Михаил Митропольский, обозреватель «Джаз.Ру» Фото: автор и Dr. Kereszty Gábor |
![]() |
15 сентября, Шарвар, Венгрия: трио «Второе приближение», Россия
При знакомстве с директором музыкальных программ в венгерском Шарварском замке Петером Марко первый вопрос, который я получил, был прямо в точку: «Почему Михаил не пишет о «Втором приближении»? Писал, писал в свое время Михаил о трио, отслеживал историю проекта, который прокладывал собственный путь в пространстве современного джаза. Потом о составе, идеи которого больше соответствуют европейскому подходу к импровизационной музыке, стали писать другие. И теперь очередным местом представления идей «Второго приближения» стал небольшой курортный город в Венгрии — Шарвар. Город привлекает туристов не только термальными комплексами, где можно омолодить тело, но и великолепным замком, точнее крепостью с дворцовыми постройками, когда-то принадлежавшей графу Ференцу Надашдь (Ferenc Nádasdy). Во второй половине XVI века граф перестроил дворец в ренессансном духе. Параллельно он воевал с турецкими захватчиками, и эпизоды этих битв нашли отражение в настенных росписях, которыми украшен большой зал дворца. Именно в этом зале и проходят джазовые циклы, которые уже много лет устраивает подвижник от культуры, знаток музыки и, в частности, джаза Петер Марко (Péter Markó). Спектр музыки, которую он представляет в Шарваре, широк — классика, народная музыка, поп и рок. Петер был в оргкомитете большого венгерского юбилейного фестиваля Белы Бартока, он же является директором масштабного фольклорного праздника. Но, кажется, джаз — это то, что он любит по-настоящему, и старается угостить публику тем, что поинтереснее. Среди гостей джазового цикла (он скромно называется «Кое-что джазовое в Шарваре») можно было в прежние годы слышать британскую супружескую чету Кита и Джулию Типпетт (Keith & Julie Tippett), чикагского саксофониста Фреда Андерсона (Fred Anderson), австрийского пианиста Дитера Главишнига (Dieter Glawischnig), саксофониста Гебхарда Ульмана (Gebhard Ullmann). Разумеется, выступали в графском музее и главные персонажи венгерского джаза самых разных направлений — от легендарного контрабасиста Аладара Пеге (Aladar Pege) до Дьёрдя Сабадоша (György Szabados).
![Петер Марко (справа) сопровождает участников «Второго приближения» по Шарварскому замку](https://www.jazz.ru/mag/557/2ndapp-hu2.jpg)
Российских музыкантов во дворце Ференца Надаши до сих пор не было. Наверное, поэтому хозяин вечера Петер Марко 15 сентября решил подготовиться и на материале небезызвестной книжки Фреда Старра «Red & Hot: The Fate of Jazz in the USSR» прочитал 20-минутную лекцию о непростой судьбе джаза в известной стране. Вступительное слово звучало на венгерском, так что я не вполне понял, были ли учтены мои попытки отметить, что со времени написания этой книжки в нашем джазе кое-что изменилось.
Трудно сказать, что именно ждала венгерская публика от российских музыкантов, «натерпевшихся гонений» ещё в СССР, по версии Фреда Старра — но явно не того, что произошло. Татьяна Комова, Андрей Разин и Игорь Иванушкин начали пьесу «Intro» из-за огромной двери, которую пять веков назад слуги открывали перед мадьярским графом. Зал наполнился звуками голосов, перкуссии, окарины — а вовсе не рояля и контрабаса, обозначенных в афише. Эффект наполнения звукового пространства многочисленными инструментами мелкого свойства в сочетании с голосовым жонглированием продолжался весь концерт, так что в венгерской рецензии на него было замечено, что порой звучал целый оркестр. The Second Approach Trio любители современного джаза знают неплохо по концертам и по десятку дисков, вышедших с начала этого века, знают в Европе и за океаном. Знают композиции, устроенные причудливым образом, долго развивающиеся и наполненные импровизационным духом классико-славянско-роково-джазового происхождения. В Венгрии их не знали, и первая композиция, как обычно, отвечала на несформулированный вопрос — что происходит, с чем это едят, что эти люди хотят сказать?
![Игорь Иванушкин, Андрей Разин, Татьяна Комова](https://www.jazz.ru/mag/557/2ndapp-hu.jpg)
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о концерте московского трио в Шарварском замке
К чести собравшихся слушателей надо сказать, что вектор восприятия установился в верном направлении уже к концу первого номера. Со второго к аплодисментам уже стали добавляться крики «браво». Кстати, второй номер был отчасти рискованным — в композиции Андрея Разина на известную 4-ю Багатель Белы Бартока использованы слова венгерской колыбельной на языке, который нашими людьми воспринимается с большим трудом. Тут приходят на память записи японских вокальных ансамблей 40-летней давности, с огромным энтузиазмом исполнявших «Подмосковные вечера». Смех при этом сдержать было трудно. Здесь обошлось, а энергетический градус в старинном зале поднимался. Поднялся он и на разинском «Рэгтайме», который представляет собой изощренное дуракаваляние и обозначает очередную грань спектакля трех музыкальных актёров. Впрочем, накал страстей достиг точки, когда Петер вынужден был попросить Игоря Иванушкина чуть отодвинуться от стены музея, фрески на которой оказались в опасной близости от грифа контрабаса.
![Игорь Иванушкин, Андрей Разин](https://www.jazz.ru/mag/557/2ndapp-hu3.jpg)
Перед выступлением я поинтересовался программой трио. И, хотя я был свидетелем большинства концертов «Второго приближения», Игорь Иванушкин ответил мне коротко — ты этого ещё не слышал. Чистая правда — новые соло, меняющееся на глазах взаимодействие музыкантов. Это проявилось и в двух контрастных посвящениях — Мишелю Петруччиани («Пьеро») и Астору Пьяццолле («Танго»).
Темп в дворцовом интерьере был набран изрядный. Бисы, диски, обсуждения на смеси языков и резюме — шарварские слушатели получили представление о российском джазе. Это любопытно, ни на что не похоже, а значит — надо копать дальше. Рассказывать им о том, что Андрей Разин и его «Второе приближение» не резепрентативно в смысле представлений о современном российском джазе, никто не стал. Слушать и делать выводы надо самим.
![Татьяна Комова](https://www.jazz.ru/mag/557/2ndapp-hu1.jpg)