Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
31 декабря 2014 г. в своей квартире в Москве скончался на 73 году жизни трубач Андрей Товмасян.
В последние годы он очень редко появлялся на сцене, и то только в нескольких московских клубах, поэтому нынешние поколения джазового сообщества России уже мало знают его имя. Но важнейшая роль, которую сыграл этот выдающийся музыкант в истории отечественного джаза, неоспорима.
Ветеран советской джазовой историографии Алексей Баташёв писал о Товмасяне:
…Молодёжи его имя уже почти ни о чем не говорит, но много лет назад это был настоящий прорыв. Мы, музыканты и провозвестники джаза, сами не поняли этого, когда в начале 60-х годов звезда Товмасяна стремительно всходила на нашем чёрном джазовом небе. Ему не было двадцати, и он был необыкновенно талантлив. Андрей стал сенсацией фестивалей в Тарту, Ленинграде и Москве. Он был в первой советской горстке джаза, робко вывезенной в Варшаву (заграница!), и тут же олицетворил собою пробившееся сквозь сталинский асфальт новое поколение. Его «Господин Великий Новгород» с колокольными звонами в начале и в конце стал козырем в защите джаза; слава этой действительно живописной вещи, может быть, даже заслонила самого автора. Так бывает. Андрей сочинял и другие пьесы. Но главное — чистейший фирменный американский джаз бил из его трубы фонтаном, и непонятно было, откуда что берётся. Мы ещё не могли себе представить, что где-то за пределами Америки может родиться джазовая личность, равновеликая тамошним корифеям, единственно населявшим наш джазовый пантеон…
Андрей Товмасян родился в эвакуации в Кирове 1 декабря 1942 г. Его биография — одна из самых непростых в истории советского джаза. В ней было всё. Было первое в истории триумфальное выступление советского джаз-ансамбля за пределами СССР — концерт секстета пианиста Вадима Сакуна при участии Товмасяна, написавшего самый яркий номер программы, тот самый «Господин Великий Новгород», на фестивале в Варшаве в 1962 г.
СЛУШАТЬ АУДИО: «Господин Великий Новгород» (Андрей Товмасян)
Секстет Вадима Сакуна, фестиваль Jazz Jamboree, Варшава, 1962
Соло: Андрей Товмасян (труба), Николай Громин (гитара), Алексей Козлов (баритон-саксофон)
СЛУШАТЬ АУДИО: Квартет Андрея Товмасяна «Песня о Москве» (Андрей Петров, аранжировка — Андрей Товмасян), фестиваль Джаз-68, Москва
В жизни Товмасяна была и работа в ресторане в дальневосточном порту Находка, и тюремное заключение в 1964-65 гг. (не за джаз — за «фарцовку», типичную для советского портового города перепродажу привезённых из-за границы вещей). Были выступления во всех московских джаз-клубах 60-70-х, работа в ресторанных ансамблях, выступления в составе оркестра Олега Лундстрема в начале 80-х, серьёзные проблемы с алкоголем («если бы я не пил, то буквально озолотился бы», писал Товмасян в своей автобиографической книге), а затем и тяжёлая болезнь.
АУДИО: 1984, Андрей Товмасян играет соло в пьесе Джорджа Гершвина Embraceable You с оркестром Олега Лундстрема
Один из лидеров советского джаза 60-70-х гг., Товмасян в конце 1980-х исчез из музыки, вначале затворившись в своей квартире, затем — на долгие годы очутившись в больнице. Ходили даже слухи, что он ушёл из жизни. И вдруг музыкант появился в поле зрения: лечение дало результат, и с 2001 г. Андрей Товмасян стал снова появляться в московских джаз-клубах, и даже выступил в ансамбле ветеранов советского джаза на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2002 года.
Товмасян — не только музыкант, но и литератор, и поэт: его парадоксальные, наполненные яркими абсурдистскими образами стихи не раз воспроизводил и советский джазовый самиздат, и интернет-издание «Полный джаз», на базе которого вырос наш журнал. За те годы, что трубач был оторван от музыки, он написал очень много и поэзии, и прозы — документальной и художественной.
ВИДЕО: квартет Андрея Товмасяна на V Московском джаз-фестивале (1968). Съёмка ЦТ СССР
«Воспоминания» Андрея Товмасяна охватывают практически всю его сознательную жизнь — детство, приход к джазу, первую славу в начале 60-х, тюремное заключение, джазовую карьеру в 60-80-е годы, болезнь и постепенное возвращение к музыкальной жизни на рубеже веков. В начале 2000-х «Джаз.Ру» с разрешения Андрея Егиазаровича воспроизвёл несколько глав из «Воспоминаний»: именно тогда было сделано это фото — Андрей Товмасян в тогдашней редакции «Джаз.Ру» на Мосфильмовской улице.
В последние годы Андрея Егиазаровича регулярно можно было видеть в московских клубах; особенно прилежно он посещал по средам собрания «Джаз Арт клуба», где бы это объединение московских джазменов и джаз-фэнов ни собиралось. В последние годы это джаз-кафе «Эссе», и именно там в конце 2012 г. отмечалось 70-летие Андрея Товмасяна, на котором выступал и сам мастер.
В сентябре 2014 там же, в «Эссе», состоялось и одно из последних выступлений Товмасяна, зафиксированное на видео. Автор этих строк писал тогда в своём личном блоге:
… Рафаэль Аваков из московского «Джаз Арт клуба» уговорил его сегодня приехать на празднование 50-летия прославленной «Синей Птицы» — правда, легендарного клуба уже несколько лет как нет, так что отмечали в джаз-клубе «Эссе». Сорок минут, говорит Раф, он уговаривал Андрея взять с собой трубу. Но никто не ожидал, что Товмасян всё-таки выйдет на джем: он крайне редко играет на людях, а в последние четыре месяца, говорит Раф Аваков, вообще не выходил из дома.
Там в ролике слышна реакция людей вокруг: не могут поверить в то, что видят.
Конечно, это не прежний, невероятный Товмасян 60-70-х годов. Но он играет, а это означает, что он занимается (трубач не может просто взять и заиграть после многолетнего перерыва — амбушюр, выдувающее звук трубы мощное мышечное кольцо в губах трубача, просто не заработает без продолжительной тренировки); и слышно, очень хорошо слышно, что до многолетнего пике, впечатляюще честно описанного Товмасяном в его мемуарах, и до ещё более длительного лечения это был великий музыкант…
ВИДЕО: Андрей Товмасян (труба), 11 сентября 2014, 50-летие клуба «Синяя Птица»
Владимир Данилин — аккордеон, Иван Фармаковский — ф-но, Владимир Кольцов-Крутов — бас, Павел Тимофеев — барабаны
В последний раз Товмасян играл для слушателей всего за неделю до ухода из жизни, и тоже в «Эссе»…
Клавдий Клавикордов -
Бедный человек.
Звончатых мажордов,
Грустчатых минордов
Не узнает ввек.
Клавикордов Клавдий,
Знаешь, сколько их?
Голубые авди.
Золотые мавди...
Много и других.
Андрей Товмасян. Осень 1971
Светлая память замечу музыканту Андрею Товмасяну!
Андрею Товмасяну
Молчит труба. Осиротела.
Ушёл Андрей. Прощай джазмен.
Душа в бессмертье улетела
Под звук твоих великих тем.
Им не грозит смертельный тлен.
Как искромётно ты играл,
Какие дивные пассажи,
Твой «Новгород Великий», «Ритуал»
Шедевры без изъянов и без лажи.
Живые музыкальные пейзажи.
Уход твой – кровоточащая рана,
Провал, который не закрыть,
Мне не забыть тебя — Андрея Товмасяна,
Связала нас невидимая нить.
Даю обет её хранить.
Александр Эйдельман
1/01/2015
Мне посчастливилось играть с этим харизматическим джазменом и написать о нём на Jazz.ru: Андрей Товмасян
https://www.jazz.ru/books/stories/10.htm
Светлая память…
Алик,спасибо!Ты всё за нас сказал!!!Андрея не забуду.Вечная ему память!!!
Эпиграф Андрея Товмасяна
к книжке
АЛЕКСАНДР РОДИОНОВ,
ВЛАДИМИР ДАНИЛИН,
НИКОЛАЙ КОРОЛЕВ
ВОСПОМИНАНИЯ
Сегодня я тосклив и весел,
Но больше я навеселе.
Что умер – весел, а невесел,
Что так тоскливо мне в земле…
Музыкант, уже давно причисленный к категории «живая легенда нашего джаза». Неоспоримо и заслуженно. Ушел и навсегда остался ЛЕГЕНДОЙ. Добрая память большому музыканту.
Царствие небесное…
Достойно простились с Андреем.
Постараемся на 40 дней провести концерт в память о нем.
Следите за информацией на сайте http://www.jazzartclub.ru
М всё-таки интересно, слышал ли Товмасян(до ГВН) хотЬ пару фраз Клиффорда Брауна. Не верю, будто не слышал.
Он к тому времени, а написал он ГВН 61 году, уже слушал Клиффорда и стал его последователем, но при этом он очень любил слушать Армстронга и есть записи, где он прекрасно играет его темы
Памяти Андрея…
Он ходил между столиков — камера в руках,
Худой… мешковатый серый пиджак на плечах…
Впалые щеки — с трудом узнаваемое, знакомое когда-то лицо…
Где видела — не помню, наверное это было давно…
Сердце сжималось, глядя на него,
Было в этом пожилом усталом человеке что-то знакомое…
Ведь я заметила его в суете московской джазовой тусовки…
И вдруг ты сказала, видимо почувствовав,
Как потуги памяти моей неловки…
«Узнаешь это кто?? Это же труба номер один-
Великий советский джазмен — помнишь —
Новгород Великий Господин?
Андрей Товмасян????? Шутишь… не может быть!…
Сердце уже не щемило -оно просто начало выть…
И вспомнила я, как лет 10-12 назад в саду Эрмитаж
Игра его гениальная рождала восторг и кураж…
Он узнал тебя с радостью, подошел,
Подсел к нам за столик и запросто, без труда
Тему для разговора нашел,
Стихи свои и чужие читал, Алешу Полякова вспоминал,
Жёстко, от души молодых музыкантов критиковал,
Просто, без пафоса свой уход со сцены
Мне, абсолютно незнакомой, объяснял,
Армянские утраченные корни наши с ним обсуждал…
А я сидела рядом, болтала с ним также запросто,
На странные вопросы его отвечала как на духу
И не верила сама себе, что все это
Происходит со мной наяву…
17.01 2014 г. Джаз клуб Эссе
Ну вот … вслед за Клеем — Андрей … Уходит эпоха 60-х … Чем Андрей отличался от всех нас? Он видел «волшебный свет», который не видели мы, и как-то проговорился :
Я вижу свет, идущий ниоткуда,
Волшебный свет …
И на нас падали отблески этого света, когда доводилось с ним играть …
Добрый день!
Подскажите, пож-та, удалось ли найти издателя Воспоминаний Андрея Товмасяна?
Игорь,
в связи с тем, что занимавшийся этим проектом Рафаэль Аваков, к сожалению, тоже ушёл из жизни, проект издания воспоминаний Товмасяна пока стоит на паузе.