Рецензии. Три альбома с востока Европы: Денис Пашкевич, Гоце Стевковски, Олег Писаренко

1
Рецензии
Кирилл Мошков,
главный редактор «Джаз.Ру»
CM

Deniss Pashkevich, Christian Frank — «Close»

Gateway Music, 2014

Deniss Pashkevich — ts, ss, bcl, fl; Christian Frank — g

****

Дуэт, самый сложный ансамблевый формат в джазе. Саксофонист Денис Пашкевич из Латвии и гитарист Кристиан Франк из Дании не пытаются вдвоём сыграть за целый ансамбль и наполнить всё звуковое пространство множеством звуков. Напротив, звуков тут, как правило, немного. Но это и не популярные среди европейских импровизаторов последних лет «саундскейпы» (электронные звуковые ландшафты). Электроники тут попросту нет: только саксофон — иногда со скромным применением неконвенционных средств звукоизвлечения, типа игры без мундштука — и электрогитара вообще безо всякой слышимой электронной обработки: просто чистый звук. Никто из участников не пытается блеснуть техникой, поразить виртуозностью. Вместо этого они сдержанно, с затаённой северной тоской излагают несложный, зачастую основанный на квази-фольклорных интонациях тематический материал — и столь же сдержанно импровизируют. Впрочем, множественное число тут вряд ли применимо: импровизирует главным образом Пашкевич, а Франк в те недолгие моменты, что его гитара звучит в одиночестве, в основном задумчиво и основательно перебирает отдельные ноты аккордов. Да-да, это действительно немного напоминает ранний ECM, пресловутые «звуки ледяных фьордов» — вот только этих самых звуков тут нет, потому что нет знакомой «исиэмовской» сверх-обильной цифровой реверберации: саксофон и гитара звучат в весьма скромном виртуальном пространстве, напоминающем небольшую комнату. Суперкамерная природа звучания удачно увязана со столь же камерной манерой игры, альбом звучит медитативно, временами даже молитвенно (что не удивительно: Пашкевич — активно практикующий христианин-протестант), и практическое отсутствие в нём динамического или темпового разнообразия можно назвать не слабой, а сильной стороной этой записи: она вся представляет собой единое, вполне художественно цельное высказывание. Если бы не определённые проблемы то ли со строем сопрано-саксофона, то ли с интонированием на нём в девятом треке, было бы вообще отлично (там, где Пашкевич играет на теноре или на бас-кларнете, этих проблем не возникает).

Купить альбом на Bandcamp (доступно предпрослушивание треков)

Исполнение материала альбома живьём на его презентации в Спикери, Латвия, 12.09.2014

 ДАЛЕЕ: рецензии на альбомы Goce Stevkovski Septet и Oleg Pissarenko Band 


Goce Stevkovski Septet — «7 Stories»

Password Production, 2013

Trajche Velkov — tp, Kire Kuzmanov — as, Ivan Ivanov — ts, fl, Aleksandar Ikonomov — b, Damir Imeri — keyb, Sashko Nikolovski — tb, Goce Stevkovski — dr; специальный гость Oscar Salas — perc.

***1/2

Формат классического джазового септета в исполнении этого любопытнейшего состава из Скопье, столицы Македонии, вполне узнаваем, но оттенки местного своеобразия в нём несомненны. И дело даже не в том, что вместо рояля звучит главным образом синтезатор — со звуком то тягучего электрооргана «Хаммонд», то тёплого электропиано «Родес». Просто Балканы есть Балканы. Влияние местной ритмики пусть неявно, но прорывается в текучих ритмах постбопа и моторном латино (за которое отвечает кубинский перкуссионист Оскар Салас, который за два года работы в Скопье успел поиграть со всеми местными джазменами), но главное — это мелодика. Самое интересное, что балканские мелодические и ладовые модели ощущаются даже не столько в тематическом материале ансамбля, сколько в соло: кажется, македонским джазменам время от времени удаётся вполне удовлетворительно решать проблему «как в национально-ориентированном материале импровизировать национально- ориентированным языком, а не стандартными ходильниками по блюзу и по бибопу». Причём темы, я подчеркну, главным образом звучат вполне интернационально — хотя определённая балканская лихая угловатость в них всё равно ощущается. Но стоит начаться соло (особенно это касается трубача Трайче Велкова — что и понятно: труба в балканской музыке весьма важный инструмент!), как толстые и тонкие намёки на национальные мотивы «бывшей югославской республики Македония» так и летают вокруг слушателя, причём встраиваются в пост-боповый язык вполне органично. Это не стилизация под народный плясовой «оркестар», а джаз.

Конечно, определённая, едва заметная скованность, свойственная вообще всем полузамкнутым в себе локальным джазовым сценам окраин Европы, ощущается — прежде всего ритмическая. Лидер септета, барабанщик Гоце Стевковски, безусловно молодец, но это всё-таки не «нью-йоркский ритм». С другой стороны, такой цели музыканты перед собой явно и не ставили, стремясь играть, судя по всему, ритм не нью-йоркский, а македонский. И в определённой степени это удаётся.

Купить альбом в iTunes

Goce Stevkovski Septet «7 Days» — заглавный трек альбома на YouTube
httpv://www.youtube.com/watch?v=YibI4nWVVVY

Слушать один трек на SoundCloud:

[soundcloud]http://soundcloud.com/filter/goce-stevkovski-septet-7-5[/soundcloud]


Oleg Pissarenko Band — «Point»

Pissarenko Productions Ltd., 2015

Oleg Pissarenko — g, acg, Raun Juurikas — keyb, Mihkel Mälgand — b, Ahto Abner — dr

*****

Сразу честно признаюсь: бóльшая часть текста этой рецензии дословно воспроизводит фрагмент моего собственного репортажа с одного из концертов фестиваля «Джаз над Волгой», прошедшего в Ярославле два года назад, в марте 2013 года. Дело в том, что эстонский квартет Oleg Pissarenko Band там выступал — и показывал концертную версию материала своего предыдущего альбома. А оба этих альбома — новый, только что вышедший «Point», двухлетней давности «Kes Sa Oled (Who Are You)» — вместе с выпущенным в 2010 г. «Prii Lapse Ilm (Free Child World)» образуют трилогию, фундаментальные принципы которой вполне едины. Это как бы три тома одного тройного альбома, если угодно. И то, что было написано два года назад о творческом методе, применённом для создания материала второго тома, вполне чётко описывает и третий том. Больше того: я боюсь, что других, более умных слов об этом музыкальном методе я и не нашёл бы. Поэтому — цитирую сам себя, внеся только ряд поправок на новые даты:

36-летний гитарист Олег Писаренко живёт на востоке Эстонии, в университетском городе Тарту — географически это ближе к Пскову, чем к Таллину. Там он руководит городским джаз-клубом, джазовым отделением в городском музыкальном колледже им. Хейно Эллера и ежегодным джаз-фестивалем IDeeJazz (в этом году он состоится 6-8 ноября), а также ведёт на самой популярной в Эстонии русскоязычной радиостанции Raadio 4 программу «Джаз-парк», которая из Нарвы передаётся на всю прибалтийскую страну. В нынешнем составе его ансамбля, неизменном с 2004 года, работает один из лучших контрабасистов Эстонии — таллинец Михкель Мялганд, а также молодой барабанщик Ахто Абнер и клавишник Раун Юурикас, чьи интересы кренятся в сторону современной электроники (даб, эмбиент, электронный минимализм).

Минимализм — вообще ключевое слово для описания стилистики Oleg Pissarenko Band. То, что они играют — как правило, прозрачная, скупо организованная музыкальная ткань, развивающаяся медленно, в гипнотически неторопливых темпах, на очень просто устроенных ритмических моделях. Главные события, как и в академическом минимализме (Филип Гласс, Стив Райх), разворачиваются здесь не в драматическом развитии мелодической линии на сложной гармонической сетке (как это бывает в джазовом мэйнстриме), а в неторопливом выстраивании некоей тембровой конструкции, в которой затем начинают происходить постепенные изменения, замены и мутации тембров, последовательная перестройка почти плоской гармонической вертикали — шаг за шагом, нота за нотой, доля за долей. Это, естественно, вовсе не джазовый мэйнстрим — музыка Писаренко лежит на малоосвоенной пограничной территории между джазом, академическим минимализмом, современной электроникой и эмбиентом. Линия джазовой импровизации безусловно прослушивается: то один, то другой инструмент время от времени выдвигается на передний план в тембровой конструкции, медленно рассказывая какую-то импровизационную историю — но не доминирует. […] Некоторые пьесы звучат чуть более напористо (и даже, не побоюсь этого слова, громко), некоторые — менее; но в более громких пьесах обязательно будут обширные эпизоды разрядки, разрежения звукового полотна, а в более тихих обязательно пройдёт небольшая, но заметная кульминация.

Что достаточно радикально отличает новый альбом «Point» от предшествующих томов трилогии — так это эмоциональное наполнение музыки. Если спектр эмоций предыдущего альбома («Kes sa oled?» — «Кто ты такой?», который эстонские поклонники группы остроумно перекрестили в «Kes sa Oleg?», т. е. «Кто такой Олег?») укладывался в формулу «медленно расцветающая радость», причём радость эта была не задорная, не агрессивная, а, напротив, умиротворённая и спокойная — то в новом альбоме внезапно звучат нотки озабоченности нарастающими противоречиями современного мира, на заднем плане проходит ощущение противостояния агрессивному окружению, на безоблачном когда-то небосклоне хмурыми тенями проходят далёкие грозовые тучи, а в седьмом треке (с ироничным названием «Tonic Dominant» — имеющие представление об элементарной теории музыки поймут, в чём тут игра слов!) напор негатива прорывается неожиданно жёстким, механистичным звучанием. И даже подчёркнуто оптимистичная, умудрённо-ясная финальная пьеса «Reality» не приносит ожидаемой утопической развязки, потому что реальность есть реальность… а она не слишком располагает сейчас к утопическим розовым иллюзиям.

Очень сильная работа — которая придаёт всей трилогии совершенно новое звучание, неожиданно реалистичное, привязанное к ощущениям и надеждам сегодняшнего дня. Задним числом понимаешь, насколько обширным охватом стратегического композиционного планирования обладает автор трилогии, выстроивший три тома последовательно через отчётливо выраженные в чисто инструментальной музыке темы ясного детского восприятия жизни, поисков своего места в ней — и столкновения с реальностью лицом к лицу. Причём сделано это так, что на выходе мы получаем не безнадёжность и не уныние, а вместе с музыкантами смотрим в будущее с надеждой.

Альбом на сайте Олега Писаренко

Купить альбом в iTunes

Купить альбом на Bandcamp  (доступно предпрослушивание треков)

Слушать превью двух треков на SoundCloud:

[soundcloud]http://soundcloud.com/olegpissarenkomusic/sets/point-preview-clips[/soundcloud]

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяОтвязный норвежский джазовый квартет Cortex даст всего один концерт в Москве
Следующая статьяБэндлидер Владимир Толкачёв: интервью к 30-летию лучшего джаз-оркестра Сибири
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Писаренко и Пашкевич хороши… жаль, что у эстонцев выложено всего по минуте от двух треков…

Добавить комментарий для Will Buddusky Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.