Джаз и Grammy, 2015: и снова — Чик… Чик!

3
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

infra57 церемония вручения премии Академии звукозаписи США «Грэмми», состоявшаяся в Лос-Анджелесе 8 февраля, снова не стала откровением на джазовом «жанровом поле» — но, по счастью, не стала и скандалом. Кризис 2012-го, когда в результатах Grammy за 2011 год количество джазовых категорий было сокращено с шести до четырёх, миновал: в 2013-м «за джаз» вручали пусть не шесть, но пять бронзовых граммофончиков — и в текущем, 2015-м году в результатах за 2014-й джазовых категорий снова пять.

Chick Corea (photo © Mike Blake, Reuters)
Chick Corea (photo © Mike Blake, Reuters)

Другое дело, чем они наполнены. Прошлый год нужно считать исключением: за 2013-й великий пианист Чик Кориа не получил ни одного Grammy. А за 2014-й — получил. Да не один, а два. В результате своих 39-й и 40-й номинаций на протяжении жизни (впервые Чик был номинирован на «Грэмми» в 1975 г.) Армандо Энтони «Чик» Кориа увёз домой свои 21-ю и 22-ю бронзовые статуэтки Grammy.

Как известно, вручение самой престижной музыкальной премии в США не связано (во всяком случае, впрямую) с цифрами продаж. Эту премию вручают коллеги — коллегам: лауреаты выбираются тайным голосованием нескольких тысяч членов Академии звукозаписи — профессиональной ассоциации, в которую входят музыканты, продюсеры, звукоинженеры, преподаватели музыки и прочие работники музыкальной индустрии. Более того, все члены Академии не голосуют за все категории — только за те, в которых считают себя «экспертами» (не более 20 из 83 категорий в общем списке); так, в джазовых категориях на финальной стадии голосует около полутора тысяч профессионалов. Следовательно, профессионалы музыкальной индустрии США в 21-й и 22-й раз сочли альбом Чика Кориа лучшим за истекший год. (Кстати, тут ещё один вопрос. По статуту 57-й премии, номинированы на неё могли быть альбомы, релизы которых состоялись с 1 октября 2013 по 30 сентября 2014. Что же до получившей в этом году «Грэмми» за «Лучшее джазовое соло года» и «Лучший джазовый альбом» тройной концертной пластинки Чика Кориа «Trilogy», то лейбл Concord выпустил её 10 сентября 2013. Ну, профессионалам Академии, конечно, виднее).

Поймите меня правильно: «Трилогия» — замечательный альбом, хоть и тройной; постоянно записывающий Чика с 1976 г. звукоинженер Берни Кёрш в очередной раз сделал совершенно волшебную запись, в которой фрагменты выступлений трио Чика с контрабасистом Крисченом Макбрайдом и барабанщиком Брайаном Блэйдом в Вашингтоне, Окленде, Испании, Швейцарии, Словении, Турции, Австрии и Японии звучат как единый концерт, как обычно — с фантастической детализацией и прозрачностью звука; да и что там говорить, Чик Кориа на самом деле один из трёх-четырёх величайших ныне живущих джазовых пианистов. Но тот факт, что его альбом получил два «Грэмми» (из пяти возможных), увеличив коллекцию бронзовых граммофонов дома у Чика до двадцати одного, говорит ещё и о чём-то другом: и о том, что у лейбла Concord превосходно налажена методика работы с голосующими в «джазовом жанровом поле» профессиональными членами Академии грамзаписи (в принципе, все они люди известные, а охватить полезными контактами полторы тысячи человек в результате многолетней работы не так уж и трудно; кстати замечу, что и «Лучший джазовый вокальный альбом» этого года выпущен тем же лейблом!); и о том, что основная масса голосующих «академиков» из тех, что не работают непосредственно в джазовом «поле» (а таких из полутора тысяч — более двух третей!) предпочитает знакомые и раскрученные имена. Действительно ли альбомы Трио Фреда Хёрша, пианиста Джейсона Морана или The Fellowship Band барабанщика Брайана Блэйда, также номинированные на «Джазовый альбом года», настолько уж хуже «Трилогии» Чика Кориа?

Чик: вот что я сделал с Академией звукозаписи!
Чик: вот так!

Лучше всех на этот вопрос ответил бэндлидер Гордон Гудвин, получая «Грэмми» в категории «Лучшая запись джазового оркестра» за альбом своего оркестра Gordon Goodwin’s Big Phat Band «Life In The Bubble»: «Мы сердечно благодарим Чика Кориа за то, что в этом году он не выпустил альбом с оркестром!»

Gordon Goodwin
Gordon Goodwin

Но это, конечно, шутка — в которой, как обычно, есть доля шутки. Как обычно, этот вопрос остаётся без настоящего ответа, а мы смотрим на полный список номинантов и победителей.

ДАЛЕЕ: джазовые номинанты и лауреаты премии Grammy за 2014 г. — полный список! 

    • Категория «Лучшее джазовое импровизационное соло»
      Номинанты:
      Кенни Баррон (ф-но) — соло в пьесе «The Eye Of The Hurricane» с альбома ансамбля Gerry Gibbs Thrasher Dream Trio «Gerry Gibbs Thrasher Dream Trio» (Whaling City Sound)
      Фред Хёрш (ф-но) — соло в пьесе «You & The Night & The Music» с альбома Fred Hersch Trio «Floating» (Palmetto Records)
      Джо Ловано (тенор-саксофон) — соло в пьесе «Recorda Me» с альбома «The Latin Side Of Joe Henderson (Conrad Herwig Featuring Joe Lovano)» (Half Note)
      Брэд Мэлдау (ф-но) — соло в пьесе «Sleeping Giant» с альбома дуэта Brad Mehldau & Mark Guiliana «Mehliana: Taming The Dragon» (Nonesuch)
      Лауреат: Чик Кориа (ф-но) — соло в пьесе «Fingerprints» с альбома Chick Corea Trio «Trilogy» (Concord Jazz)
  • Категория «Лучший джазовый вокальный альбом»
    Номинанты:
    Разные артисты (продюсеры Билли Чайлдс и Ларри Клайн) — «Map To The Treasure: Reimagining Laura Nyro» (Masterworks)
    Рене Мари — «I Wanna Be Evil: With Love to Eartha Kitt» (Motema Music)
    Гретхен Парлато — «Live In NYC» (Obliqsound)
    Тирни Саттон — «Paris Sessions» (BFM Jazz)
    Лауреат: Дайан Ривз — «Beautiful Life» (Concord Records)
Dianne Reeves
Dianne Reeves
  • Категория «Лучший джазовый инструментальный альбом»
    Номинанты:
    Brian Blade & The Fellowship Band — «Landmarks» (Mid City/Blue Note Records)
    Fred Hersch Trio — «Floating» (Palmetto Records)
    Бобби Хатчерсон, Дэвид Санборн, Джоуи ДеФранческо при участии Билли Харта — «Enjoy The View» (Blue Note Records)
    Джейсон Моран — «All Rise: A Joyful Elegy For Fats Waller» (Blue Note Records)
    Лауреат: Chick Corea Trio — «Trilogy» (Concord Jazz)
Chick Corea, Brian Blade (Chick Corea Trio)
Chick Corea, Brian Blade (Chick Corea Trio)
    • Категория «Лучший джазовый альбом большого состава»
      Номинанты:
      The Clayton-Hamilton Jazz Orchestra — «The L.A. Treasures Project» (Capri Records, Ltd.)
      Руфус Рид — «Quiet Pride: The Elizabeth Catlett Project» (Motema Music)
      Archie Shepp Attica Blues Orchestra — «I Hear The Sound» (ArchieBall)
      The Vanguard Jazz Orchestra — «OverTime: Music Of Bob Brookmeyer» (Planet Arts Recordings)
      Лауреат: Gordon Goodwin’s Big Phat Band — «Life In The Bubble» (Telarc International)
  • Категория «Лучший альбом латиноамериканского джаза»
    Номинанты:
    Конрад Хэрвиг представляет Джо Ловано — «The Latin Side Of Joe Henderson» (Half Note)
    The Pedrito Martinez Group — «The Pedrito Martinez Group» (Second Half)
    Emilio Solla Y La Inestable De Brooklyn — «Second Half» (Emilio Solla Music)
    Йосвани Терри — «New Throned King» (5Passion)
    Лауреат: Arturo O’Farrill & The Afro Latin Jazz Orchestra — «The Offense Of The Drum» (Motema)

Традиционно ряд джазовых и околоджазовых имён встречается и в иных, неджазовых разделах номинаций премии. Так, в этом году в категории «Лучший альбом world music» победил альбом много выступающей на джазовых фестивалях и в world-джазовом контексте афро-французской вокалистки Анжелик Киджо «Eve» (429 Records), а среди номинантов был альбом бразильского пианиста Сержио Мендеса «Magic» (Okeh). В традиционно урожайной для джазменов категории «Лучшая инструментальная композиция» номинировались (но не стали лауреатами) всё тот же Гордон Гудвин, контрабасист-композитор Руфус Рид (его основную номинацию см. в джазовой оркестровой категории) и басист Стэнли Кларк с пьесой «Last Train To Sanity» с его альбома «Up» (Mack Avenue Records). Мало того, Гордон Гудвин всё с тем же альбомом «Life In The Bubble» был номинирован (но не получил Grammy) также в номинациях «Лучшая аранжировка инструментальной музыки» и «Лучшая аранжировка аккомпанемента вокалу», и в этх же номинациях фигурировал также не получивший премию альбом аранжировщика и бэндлидера Пита Макгиннесса с его The Pete McGuinness Jazz Orchestra «Strength In Numbers» (Summit Records).

И, наконец, в категории «Лучшая статья для буклета альбома» лауреатом стал историк джаза Эшли Кан, который написал текст для буклета концертной записи великого саксофониста Джона Колтрейна «Offering: Live At Temple University» (Resonance/Impulse).

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяЛегенда южноафриканского джаза пианист Абдулла Ибрахим выступит в Сочи
Следующая статьяАмериканский музыковед просит читателей «Джаз.Ру» помочь ему в изучении джазовой жизни в России
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.