Ким Волошин |
В ночь на 8 марта в Нью-Йорке умер в результате сердечного приступа прославленный трубач Лу Солофф (Lew Soloff). Его семья сообщила прессе, что вечер 7 марта 71-летний музыкант провёл вместе с семьёй своей дочери, а выйдя вместе с ними из ресторана — упал прямо на улице. Его доставили в больницу, где он скончался от обширного инфаркта.
Как рассказывал сам артист со сцены Коктебельского джаз-фестиваля в августе 2005 г. (он выступал там как солист JVL Big Band Виктора Лившица), фамилия его родителей была Соловейчик, и до эмиграции в США они жили в Севастополе. Но родился Луис Майкл Солофф в Бруклине, Нью-Йорк, 20 февраля 1944 г. Его детство прошло в Лэйквуде, штат Нью-Джерси. Ребёнком он учился игре на фортепиано, в 10 лет начал заниматься на трубе. Музыкальное образование он получал последовательно в подготовительных классах Джульярдской консерватории в Нью-Йорке, затем в прославленной Истмановской школе в Рочестере и наконец — собственно в Джульярде, откуда он вышел уже профессиональным трубачом высшего класса. Способность легко и ярко играть в высоком регистре сделала его одним из самых востребованных студийных трубачей нью-йоркской сцены, но в основе его репутации лежит работа в 1968-1973 гг. в прославленной брасс-рок-группе Blood, Sweat & Tears («Кровь, пот и слёзы»), которая получила премию «Грэмми» за одноимённый группе альбом 1969 г., проданный в количестве трёх миллионов экземпляров. Солофф был главным голосом в брасс-секции этой электрической рок-группы (саксофон, тромбон и две трубы), и его соло украшали ряд треков группы, в том числе прославленный хит «Spinning Wheel» (1969).
ВИДЕО: Blood Sweat & Tears «Spinning Wheel» (выступление на легендарном рок-фестивале в Вудстоке, 1969), соло на трубе — Лу Солофф
httpv://www.youtube.com/watch?v=HzjXMsDzAlM
Это соло отличается от «классического», знакомого по альбомной версии, но это всё тот же Солофф — полный энергии, ярко и нешаблонно мыслящий импровизатор. К моменту работы в модной рок-группы он был уже авторитетным оркестровым трубачом, да и после развала BST не жаловался на безработицу. Звук трубы Лу Солоффа на протяжении пяти десятилетий украшал игру оркестров самых разных направлений — от латин-джазового оркестра Мачито, биг-бэнда Джо Хендерсона — Кенни Дорэма и проектов великого аранжировщика Гила Эванса до прославленного биг-бэнда Теда Джонса — Мэла Луиса, оркестров Карлы Блэй и знаменитого Mingus Big Band. Именно с этим оркестром он запечатлён на архивном видео 1992 г.:
ВИДЕО: Mingus Big Band, 1992 — соло Лу Солоффа
httpv://www.youtube.com/watch?v=Y6-3Rvvs8ig
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Лу Солоффа, ВИДЕО
Лу Солофф обладал способностью изобретательно и ярко играть что угодно — и инструментальную поп-музыку, и классику, и джаз-рок, и латиноамериканскую музыку, и джаз. Его труба звучит в записях поп-звёзд и саундтреках множества фильмов («Большой Лебовски», «Смертельное оружие-3» и т. п.). Для него не существовало стилистических рамок, и он с энтузиазмом передавал свои умения следующим поколениям музыкантов в Манхэттенской школе музыки, где он около двух десятилетий был штатным преподавателем, а также в Джульярде и Университете Новой школы.
— Он горячо поддерживал молодых музыкантов, — написал о нём на своём сайте трубач Уинтон Марсалис. — Он постоянно рассказывал о молодых трубачах, всегда в превосходной степени. Он так смотрел на играющего музыканта, что казалось, будто и он сам тоже играет. Он был первой трубой в нашем оркестре (биг-бэнд «Джаз в Линкольн-Центре». — Ред.) на протяжении шести лет, и все репетиции и концерты с ним были подлинной радостью… Последний раз мы виделись на похоронах Кларка Терри неделю назад. Он сказал, что у него есть ко мне вопросы по исполнению моей «Блюзовой симфонии», которую он должен был играть с Оркестром американских композиторов. Я ответил: «да ладно, Лу, ну чему я смогу тебя-то научить?», а он сказал: «Понимаешь, обычно мы играем музыку умерших композиторов. Хочется послушать, что скажет живой композитор». Мы договорились вскоре пересечься, и дверь лифта закрылась за ним…
Лу Солофф, вероятно, любил трубу больше, чем кого бы то ни было на земле.
ВИДЕО: Лу Солофф играет «Georgia on my Mind» Хоуги Кармайкла с инструментальным трио клуба Velvet Note в г. Алфаретта, штат Джорджия, март 2014
httpv://www.youtube.com/watch?v=3evSIQ15Zbw
Ну, пошёл мор… Слой за слоем… Последние гиганты уходят, а новых что-то не видно особо…
А как же Сипягин?
А Сипягин рассказал вчера ночью на джеме фестиваля «Джаз над Волгой» поразительную историю. Пару месяцев назад Солофф записал первую трубу в биг-бэндовом проекте Робина Юбэнкса, и Робин, испытывая к Лю огромное уважение, тем не менее решился попросить Сашу Сипягина переписать эти партии, т.к. у Лю при записи сильно тряслись руки, и партии вышли неровные. Саша долго думал, как он потом будет смотреть в лицо Лю, но всё-таки решился перезаписать его партии, а потом поехать к нему и всё честно рассказать. Но рассказать уже не успел… КМ