Андрей Светлов, Анатолий Смирнов (на переднем плане автор - Владимир Фейертаг)
Алексей Попов, Андрей Светлов, Анатолий Смирнов (на переднем плане автор — Владимир Фейертаг)

В конце вечера на сцену вышли взрослые дети Александра Игоревича (сын и дочь) и искренне поблагодарили музыкантов за организацию джема.ВИДЕО: Тема Александра Старостенко «Green Line»
Елена Даник (альт-саксофон), Александр Ларьков (клавишные), Павел Иванов (гитара), Сергей Шевченков (бас-гитара), Павел Иванов (барабаны)

httpv://www.youtube.com/watch?v=HpMWTM4WLk4

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяМосковский лейбл Fancymusic выпустил альбом квартета Алексея Круглова — Романа Столяра: презентация
Следующая статьяДжазовый подкаст №664: флейтист Джеймс Ньютон
Владимир Фейертаг
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 28 марта 2024 г. Владимир Борисович Фейертаг ушёл из жизни в Санкт-Петербурге на девяносто третьем году жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.