Наталья Риккер, Челябинск Фото: Евгения Маркова Видео: Медиахолдинг ОТВ |
Российский джазовый трубач Игорь Бурко отпраздновал сразу три юбилея. 21 декабря в зале Челябинской государственной филармонии состоялся большой концерт, посвящённый 70-летию артиста, 55-летию его творческой деятельности и 45-летию его главного музыкального «детища» — ансамбля «Уральский диксиленд».
Насколько значимо это событие для земляков Игоря Владимировича, можно было судить не только по переполненному залу им. С.С. Прокофьева, но и по тому небывалому ажиотажу, который царил среди публики. Достаточно отметить, что билеты в кассах филармонии невозможно было купить уже за пару недель до концерта.
Внимание публики к народному артисту подогрели и местные средства массовой информации: каждый день в своём офисе Игорь Бурко встречал журналистов и с терпением именинника давал интервью о музыке, об истории ансамбля, о предстоящем празднике.
Поздравительный жанр, безусловно, стал определяющим и для самого концерта. Сколь ни пытались сам юбиляр и режиссёр вечера Алексей Лейкин вогнать его в лаконичные рамки двух стандартных отделений, концерт по своему размаху приблизился в продолжительности к известным для Челябинска меркам джазового фестиваля. Четыре полных часа в филармонии звучал традиционный джаз, горячо рукоплескала публика, и лейтмотивом этого бравурного действа были поздравления, поздравления, поздравления. Игорь — друг, Игорь — талантливый джазмен, «золотая труба России», Игорь — чудесный администратор, — говорили коллеги, друзья, представители власти, музыканты.
Фестивальное настроение, кажется, определило и музыкальную логику события. Отпраздновать вместе эти значимые даты Игорь Владимирович пригласил джазовых музыкантов из обеих культурных столиц нашей страны — Москвы и Санкт-Петербурга: ародных артистов России Анатолия Кролла и Давида Голощёкина, творческого собрата «Уральского диксиленда» — ансамбль Moscow Ragtime Band с певицей Полиной Касьяновой, гитариста Гасана Багирова и певицу Юлию Касьян, а также уфимскую певицу Ирину Остин с её постоянным составом «Уфа». Внешне — привычный (только очень сокращённый) круг известных российских джазовых артистов, которые регулярно выступают на форуме «Какой удивительный мир!» Тем паче, что фестиваль в обычный для себя первый уик-энд лета в 2014 году не проводился. А внутренне (по мысли именинника) — дорогие его сердцу друзья, с которыми он знаком многие годы и с которыми именно в этот день хотелось выступить.
ДАЛЕЕ: подробный рассказ о юбиляре и его юбилейном концерте, много фото, ВИДЕО!
Впрочем, круг этот мог быть гораздо шире: поздравления Игорю Бурко пришли от многих видных музыкантов страны, города, области. Именно ими наполнен красочный буклет, выпущенный к знаменательной дате. Тёплые слова в адрес трубача прислали из Москвы Даниил Крамер, Игорь Бриль, Максим Пиганов, из Израиля — Леонид Пташка. Чествовали Бурко и те, кто каждый день рядом — в родном Челябинске: ректор Челябинской академии культуры и искусств Владимир Рушанин, ветеран челябинского телевидения режиссёр Леонид Пивер, заслуженные артисты России Станислав Бережнов и Ольга Парфентьева, композитор Георгий Анохин и многие-многие другие. И если бы челябинские соратники Бурко в этот день ещё и вышли на сцену, то концерт несомненно приобрёл бы эпические масштабы. Вероятно, следуя известному чеховскому изречению о краткости — сестре таланта, юбиляр из челябинских коллективов на сцену в этот день вывел только «Уральский диксиленд» и его нынешнего постоянного сценического партнёра — девичий вокальный квартет DV-Show.
Именно этот сводный ансамбль дал торжественный зачин: исполнил популярную песню Джорджа Вайса «What a Wonderful World». Так ли уж необходима именно эта мелодия для начала, с виновником торжества не стоило и спорить. Приятные ассоциации с джаз-фестивалем (как можно догадаться, это его гимн), с кумиром юности Луи Армстронгом и, наконец (чего уж тут скромничать), удивительный мир жизни и творчества самого Игоря Бурко — всё подтверждало лишь одну идею: прелюдией юбилейного вечера может быть только этот мотив. Столь же очевидной для джазмена была и кандидатура ведущего. Это Анатолий Кролл, наш знаменитый земляк, с которым Игорь Бурко дружит со школьных лет. Как сказал Анатолий Ошерович, «эта дружба, прошедшая через детство, юность и зрелый возраст, уже давно переросла в истинное родство, где породнились не только наши души и сердца, но и наши идеалы! Оба мы отдали свои жизни тому, чтобы как можно большее количество людей полюбили прекрасную джазовую музыку так, как любим её мы!»
Под «прекрасной джазовой музыкой» в контексте события, в первую очередь, стоило понимать раритетное направление новоорлеанского джаза. Именно ради этой своей сердечной привязанности Игорь Бурко в далёком 1969 году создал на базе Челябинской филармонии ансамбль «Южный Урал».
Почти целое десятилетие диксилендовый ансамбль был замаскирован в эстрадном коллективе. Как нередко вспоминает Игорь Владимирович, джаз советские чиновники от культуры и партийное руководство любили, но предусмотрительно запрещали. Посему умелый организатор Бурко строил концертные программы хитрым образом: одно отделение отдавалось эстраде — песням, танцам, оригинальному жанру (всё это было в недрах «Южного Урала»), а второе отделение играл диксиленд.
И только лауреатство во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в конце 70-х изменило ситуацию, и название «Уральский диксиленд» зазвучало в полный голос.
Позже, в 80-е, оркестр освоит столичные площадки, будет выезжать на джазовые фестивали, покажет своё искусство сначала в странах соцлагеря — Чехословакии и ГДР, а потом, после горбачёвской перестройки, после ярких выступлений в ФРГ и Голландии, на несколько лет фактически переселится в Европу. Все 90-е «Уральский диксиленд» услаждал звуками джаза публику Старого Света: жил в Голландии, с завидным постоянством концертировал во многих европейских странах, выпускал там компакт-диски. Как написал тогда один из челябинских журналистов, «Диксиленд» уехал в «добровольную творческую эмиграцию».
Но и по возвращении в родные пенаты ансамбль вовсе не был предан забвению. Первое десятилетие нового века стало романтической эпохой подъёма джаза в столице Южного Урала. И весьма заметную роль в этом сыграл тогдашний мэр Челябинска, страстный любитель джаза Вячеслав Тарасов. При его содействии и при кипучем энтузиазме Бурко, а также его друга и коллеги Стаса Бережнова, в городе был основан Муниципальный джазовый центр, зародилось и окрепло джазовое фестивальное движение — ежегодные фестивали — «Какой удивительный мир!» для взрослой публики и «Бэби-джаз» для детей. Джазовые концерты стали проходить во всех значимых залах города, публика с удовольствием внимала гастролёрам из Москвы, Петербурга и зарубежья, более того, быстро привыкла к ним. Вероятно, именно эта ностальгия по недавнему прошлому, когда в Челябинске джаз был «главнейшим из искусств», стала причиной такого эмоционального подъёма в момент приветственной речи Вячеслава Тарасова. Увидев его, зал буквально взорвался овациями. Подарив джазмену корзину роз, Вячеслав Михайлович не остался в долгу и многозначительно пообещал, что город ждёт новый ренессанс джаза.
Подробный материал о ранних годах «Уральского диксиленда» см. в журнале «Бизнес и культура»
Сила аплодисментов зашкаливала в децибелах и при появлении на сцене Бурко с его ансамблем. «Диксиленд», собранный и свежий, исполнил серию постоянных для своего нынешнего репертуара номеров — старые джазовые стандарты «I’ve Found A New Baby» Джека Палмера и Спенсера Уильямса, «Bei mir bistu shein» Шолома Секунды, «All Of Me» Джеральда Маркса и Сеймура Симмонса, «The Man I Love» Джорджа Гершвина, лирическую песню Павла Аедоницкого «Васильки», «After You’ve Gone» Тёрнера Лейтона и т.п.. — словом, то, что давно стало «визитной карточкой» коллектива. То, что позволяет эффектно показать солистов во главе с Игорем Бурко, свинговый ритм и диксилендовую вальяжность. И пусть «Диксиленд» бесконечное множество раз исполнял эти номера. Количество в данном случае давно перешло в качество. Более того, годы не сказались на звучании оркестра. Напротив, состав его заметно омолодился и обогатился новыми тембровыми красками. В диксиленде играет второй трубач Иван Пона. Впервые за последние 20 лет в оркестре появился пианист (он же баянист) Антон Бугаев. На тенор-саксофоне играет Дмитрий Перминов.
К голосу гитариста Валерия Сундарева добавился вокал Кристины Рыжковской. Всем этим музыкантам нет ещё и тридцати. Новые силы уверенно скрепляет ритм-секция братьев Риккеров — контрабасиста Владимира и барабанщика Виктора.
В отличной творческой форме и «старая гвардия» — духовики Наиль Загидуллин (тромбон) и Сергей Пеньков (кларнет, альт-саксофон). Всего месяц назад, в ноябре коллектив вместе с DV-Show с большим успехом представил публике новую театрализованную программу «Весёлые ребята», посвящённую 80-летию выхода на киноэкраны страны одноимённой музыкальной комедии. Словом, высокая планка, изначально заданная оркестром, уверенно удерживается.
ВИДЕО: «Уральский диксиленд» — «All Of Me». 21.12.2014, Челябинск
httpv://www.youtube.com/watch?v=x3Sbbi3DoUs
Форма «рондо» с началом и финалом в исполнении «Уральского диксиленда». А внутри — выступления гостей. Группа «Ариэль», пионеры советского фолк-рока, под аккомпанемент Владимира Риккера на контрабасе a cappella (ну, почти…) исполнили русскую народную «Шумел камыш». Фольклорные мелодии в многоголосном исполнении — предмет специализации современного «Ариэля». Кстати, эта группа на год старше «Диксиленда», и наравне с хоккейной командой «Трактор» является не только предметом гордости южноуральцев, но и неким культурным достоянием региона.
Эстафету в музыкальной программе подхватил Анатолий Кролл с пьесой «Танец Гаучо» из кинофильма «Зимний вечер в Гаграх». Предваряя выступление и представляя своих партнёров, братьев Риккеров, мэтр с улыбкой отметил: «Мы уже имеем целый сольный концерт, если сложить всё, что мы наиграли за эти годы. Может, когда-то сыграем и больше». Задор Кролла, заводной ритм любимой многими мелодии вызвал улыбки на лицах. Областное телевидение, транслирующее весь концерт в интернет, с удовольствием показывало крупные планы улыбок, глаза «с огоньком». Кайф от латиноамериканского танца, смакуемого трио Анатолия Кролла, явно передавался залу.
Полагаю, что почти на два месяца раньше схожие эмоции испытывала и московская публика от выступления Игоря Бурко, когда он появился на фестивале Анатолия Кролла «Российские звёзды мирового джаза». «Навстречу 70-летнему юбилею!» — торжественно возвещал буклет этого форума. Тогда, 31 октября, в Светлановском зале Московского международного дома музыки состоялся шоу-парад лучших диксилендов России. И в программе с участием ансамблей Moscow Ragtime Band, Dixie Smile, «Капелла дикси», Dixie Friends чествовали будущего юбиляра.
А в Челябинске после музыки Кролла слушателей ожидало наслаждение иного порядка: на сцену вышла Ирина Остин со своим квартетом «Уфа». Одна из лучших отечественных вокалисток джаза, как сказал об Ирине Анатолий Кролл, на сей раз появилась в Челябинске с обновлённым составом. Теперь на саксофоне в коллективе играет молодой музыкант Азат Гайфулин, лауреат международного фестиваля-конкурса «Гнесин-джаз». Пианистка Юлия Перминова заслужила ещё большие овации, поскольку была представлена Кроллом как обладательница гран-при этого же престижного конкурса 2014 года. Современный джаз с динамичным скэтом певицы и недлинными, но весьма ёмкими по эмоциональной и смысловой целостности соло инструменталистов, поклон в сторону бопа и мелодически красивого smooth-jazz’а — уфимцы показывали высочайший уровень мастерства.
Точку в первом отделении поставил «Уральский диксиленд», сыгравший самую известную джазовую пьесу всех времён и народов — «Сaravan» Хуана Тизола. Для её исполнения подключились DV-Show и Ирина Остин. Доминанта узнаваемых мелодий раритетного джаза строго выдерживалась организаторами. Посему во втором отделении сцену предоставили тем, кто с честью несёт знамя традиционной музыки в столицах.
Сет открыл один из самых любимых челябинцами джазовых исполнителей — Давид Голощёкин. «Сегодня я только со скрипкой и флюгельгорном», — улыбаясь, предупредил мультиинструменталист коллег ещё за сценой. Во время выступления Давид Семёнович подключил к этому «скромному» арсеналу рояль.
Впрочем, не только исполнительские таланты питерского джазового мэтра, его способность буквально перелетать от инструмента к инструменту в пределах одной пьесы стали центром внимания. И соло Голощёкина, и соло его прекрасного гитариста Гасана Багирова, и ритм от незаменимых в этот вечер братьев Риккеров работали в большей степени на то, чтобы представить вокал Юлии Касьян, «восходящей звезды джаза в Санкт-Петербурге», как сказал о ней Давид Семёнович.
Диксилендовый разгул от ансамбля Moscow Ragtime Band трубача Константина Гевондяна и московской певицы с похожей фамилией, но с совершенными иными вокальными данными и сценическим образом — весёлым, бесшабашным — Полины Касьяновой подхватили череду поздравлений.
Легко, на одном дыхании они сыграли порцию ранних джазовых стандартов. Причём танцевали и пели уже не только Костя с Полиной. Как мог, им вторил зал — аплодисментами (хоть и не всегда в нужную долю), возгласами. Для Игоря Бурко, высоко ценящего этот коллектив, уже одно их появление в Челябинске могло бы быть отличным подарком. Но Костя рассыпался в изящных комплиментах, возвёл своего челябинского коллегу в один ранг с великими нью-орлеанцами: «Мы сыграем пьесу «Doctor Jazz». Кинг Оливер посвятил её пианисту Джелли Ролл Мортону, который всегда говорил, что джаз изобрёл именно он. Но мы знаем, кто изобрёл джаз!»
Конечно, если соблюсти историческую точность, то джаз в Челябинске зазвучал ещё задолго до рождения Игоря Бурко. Это случилось в 1932 году, когда из Харькова в Челябинск приехал и обосновался со своим оркестром скрипач Анатолий Хайкин. И всё же в словах Кости есть доля приятной для юбиляра и его ансамбля правды. Во многом любовь Бурко к музыке, его «чугунная воля» и организаторский талант сделали Челябинск одним из джазовых центров страны.
Кода концерта имела аж тройную версию. (Ещё одна рифма: три юбилея — три концовки!). Финальную «The Sheik of Araby» Теда Снайдера MRB превратили в «Happy Birthday». На сцену выбежал Бурко, а затем и весь «Уральский диксиленд», чтобы двумя составами, двумя диксилендами сыграть ещё одно «программное» произведение — пьесу «When The Saints Go Marching In…». Артисты раскланялись, обнялись, и «Диксиленд» под занавес исполнил «нетленку» отечественного производства — «Дорогие мои москвичи» Исаака Дунаевского. Только у дуэта Игоря Бурко и певицы Кристины Рыжковской «наградить за внимание» решили «земляков» (впрочем, так делал и исполнитель оригинальной версии Леонид Утёсов — в зависимости от города, где он завершал концерт, в песне у него фигурировали туляки, томичи и т. п., на крайний случай — «земляки». — Ред.). Думаю, что благодаря недавней премьере театрализованного концерта «Весёлые ребята» идея эта у челябинцев получит долгую и счастливую жизнь.
Оставим за скобками последовавший за концертом ночной джем-сешн в клубе «Лунный свет», и символичное отключение электроэнергии (из-за аварии в горэлектросетях), и симпатичные номера unplugged дуэта контрабаса и саксофона, и всеобщую детскую радость, когда свет в конце концов включили… Музыка звучала, энтузиазм не иссякал.
Дай вам Бог, Игорь Владимирович и дорогие наши диксилендовцы, ещё многая лета — звучало многоголосное эхо поздравлений. К этим словам присоединяемся и мы!
С Юбилеем, Дикселенд! С Юбилеем, Игорь! Рад видеть вас всех здоровыми и бодрыми! Заглядывайте в Сочи — площадку всегда устрою.
Искренне ваш,
Сергей Боголюбцев.
С праздником! Это большая удача для мироздания, что родился такой человек! Так пусть оно отблагодарит юбиляра долго летием и удачей! )))
С Юбилеем Игорь! Дай Бог Вам здоровья и новых творческих свершений на радость наших благодарных слушателей!