Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
![]() |
57 церемония вручения премии Академии звукозаписи США «Грэмми», состоявшаяся в Лос-Анджелесе 8 февраля, снова не стала откровением на джазовом «жанровом поле» — но, по счастью, не стала и скандалом. Кризис 2012-го, когда в результатах Grammy за 2011 год количество джазовых категорий было сокращено с шести до четырёх, миновал: в 2013-м «за джаз» вручали пусть не шесть, но пять бронзовых граммофончиков — и в текущем, 2015-м году в результатах за 2014-й джазовых категорий снова пять.
![Chick Corea (photo © Mike Blake, Reuters)](https://www.jazz.ru/mag/547/grammy-chick_by_mike-blake_reuters.jpg)
Другое дело, чем они наполнены. Прошлый год нужно считать исключением: за 2013-й великий пианист Чик Кориа не получил ни одного Grammy. А за 2014-й — получил. Да не один, а два. В результате своих 39-й и 40-й номинаций на протяжении жизни (впервые Чик был номинирован на «Грэмми» в 1975 г.) Армандо Энтони «Чик» Кориа увёз домой свои 21-ю и 22-ю бронзовые статуэтки Grammy.
Как известно, вручение самой престижной музыкальной премии в США не связано (во всяком случае, впрямую) с цифрами продаж. Эту премию вручают коллеги — коллегам: лауреаты выбираются тайным голосованием нескольких тысяч членов Академии звукозаписи — профессиональной ассоциации, в которую входят музыканты, продюсеры, звукоинженеры, преподаватели музыки и прочие работники музыкальной индустрии. Более того, все члены Академии не голосуют за все категории — только за те, в которых считают себя «экспертами» (не более 20 из 83 категорий в общем списке); так, в джазовых категориях на финальной стадии голосует около полутора тысяч профессионалов. Следовательно, профессионалы музыкальной индустрии США в 21-й и 22-й раз сочли альбом Чика Кориа лучшим за истекший год. (Кстати, тут ещё один вопрос. По статуту 57-й премии, номинированы на неё могли быть альбомы, релизы которых состоялись с 1 октября 2013 по 30 сентября 2014. Что же до получившей в этом году «Грэмми» за «Лучшее джазовое соло года» и «Лучший джазовый альбом» тройной концертной пластинки Чика Кориа «Trilogy», то лейбл Concord выпустил её 10 сентября 2013. Ну, профессионалам Академии, конечно, виднее).
Поймите меня правильно: «Трилогия» — замечательный альбом, хоть и тройной; постоянно записывающий Чика с 1976 г. звукоинженер Берни Кёрш в очередной раз сделал совершенно волшебную запись, в которой фрагменты выступлений трио Чика с контрабасистом Крисченом Макбрайдом и барабанщиком Брайаном Блэйдом в Вашингтоне, Окленде, Испании, Швейцарии, Словении, Турции, Австрии и Японии звучат как единый концерт, как обычно — с фантастической детализацией и прозрачностью звука; да и что там говорить, Чик Кориа на самом деле один из трёх-четырёх величайших ныне живущих джазовых пианистов. Но тот факт, что его альбом получил два «Грэмми» (из пяти возможных), увеличив коллекцию бронзовых граммофонов дома у Чика до двадцати одного, говорит ещё и о чём-то другом: и о том, что у лейбла Concord превосходно налажена методика работы с голосующими в «джазовом жанровом поле» профессиональными членами Академии грамзаписи (в принципе, все они люди известные, а охватить полезными контактами полторы тысячи человек в результате многолетней работы не так уж и трудно; кстати замечу, что и «Лучший джазовый вокальный альбом» этого года выпущен тем же лейблом!); и о том, что основная масса голосующих «академиков» из тех, что не работают непосредственно в джазовом «поле» (а таких из полутора тысяч — более двух третей!) предпочитает знакомые и раскрученные имена. Действительно ли альбомы Трио Фреда Хёрша, пианиста Джейсона Морана или The Fellowship Band барабанщика Брайана Блэйда, также номинированные на «Джазовый альбом года», настолько уж хуже «Трилогии» Чика Кориа?
![Чик: вот что я сделал с Академией звукозаписи!](https://www.jazz.ru/mag/547/grammy-chick.jpg)
Лучше всех на этот вопрос ответил бэндлидер Гордон Гудвин, получая «Грэмми» в категории «Лучшая запись джазового оркестра» за альбом своего оркестра Gordon Goodwin’s Big Phat Band «Life In The Bubble»: «Мы сердечно благодарим Чика Кориа за то, что в этом году он не выпустил альбом с оркестром!»
![Gordon Goodwin](https://www.jazz.ru/mag/547/grammy-goodwin.jpg)
Но это, конечно, шутка — в которой, как обычно, есть доля шутки. Как обычно, этот вопрос остаётся без настоящего ответа, а мы смотрим на полный список номинантов и победителей.
ДАЛЕЕ: джазовые номинанты и лауреаты премии Grammy за 2014 г. — полный список!
-
- Категория «Лучшее джазовое импровизационное соло»
Номинанты:
Кенни Баррон (ф-но) — соло в пьесе «The Eye Of The Hurricane» с альбома ансамбля Gerry Gibbs Thrasher Dream Trio «Gerry Gibbs Thrasher Dream Trio» (Whaling City Sound)
Фред Хёрш (ф-но) — соло в пьесе «You & The Night & The Music» с альбома Fred Hersch Trio «Floating» (Palmetto Records)
Джо Ловано (тенор-саксофон) — соло в пьесе «Recorda Me» с альбома «The Latin Side Of Joe Henderson (Conrad Herwig Featuring Joe Lovano)» (Half Note)
Брэд Мэлдау (ф-но) — соло в пьесе «Sleeping Giant» с альбома дуэта Brad Mehldau & Mark Guiliana «Mehliana: Taming The Dragon» (Nonesuch)
Лауреат: Чик Кориа (ф-но) — соло в пьесе «Fingerprints» с альбома Chick Corea Trio «Trilogy» (Concord Jazz)
- Категория «Лучшее джазовое импровизационное соло»
- Категория «Лучший джазовый вокальный альбом»
Номинанты:
Разные артисты (продюсеры Билли Чайлдс и Ларри Клайн) — «Map To The Treasure: Reimagining Laura Nyro» (Masterworks)
Рене Мари — «I Wanna Be Evil: With Love to Eartha Kitt» (Motema Music)
Гретхен Парлато — «Live In NYC» (Obliqsound)
Тирни Саттон — «Paris Sessions» (BFM Jazz)
Лауреат: Дайан Ривз — «Beautiful Life» (Concord Records)
![Dianne Reeves](https://www.jazz.ru/mag/547/grammy-reeves.jpg)
- Категория «Лучший джазовый инструментальный альбом»
Номинанты:
Brian Blade & The Fellowship Band — «Landmarks» (Mid City/Blue Note Records)
Fred Hersch Trio — «Floating» (Palmetto Records)
Бобби Хатчерсон, Дэвид Санборн, Джоуи ДеФранческо при участии Билли Харта — «Enjoy The View» (Blue Note Records)
Джейсон Моран — «All Rise: A Joyful Elegy For Fats Waller» (Blue Note Records)
Лауреат: Chick Corea Trio — «Trilogy» (Concord Jazz)
![Chick Corea, Brian Blade (Chick Corea Trio)](https://www.jazz.ru/mag/547/grammy-corea-blade.jpg)
-
- Категория «Лучший джазовый альбом большого состава»
Номинанты:
The Clayton-Hamilton Jazz Orchestra — «The L.A. Treasures Project» (Capri Records, Ltd.)
Руфус Рид — «Quiet Pride: The Elizabeth Catlett Project» (Motema Music)
Archie Shepp Attica Blues Orchestra — «I Hear The Sound» (ArchieBall)
The Vanguard Jazz Orchestra — «OverTime: Music Of Bob Brookmeyer» (Planet Arts Recordings)
Лауреат: Gordon Goodwin’s Big Phat Band — «Life In The Bubble» (Telarc International)
- Категория «Лучший джазовый альбом большого состава»
- Категория «Лучший альбом латиноамериканского джаза»
Номинанты:
Конрад Хэрвиг представляет Джо Ловано — «The Latin Side Of Joe Henderson» (Half Note)
The Pedrito Martinez Group — «The Pedrito Martinez Group» (Second Half)
Emilio Solla Y La Inestable De Brooklyn — «Second Half» (Emilio Solla Music)
Йосвани Терри — «New Throned King» (5Passion)
Лауреат: Arturo O’Farrill & The Afro Latin Jazz Orchestra — «The Offense Of The Drum» (Motema)
Традиционно ряд джазовых и околоджазовых имён встречается и в иных, неджазовых разделах номинаций премии. Так, в этом году в категории «Лучший альбом world music» победил альбом много выступающей на джазовых фестивалях и в world-джазовом контексте афро-французской вокалистки Анжелик Киджо «Eve» (429 Records), а среди номинантов был альбом бразильского пианиста Сержио Мендеса «Magic» (Okeh). В традиционно урожайной для джазменов категории «Лучшая инструментальная композиция» номинировались (но не стали лауреатами) всё тот же Гордон Гудвин, контрабасист-композитор Руфус Рид (его основную номинацию см. в джазовой оркестровой категории) и басист Стэнли Кларк с пьесой «Last Train To Sanity» с его альбома «Up» (Mack Avenue Records). Мало того, Гордон Гудвин всё с тем же альбомом «Life In The Bubble» был номинирован (но не получил Grammy) также в номинациях «Лучшая аранжировка инструментальной музыки» и «Лучшая аранжировка аккомпанемента вокалу», и в этх же номинациях фигурировал также не получивший премию альбом аранжировщика и бэндлидера Пита Макгиннесса с его The Pete McGuinness Jazz Orchestra «Strength In Numbers» (Summit Records).
И, наконец, в категории «Лучшая статья для буклета альбома» лауреатом стал историк джаза Эшли Кан, который написал текст для буклета концертной записи великого саксофониста Джона Колтрейна «Offering: Live At Temple University» (Resonance/Impulse).
Ай, да Чик, ай, да сукин сын!))))
Прекрасный пианист! Рад за него.Слушаю его с 1976 года.
Очень мне нравится его дуэты с Бертоном.