Фестивали уходящего лета: Эстония, Силламяэ, фестиваль Jazz Time 2015

0
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото, видео)
CM

reportМаленькая Эстония — страна, где на 1,3 миллиона населения приходится не менее дюжины джазовых фестивалей. У нас, правда, достаточно широко известен только таллинский Jazzkaar, который проводится в конце апреля. Это и не мудрено: крупнейший эстонский фестиваль проходит ежегодно с 1994 г. и продолжается ежегодно почти две недели подряд, представляя не только эстонскую джазовую сцену, но и всемирную — включая самые известные имена из США и Европы.

Однако это далеко не единственный регулярный джазовый фестиваль в стране. 18 июля ваш корреспондент присутствовал в Эстонии на одном из летних джазовых фестивалей, который удачно иллюстрирует саму идею небольшого регионального музыкального праздника.

Силламяэ, где уже в 12-й раз прошёл фестиваль Jazz Time — город небольшой. Он расположен на крайнем северо-востоке Эстонии, в уезде Иду-Вирумаа. Большинство населения города (а живёт здесь всего около 16 тысяч человек) в быту говорит по-русски. В царские времена здесь была дачная местность: в местечко, именовавшееся тогда, на немецкий манер, Силламяги, приезжали на лето поэт Константин Бальмонт, композитор Пётр Чайковский, художник Константин Сомов, здесь находилась дача академика Ивана Павлова. Городом Силламяэ стал только после Великой войны, когда превратился в «закрытое территориальное образование»: тут до 1991 г. располагалось одно из секретных предприятий советской атомной промышленности.

Sillamäe
Sillamäe

Сейчас город испытывает те же проблемы, что и многие другие регионы — прежде всего отток молодого населения в Таллин или дальше, в другие страны Евросоюза. Тем не менее, в городе активно работает сильный культурный центр, на базе которого джазовый фестиваль проводит, в качестве организатора, эстонский джазовый пианист и клавишник Владимир Высоцкий при поддержке городского управления Силламяэ — родного города Владимира, где он жил до 15-летнего возраста. Художественный руководитель фестиваля — известный эстонский джазовый музыкант старшего поколения, контрабасист Тойво Унт.

Открытие фестиваля
Открытие фестиваля: ведущий концертов Леонид Люцкевич, художественный руководитель Тойво Унт и организатор фестиваля Владимир Высоцкий

Программа фестиваля состояла из трёх блоков. В дневное время на Городской лестнице, с видом на бульвар, уходящий к побережью спокойного Нарвского залива, на открытой сцене для всех желающих играли несколько эстонских коллективов и гости из России. Вечером в Культурном центре Силламяэ выступили коллективы организатора и художественного руководителя фестиваля. А уже ночью в небольшом клубе Stuudio ÖÖ состоялся фестивальный джем.

Впрочем, обо всём по порядку.

Weekend
Weekend

Дневную программу на открытой сцене начал джазовый ансамбль Weekend, который базируется в Культурном центре Силлмяэ с 2013 г. Руководители коллектива — музыкальные педагоги Константин Арутюнов (клавишные) и Владимир Ермаков (ударные), с которыми играют молодые энтузиасты со всего уезда Иду-Вирумаа — гитарист Даниил Масляков, басист Евгений Ошарин, тромбонист Руслан Тезиков и саксофонисты Александра Шилова и Урмас Ряцеп, плюс вокалисты — Алексей Шилов, Анастасия Хрисанфова и Надежда Ермакова. Сбалансированный репертуар из умеренно известных «мировых хитов» постепенно собрал на Городской лестнице и в сквере над ней по-летнему одетую публику, наслаждавшуюся тёплой солнечной погодой.

Raul Vaigla
Raul Vaigla

Второй сет был отдан громкому электрическому трио, которым руководит один из самых востребованных бас-гитаристов Эстонии — Рауль Вайгла. На хорошем русском языке Рауль сообщил аудитории, что в последний раз играл в Силламяэ четверть века назад с ансамблем Яака Йоалы. Впрочем, биография Рауля включает вообще самые разнообразные работы: он работал в популярнейшей эстонской рок-группе 80-х Ultima Thule, в том числе с вокалистами Тынисом Мяги и Сильви Врайт, в джаз-рок-ансамбле Radar и во многих джазовых проектах — в частности, играет и сейчас с одним из коллективов ведущего импровизирующего гитариста Эстонии, руководителя джазовой программы Эстонской музыкальной академии Яака Соояара.

Raul Vaigla Trio
Raul Vaigla Trio

Именно с Соояаром ваш корреспондент видел в апреле этого года и барабанщика Андруса Лиллепеа: они вместе играли на Jazzkaar в составе Heavy Beauty, джаз-металлического проекта с участием литовского авангардиста Людаса Моцкунаса на бас-саксофоне (см. репортаж в «Полном Джазе 2.0»). Вполне рокерскую, метрономически чёткую игру Андрус показал и в Raul Vaigla Trio. Знаком оказался и гитарист Айн Аган: российская джазовая аудитория во многих городах РФ несколько лет назад слышала его в ходе очередного тура фестиваля «Джазовая провинция» в ансамбле саксофониста Райво Тафенау, а ваш корреспондент тогда и представлял его на сцене, если мне память не изменяет, Курского драмтеатра. Это сильный и искушённый музыкант, владеющий широким спектром стилей.

Ain Agan
Ain Agan

Трио играло мощный джаз-рок, в котором экспрессия исполнения, изощрённость сольной импровизации (прежде всего на бас-гитаре, естественно) и личное мастерство всех трёх участников сполна искупили и относительное неразнообразие тематического материала, и относительную несложность музыкальных форм. Публика проводила этот живой и позитивный коллектив заслуженными аплодисментами, и трио тут же умчалось на автомобиле — Раулю в этот день предстояло выступление ещё на одном небольшом региональном фестивале в другой части Эстонии!

Raul Vaigla
Raul Vaigla

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о фестивале Jazz Time в Силлмаяэ, много фото, ВИДЕО! 

More Drive
More Drive

Последовало выступление ещё одного местного коллектива, More Drive, который существует уже пять лет — с тех пор, как отделением «поп- и джаз-музыки» (то, что в России называется «эстрадно-джазовым отделом») в музыкальной школе Силламяэ заведует ветеран эстонского джаза Тойво Унт. Самое яркое действующее лицо в этом молодёжном коллективе — саксофонист Леонид Люцкевич, который, судя по всему, в Силламяэ шоумен довольно известный: помимо выступления в программе фестиваля, он ещё и вёл концерты «Джаз Тайма». Видимо, коллектив ещё нескоро перешагнёт пределы чисто региональной известности, но видеть стремление молодых энтузиастов играть, с одной стороны, современно, а с другой стороны — джазовый репертуар, как минимум приятно.

Funksia
Funksia

Молодым был и следующий состав, но таллинский коллектив Funksia уже вполне может вскоре претендовать на профессиональный статус: входящие в этот ансамбль восемь парней и девушек — студенты столичного музыкального колледжа им. Георга Отса, главной в Эстонии кузницы молодых джазовых кадров, откуда дорога прямиком лежит на джазовое отделение Таллинской академии музыки. Студентам колледжа Отса стыдно было бы играть слабо. Всего год назад юные музыканты собрали коллектив, в котором с энтузиазмом исследуют современные звучания, главным образом в бодрых фанковых ритмах (на что, впрочем, недвусмысленно намекает их название).

Но фанк фанком и современные звучания — современными звучаниями, а вот тембровые краски, которыми пользуются юные таллинские джазмены, явно выделяют их из числа рядовых студенческих ансамблей.

Funksia
Funksia

Вполне осмысленно используемое сочетание флейты (Анни-Тееве Вярав) с бас-кларнетом (Ханс-Юрген Круус), наложенное на стандартное сочетание барабаны-бас-гитара-клавиши (соответственно, Сийм Арусаар, Эрвин Сокк, Ян Ристимец и Трийн Кала), образует достаточно нешаблонный и зачастую приятно интригующий саунд, а неподдельный энтузиазм и сценическая органичность обоих вокалистов — Карла Валкны и Рахель Оллисаар — удачно дополняют имидж энергичного юношеского порыва.

Funksia
Funksia

Финальный сет открытой программы в Силламяэ явно ждали, хотя вряд ли чисто джазовые заслуги молодой московской певицы Полины Зизак успели докатиться до эстонской публики. Конечно, 21-летняя вокалистка, студентка РАМ им. Гнесиных, известна широкой публике за пределами собственно джазового сообщества прежде всего за счёт участия в телевизионном шоу «Голос» в 2012 году.

Полина Зизак, Дмитрий Фомин
Полина Зизак, Дмитрий Фомин

Тем не менее, заслуживает внимания то, что Полина для выступления на фестивале «Джаз Тайм» не пошла по пути наименьшего сопротивления. Вместо «шаровой» программы джазовых стандартов, которую могла бы привезти менее требовательная к себе вокалистка, дочь прославленного российского джазового барабанщика Эдуарда Зизака подготовила оригинальную программу с трудоёмкими обработками не самого очевидного материала — песен западного поп- и соул-репертуара 1970-80-х гг. По её словам, это музыка, на которой она росла и которую ей теперь хочется представить по-своему.

Владимир Нестеренко, Полина Зизак, Алексей Юшкевич
Владимир Нестеренко, Полина Зизак, Алексей Юшкевич

Программа была подготовлена весьма тщательно: музыканты, которые приехали с Полиной — Алексей Юшкевич (гитара), Владимир Нестеренко (клавишные), Роман Алексеев (ударные) и Дмитрий Фомин (бас-гитара) — тщательно разработали весьма стильные аранжировки, в которых закономерно важной оказалась роль клавишных партий Владимира Нестеренко.

Владимир Нестеренко, Алексей Юшкевич, Полина Зизак
Владимир Нестеренко, Алексей Юшкевич, Полина Зизак

Можно спорить о том, насколько сильной оказалась привязка именно этой программы к формату джазового фестиваля, но, во всяком случае, прозвучала она на достойном исполнительском уровне.

ВИДЕО: Полина Зизак на сцене фестиваля Jazz Time, 18.07.2015

httpv://www.youtube.com/watch?v=pbeEpb8WSAs

Вечернюю программу в большом, недавно отремонтированном зале Sillamäe Kultuurikeskus (Культурного центра Силламяэ) открыл ансамбль организатора фестиваля — трио Владимира Высоцкого, то есть Vladimir Võssotski Trio.

Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий

С Владимиром работает опытный барабанщик Михаил Никитин (кстати, как и Высоцкий, и худрук фестиваля Тойво Унт — тоже преподаватель джазового отделения местной музыкальной школы), но всё-таки основа звуковой драматургии трио — взаимодействие между Высоцким, пианистом весьма искушённым и тонким, и контрабасистом трио, которого зовут Ара Яральян. Ваш корреспондент год назад видел этого примечательного басиста в составе ансамбля одного из ведущих пианистов Финляндии, Кари Иконена, и уже тогда был впечатлён интересной комбинацией мягкой классической смычковой игры и плотного пальцевого свинга, которую демонстрировал Ара. С тех пор Иконен выпустил получивший отличные рецензии по всей Европе альбом с участием Ары Яральяна «Beauteous Tales and Offbeat Stories», так что 41-летний контрабасист из Армении, живущий в Эстонии уже 20 лет и окончивший Таллинскую академию, сейчас ощутимо поднимается в европейской табели о рангах. С Владимиром Высоцким он сотрудничает уже полтора десятилетия, и это сильно ощущается в их совместной игре: кажется, пианист и контрабасист не то что играют — дышат вместе, как один человек.

Vladimir Võssotski Trio: Владимир Высоцкий, Ара Яральян, Михаил Никитин
Vladimir Võssotski Trio: Владимир Высоцкий, Ара Яральян, Михаил Никитин

Трио представило сбалансированную и разнообразную программу, в которой были и стандарты, и авторские пьесы Высоцкого. Выдержанная в идиоматике современного джазового мэйнстрима, музыка трио, с одной стороны, даёт пищу ценителям джазовых тонкостей, а с другой — легко воспринимается широкой аудиторией, особенно — академически подготовленной. А у вашего корреспондента сложилось впечатление, что публика в Силлмаяэ ценит и знает именно классическую музыку. Что ж, прекрасное туше Высоцкого, богатая классическая техника Яральяна и тонкое взаимодействие всего трио привели к закономерной овации в финале сета и к заслуженному бису, на который была сыграна щедрая к пианистам тема «The Days of Wine and Roses».

Pavlo Balakin + Toivo Unt Quartet
Pavlo Balakin + Toivo Unt Quartet

Финальный сет фестиваля подготовил его художественный руководитель, контрабасист Тойво Унт. В составе его квартета играл прославленный эстонский джазовый пианист старшего поколения — Тыну Найссоо (Tõnu Naissoo), и уже одного этого было бы достаточно, чтобы привлечь внимание к проекту; но дело всё в том, что главным действующим лицом этого проекта было не инструментальное мастерство его участников, а человеческий голос, точнее — целых четыре богатых человеческих голоса. Тойво Унт избрал для своего фестивального проекта тему «Опера встречается с джазом», и в его рамках с джазом встретились три эстонских оперных певца — солисты Национальной оперы «Эстония» сопрано Кристель Пяртна, баритон Рене Соом, бас Павло Балакин (кстати, по первому образованию джазовый саксофонист, выпускник Донецкой консерватории 2006 г.) — и гость из России, солист санкт-петербургского Мариинского театра тенор Август Амонов.

Toivo Unt Quartet + Rene Soom
Toivo Unt Quartet + Rene Soom

Задача соединения в одном потоке музыкальной ткани оперных арий и джазового аккомпанемента — задача непростая. Тут и нелёгкая работа аранжировщика, которому нужно увязать разную природу интонирования джаз-ансамбля и академических вокалистов и, самое главное, встроить ровную классическую ритмику в синкопированный ритм джазового состава. И трудная задача «сыгрывания» этих разнородных элементов. Ну и, наконец, нужно определить, насколько велика будет, так сказать, глубина переработки материала… и отрепетировать всё это.

Toivo Unt Quartet + Август Амонов
Toivo Unt Quartet + Август Амонов

С глубиной переработки всё стало ясно с первых нот: Тойво Унт решил не подвергать материал глубокой перестройке, а просто написал для джазового квартета не самый замысловатый аккомпанемент и оставил нетронутыми привычные для певцов собственно мелодические линии оперных арий. Чрезвычайно известных оперных арий, замечу я, среди которых были арии из «Волшебной флейты» и «Дон Жуана» Моцарта, баллада Герцога из «Риголетто» Джузеппе Верди, арии из «Евгения Онегина» Петра Чайковского и т. п. хрестоматийные мелодии.

ВИДЕО: Toivo Unt’s Opera Meets Jazz, солист Рене Соом

httpv://www.youtube.com/watch?v=K3cK7siXeBk

Это, безусловно, упростило подготовку материала, но должен заметить, что ещё хотя бы пара репетиций полным инструментальным составом и ещё один прогон программы с певцами отнюдь не помешал бы. Тыну Найссоо — прославленный джазовый пианист, один из столпов эстонской джазовой сцены ещё с тех времён, когда эта сцена была частью советского джазового сообщества, в котором Тыну весьма высоко котировался. Но даже он, играя аккомпанемент не на рояле, а на синтезаторе (видимо, цифровому инструменту было отдано предпочтение из-за его вязких «струнных» тембров, отдалённо напоминающих фактуру звучания оркестра), вынужден был напряжённо смотреть в ноты, пробираясь сквозь аранжировочный материал проекта — с которым, конечно, было бы проще работать после дополнительных репетиций.

Toivo Unt Quartet + Kristel Pärtna
Toivo Unt Quartet + Kristel Pärtna

Были моменты, когда ритм-секция (Тойво Унт и живущий в Таллине австралийский барабанщик Адам Джеффери) с трудом «ловила» на нужной доле такта часть вокалистов, не вполне искушённых в природе джазового синкопирующего ритма, особенно учитывая непростые акустические условия — работавший на фестивале звукорежиссёр, со своей стороны, явно не был искушён в тонкостях озвучивания джаза и классики, задействуя в основном шаблоны саунда поп-музыки, с довлеющим вокалом и массой излишней искусственной реверберации. Тут, безусловно, нужно воздать хвалу Павло Балакину, который природу джазового ритма знает как раз хорошо, на озвучку не отвлекался и проблем с ритм-секцией не имел. В сторону замечу, что с другими вокалистами была пара моментов, когда их и… не поймали. С классическими певцами и певицами такое случается…

Участники проекта за сценой
Участники проекта за сценой

Но, тем не менее, это отличный фестивальный проект в духе современного направления jazz & classical crossover (скрещение джаза и классики), с большим потенциалом привлечения пограничной академической аудитории и вообще музыкального просветительства. Кстати, нужно отметить, что в рамках проекта интересно прозвучал материал русской музыкальной классики — у Августа Амонова и Павло Балакина.

ВИДЕО: Toivo Unt’s Opera Meets Jazz, солист Павло Балакин. Ария Гремина из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

httpv://www.youtube.com/watch?v=I8UROhZyQag

Поздним вечером фестиваль завершился в эзотерически затерянном в жилых кварталах Силламяэ клубе Stuudio ÖÖ, где хауз-бэндом для джема стал коллектив из Риги (Латвия) под названием Funcoolio. Но туда добрались не все: пока шёл вечерний концерт в зале Культурного центра, над Силламяэ вдруг разверзлись хляби небесные, и полил пришедший вдоль побережья из Ленинградской области жестокой ливень. Фестивалю повезло, так как дневной концерт под открытым небом при этом успел пройти при ясных небесах и приятной тёплой погоде. Хочется пожелать фестивалю в Силламяэ и дальнейшего везения — и новых музыкальных открытий, ложащихся новыми красками в общую картину летнего джазового фестивального движения не только в Эстонии, но и во всём мире.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статья«Джаз на Красном море»: в Эйлате состоится 29-й джаз-фестиваль
Следующая статья«Джаз.Ру» принимает участие в музыкальной выставке NAMM Musikmesse в КВЦ «Сокольники»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.