Владимир Мак, Иерусалим Фото: пресс-служба Red Sea Jazz Festival |
С 23 по 26 августа в курортном городке Эйлат на побережье Красного моря в 29-й раз состоится главный джазовый фестиваль Израиля — Red Sea Jazz Festival. Мало фестивалей вообще доживает до такого возраста, а джазовых — в особенности. Среди традиционных старинных фестивалей, в названиях которых есть слово «джаз», истинно джазовыми большинство давно не является. Обычно это собрание поп-звёзд, приводящих на фестиваль толпы людей, среди которых меломаны, любящие некоммерческие музыкальные жанры, составляют меньшинство. Между концертами популярной музыки встречаются джазовые проблески, как подачки этому меньшинству, а часто и сами джазмены переквалифицируются в поп-музыкантов — нет места для подробных примеров и нет желания их приводить. Эйлатский фестиваль тоже хочет зарабатывать и тоже приглашает популярных в Израиле артистов других жанров, но по-прежнему джаз — главная составляющая фестиваля не только в названии, но и в программе.
Вначале о «кассовых» мероприятиях. Риф Коэн — 25-летняя певица, которая поёт на иврите, арабском и французском музыку, сдобренную этническими мотивами и африканскими ритмами. «Принц израильского рока» Барри Сахаров, закрывающий фестиваль — безусловная звезда израильской музыки. 58-летний гитарист, певец и композитор любит джаз и даже пригласил в свою эйлатскую программу ветерана израильского джаза контрабасиста Эли Магена и трубача Авишая Коэна. Но я помню, как фестиваль закрывали Джон Скофилд и Пакито Де Ривера, и в последний день предстоящего фестиваля тоже будут выступать суперзвезды мирового джаза (о них ниже), так что мне кажется неэтичным завершать джазовый фестиваль выступлением отечественной поп-звезды.
Программа состоит из 25 концертов и разделена на «своих» и «гостей». В трёх залах на берегу моря на территории эйлатского порта семь местных ансамблей (а также Риф Коэн и Сахаров) сыграют по одному концерту, а восемь «гостевых» выступят по два раза. Уже несколько лет разделение на своих и чужих носит почти символический характер. Многие израильские музыканты не только обучились в Бёркли и Манхэттен Скул, но и находятся в мире джаза на самом высоком уровне — как контрабасист Авишай Коэн и пианист Омри Мор, которые откроют фестиваль. Коэн блестяще дебютировал в Эйлате 16 лет назад в ансамбле прославленного американского пианиста Чика Кориа. А Мор учился не в Америке, но в Иерусалиме — у Славы Ганелина. Его импровизации — уникальное сочетание фортепианной классики, джазового мэйнстрима и музыки марокканских евреев. Дуэт «Коэн — Мор» — ансамбль мирового класса.
ДАЛЕЕ: продолжение анализа программы XXIX фестиваля «Джаз на Красном море»
Контрабасист Барак Мори провел в Нью-Йорке более 15 лет, играл и продолжает играть на лучших джазовых сценах с лучшими музыкантами мира, но в Эйлате он выводит на сцену молодых партнеров — юного пианиста Гади Лехави (чудо-ребёнок на глазах у эйлатских завсегдатаев превращается в настоящего музыканта) и классного барабанщика Йонатана Розена. Гостем «Трио Мори» будет Анат Коэн — лучшая кларнетистка мира по всем джазовым опросам нескольких последних лет, сестра саксофониста Юваля и уже упоминавшегося трубача Авишая.
Пианист Омер Кляйн — еще один успешный пример израильского-американского образования. В его трио — постоянно живущий в Америке израильский контрабасист Хаггай Коэн-Мило и великолепный барабанщик Амир Бресслер, дебютировавший в Эйлате пять лет назад в школьном тель-авивском оркестре.
Даниэль Замир — саксофонист и композитор, сочетающий хасидскую музыку, религиозные идеи и джаз. Его квартет — единственный израильский ансамбль, составленный исключительно из местных музыкантов. Гость ансамбля — певец, пианист и гитарист Эвиатар Банай.
Илан Салем — блестящий флейтист, много лет назад уехавший учится в Бёркли и вернувшийся обратно. В его секстете — четверо молодых музыкантов, включая трубача Хилеля Салема, сына Илана, и опытный барабанщик Шай Залман.
Офер Ландсберг — гитарист, живущий в Лондоне. Его партнёры по квинтету — израильтяне, живущие дома. Музыка — мэйнстрим, которого так мало на последних фестивалях.
Идан Райхель — музыкант, имеющий мало отношения к джазу, но постоянно ищущий себя в контактах с африканскими музыкантами. Не слышал ещё больших музыкальных достижений Райхеля, но выступает он на всех возможных сценах и стал лауреатом ряда престижных премий. В Эйлат он приезжает с гитаристом и вокалистом из Мали Вье Фарка Турре, исполнителем на африканских ударных Сулейманом Кане и скрипачом Йогевом Глузманом. Гость ансамбля — блестящий бас-гитарист Йоси Файн.
Список гостей обещает многое. Лейла Маккалла — уроженка Гаити, звезда нью-йоркского джаза, певица, виолончелистка и гитаристка. Её партнеры — гитарист и банджист Дан Тремблэй и альтистка Бриа «Фри» Бонэ.
Кендрик Скотт — один из лучших современных барабанщиков поколения «между 30 и 40» (ему 35). Его ансамбль Kendrick Scott Oracle — джазовый по составу и, надеюсь, по музыке. Также надеюсь, что в их выступлении не будет чрезмерного и бессмысленного увлечения соло на ударных, как это, увы, часто бывает в группах под началом барабанщиков.
Brass-A-Holics — октет нью-орлеанского джаза. Эдакий уличный ансамбль с ярким и остроумным сочетанием старого джаза, новых джазовых течений и рэпа. В Америке на улице зачастую играют лучше, чем в некоторых странах на дорогих концертах.
Сириль Эме — французская джазовая певица, симпатичная и очень музыкальная, выступит в ансамбле с двумя гитаристами, басистом и барабанщиком.
Sonex — восемь мексиканцев, зажигательно исполняющих мексиканскую музыку и танцы. Конечно, музыка не джазовая, но часто джазовое настроение важнее нескольких американских аккордов.
Все пять названных составов приезжают в Израиль впервые, и мнение о их игре можно пока составить лишь по записям. Думаю, многие из них нас не обманут. Три настоящих джазовых мэтра, приезжающие в Эйлат — музыканты, требующие особого и подробного представления.
История джаза знает много больших пианистов, духовиков, барабанщиков. Басистов всегда мало. В каждый период были один-два басиста, которых буквально разрывали на куски лучшие солисты и ансамбли. В начале 60-х на джазовой сцене появился контрабасист, ставший лучшим на предстоящие минимум 40 лет. В определенном смысле он лучший и сейчас, в свои 78. Его зовут Рон Картер. Он родился в Мичигане, в 10 лет начал играть на виолончели, но по причинам, объясняемым расовой дискриминацией, перешёл на контрабас, оставаясь в рамках классической музыки. Картер учился в Детройте, там же играл в филармоническом оркестре, а в 1959 г. переехал в Нью-Йорк, где завершил образование в Manhattan School of Music. К этому моменту он уже был поглощён джазом. В 1960 г. Картер записывается с Эриком Долфи и Доном Эллисом, еще на одной записи он играет на виолончели (!) вместе с контрабасистом Дювивье, Долфи и барабанщиком Роем Хэйнсом, в те же годы его приглашают Телониус Монк и Бобби Тиммонс, Арт Фармер и Кэннонбол Эддерли… наконец, в 1963 году Картера приглашает Майлз Дэйвис, и начинается история «Второго великого квинтета», куда входили также пианист Хэрби Хэнкок, барабанщик Тони Уильямс и саксофонист Уэйн Шортер. Пять лет Картер играл в этом квинтете, а впоследствии многократно выступал с Дэйвисом и в других составах. Скупой на похвалы, Майлз сказал о Картере: «Кажется, что этот музыкант выбирает самые красивые версии исполнения, когда аккомпанирует и импровизирует. Он угадывает всё, что ты будешь делать в следующую секунду». В то время Картер иногда играл на электробасе, даже на бас-гитаре, но довольно быстро отказался от них и ограничился акустическим контрабасом. Картеру было тесно в рамках аккомпанирующего инструмента, и он изобрел солирующий «бас-пикколо», по форме и размеру напоминающий виолончель, и играл на нем в своей группе VSOP. Перечислять всех партнёров Картера, с которыми он играл как солист или сайдмен, невозможно — только записанных с его участием дисков более 2500, о концертных турах я уже не говорю. В Израиле Картер бывал неоднократно, в Эйлате выступал в 2001 г. в составе квартета Art of Four вместе с великим барабанщиком Билли Кобэмом, пианистом Эриком Ридом и саксофонистом Дональдом Харрисоном. Вот цитата из моей рецензии на то выступление: «Картер — профессорского вида высокий стройный человек, с лицом, напоминающим персонажи картин Эль Греко. Он редко играл соло, однако вся его игра была наполнена удивительным достоинством и добротой к своим партнёрам». В этот раз в квартет Картера входят замечательная канадская пианистка Рене Роснес, барабанщик Пэйтон Кроссли и перкуссионист Роландо Моралес-Матос.
Представитель более молодого поколения в джазе, саксофонист Джо Ловано практически в нашем присутствии перешёл из подающих надежды в лидеры. В конце 90-х, участвуя в Эйлате в посвящённом памяти Джона Колтрейна Saxophone Summit вместе с Дэйвом Либманом и Майклом Бреккером, он был самым молодым в этой тройке. Сегодня Ловано 63 года, он — бесспорный лидер джазового саксофона в мире, лауреат Grammy, участник разных ансамблей, играющих хардбоп и его современные модификации. Несколько лет назад он привозил на «Фестиваль Израиля» квинтет с двумя барабанщиками: в эйлатском составе этого года от того квинтета остались блистательный барабанщик Отис Браун III и уроженец Нью-Йорка из семьи болгарских джазменов, великолепный басист Петер Славов. Также в команде Ловано его постоянный пианист последних лет — Лоуренс Филдс.
Главная легенда «Джаза на Красном море-2015» — Джек ДеДжонетт. Старые советские джазмены помнят молодого барабанщика на Таллинском фестивале 1967 года в квартете Чарлза Ллойда. Джек тогда два года как переехал в Нью-Йорк из Чикаго, где родился в 1942 году. В четыре года мальчик сел за рояль и уже к 14 профессионально на нём играл. Увлёкшись барабанами, он, все-таки окончил консерваторию как пианист: один из величайших барабанщиков джаза по сей день по образованию — пианист-профессионал и барабанщик-любитель! Квартет Ллойда — первый серьёзный ансамбль ДеДжонетта, в котором он познакомился со своим в будущем многолетним партнером Китом Джареттом. После турне с Ллойдом о барабанщике узнали все, в том числе Майлз Дэйвис. С Дэйвисом Джек работал два года и записал эпохальный альбом «Bitches Brew». В те же годы барабанщик играл с Монком, Эвансом, Хаббардом, Гетцем, Чиком Кориа — самую разную музыку, от бибопа до фри-джаза, с самыми великими. Он никогда не ограничивается одним видом деятельности или одним направлением в джазе. В середине 70-х ДеДжонетт собирает собственное комбо New Directions с басистом Эдди Гомесом, гитаристом Джоном Аберкромби и трубачом Лестером Боуи; в 83-м начинается многолетняя история Джека в трио Джаретта (вместе с басистом Гэри Пикоком), в 85-м барабанщик… выпускает сольный фортепиаянный альбом, а в начале 90-х, увлекаясь композицией, пишет ставший известным концерт для саксофонов «Concerto For a Better World».
В Эйлате Джек ДеДжонетт выступит вместе с детьми легендарных музыкантов, которые сами уже стали значительными фигурами в джазе — саксофонистом Рави Колтрейном и контрабасистом Маттом Гаррисоном. Сын великого Джона Колтрейна выступал в Эйлате в последнем посвященном отцу Saxophone Summit, заменив Майкла Бреккера. Он — не продолжение отца: Рави — мягкий лирик с собственным отношением к мелодии и тембру, тем интереснее его альянс с музыкантом столь широких взглядов, как ДеДжонетт. Матт Гаррисон — сын постоянного контрабасиста Колтрейна-старшего и уже давно сам — авторитетный музыкант. Пианиста в ансамбле нет, но, может быть, маэстро Джек Деджонетт сядет за рояль сам? Или он поиграет на фортепиано во время джем-сешнс, которых мы ждём с тем же нетерпением, как и концертов? Об этом узнают только те, кто приедет в Эйлат 25 и 26 августа: именно в эти два дня состоятся концерты грандов джаза, о которых сегодня мы рассказывали.
Для тех, кто всё-таки доберется до Эйлата в конце августа, все подробности о фестивале — на его сайте.