XVI фестиваль «Сентябрь в Тихвине»: насыщенное джазовое воскресенье в старинном русском городке

2
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото, видео)
CM

reportШестнадцатый фестиваль «Сентябрь в Тихвине» получился компактным, сжатым и насыщенным. Всего один день — с трёх дня до семи вечера 26 сентября — в Тихвинском Дворце культуры им. Н.А. Римского-Корсакова шёл самый своеобразный фестиваль российского Северо-Запада, небольшой по масштабу, но обладающий ярко выраженным индивидуальным творческим обликом — фестиваль, которым бессменно руководит тихвинский пианист Игорь Володин.

Игорь Володин
Игорь Володин

Понятно, что отход от прежнего двухдневного формата вот уже несколько лет вызван экономическими причинами — и тем более ценна продолжающаяся поддержка фестиваля со стороны городских властей и творческая последовательность художественного руководителя фестиваля. Володин не идёт на эстетические компромиссы, последовательно формируя программу каждого фестиваля не из того, что может быть популярно (как это иногда делают небольшие региональные фестивали, идущие на приглашение третьесортных зарубежных вокалисток, обязательно с «аутентичным джазовым» цветом кожи), а из того, что прежде всего эстетически ценно, важно, оригинально, из того, что в действительности олицетворяет лучшие стороны нынешней российской и — шире — европейской джазовой сцены.

Ансамбль Тима Дорофеева
Ансамбль Тима Дорофеева

XV фестиваль открыл ансамбль архангелогородского гитариста Тима Дорофеева, как обычно — с авторской музыкой в современной европейской джазовой идиоме. В последнее время ансамбль работает в следующем составе: Тим Дорофеев — гитара, Алексей Барандов — барабаны, Константин Седовин — вокал, флейта, Виктор Хабаров — саксофон, Николай Клишин — бас.

Тим Дорофеев
Тим Дорофеев

Представленный репертуар, написанный Дорофеевым и Хабаровым, был выдержан в сдержанной «северной» звуковой палитре: пришедшие из рок-музыки гипнотические ритмы, главным образом — на восемь восьмых, широкое использование остинатных структур (повторяющихся фраз, поверх которых разворачивается инструментальное соло — то же, что и риффы в джазовом мэйнстриме), протяжённые соло, излагаемые языком ладовой импровизации. Интересно прозвучал и «балладный», гипнотически-медитативный номер, который вашему корреспонденту удалось репортажно заснять на фотоаппарат.

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с фестиваля «Сентябрь в Тихвине» 2015 года, много фото, ВИДЕО! 

ВИДЕО: Ансамбль Тима Дорофеева в Тихвине

httpv://www.youtube.com/watch?v=xHHkLK9iVmI

Авторскую музыку играл и коллектив директора фестиваля — пианиста Игоря Володина, в ансамбле которого выступил петербургский мастер губной гармоники Максим Некрасов и ярославский тенор-саксофонист Станислав Майнугин; с обоими тихвинский пианист регулярно работает уже несколько лет.

Группа Игоря Володина
Группа Игоря Володина

А вот привычный облик своей ритм-секции Володин изменил: на сей раз вместе с тихвинским контрабасистом Юрием Грибецким, буквально выросшем как музыкант в «Группе Игоря Володина», играл ветеран ленинградского джаза Анатолий Цыганков. Для опытнейшего барабанщика, который работал в легендарном оркестре Иосифа Вайнштейна и других ленинградских джазовых коллективах, а также выступал с представителями традиционной советской эстрады 1970-80-х гг., это настоящее возвращение в музыку. Много лет Цыганков не выходил на сцену, радикально сменив вид деятельности: он работал в строительстве. И только встреча с Володиным в Тихвине побудила музыканта-ветерана вернуться за ударную установку, так что на фестивале «Сентябрь в Тихвине» он впервые публично появился в Группе Игоря Володина.

Юрий Грибецкий, Анатолий Цыганков
Юрий Грибецкий, Анатолий Цыганков

Взволнованно-романтическая интонация большинства инструментальных пьес Володина, имеющих почти песенную форму, но развивающихся внутри джазовой идиомы, с обширными сольными импровизациями, удачно подчёркнута эмоциональным и тембровым контрастом двух солирующих духовых инструментов — губной гармоники Некрасова и тенор-саксофона Майнугина, который на сей раз звучал приглушённо, как бы самоуглублённо.

Станислав Майнугин
Станислав Майнугин

Причём, по словам Стаса, это было незапланированное, но вполне сознательное техническое решение, которое позволило звучанию группы, исполнявшей материал нового альбома Володина «В краю безмятежных снов» (Бомба-Питер, 2015), повернуться к слушателю какой-то новой эмоциональной гранью.

Игорь Володин, Максим Некрасов
Игорь Володин, Максим Некрасов

Максим Некрасов со своей губной гармоникой — на сей раз временами сильно электрифицированной — вышел на сцену и со следующим коллективом, с которым постоянно работает в Петербурге с 2014 г.: это молодой состав «Ирис Кис-Кис», который играет, помимо джазовых стандартов, русскоязычный песенный материал 1950-60-х гг. в «ностальгических» звучаниях.

«Ирис Кис-Кис»
«Ирис Кис-Кис»

Программу «И.К.К.» трудно назвать полностью устоявшейся в стилистическом и исполнительском плане, но сценическая её подача весьма уверенна: сочетание меланхоличной губной гармоники Некрасова, иногда разражающейся (не без помощи цифрового «октавера», понижающего звук гармошки на октаву вниз) эзотерическими «звуками космоса», плотных и стильных клавишных инструментов Натальи Мамедовой и уверенной, по-эстрадному ровной работы ритм-секции (контрабасист Михаил Фоминых и барабанщик Степан Васильев) позволяет по-новому показать мелодические возможности несложных милых песенок более чем полувековой давности, которые артистично и ярко поёт центральное действующее лицо ансамбля — вокалистка Ирина Тищенко.

Наталья Мамедова, Ирина Тищенко
Наталья Мамедова, Ирина Тищенко

Правда, в общеизвестности популярных номеров, которые во время оно исполняли Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Тамара Миансарова и другие звёзды «советской эстрады», кроется неожиданная опасность: публика в небольшом городе — это не молодёжная столично-хипстерская аудитория, постмодернистское ностальгическое «остраннение» репертуара ей не вполне понятно. Ваш корреспондент сам был свидетелем того, как зал покинули несколько гневных бабушек, раздосадованных «слишком вольным», недостаточно буквально-дословным исполнением песен их молодости.

ВИДЕО: «Ирис Кис-Кис» в Тихвине — Аркадий Островский, Лев Ошанин «Я тебя подожду»

httpv://www.youtube.com/watch?v=01Hhk7Zh2eI

Из Москвы на фестиваль приехали два коллектива. Трио «ВКЛ»Владимир Нестеренко (электроорган), Николай Куликов (гитара) и Алексей Беккер (ударные) — до сих пор ещё играет часть материала дебютного альбома «Органология», записанного три года назад для лейбла ArtBeat Music. Но в их репертуаре всё больше новой музыки, и чем дальше, тем больше их концертные выступления показывают ансамблевую и композиционную зрелость трио, из многообещающего необычного проекта — чуть ли не единственное классическое органное трио на нынешней российской сцене! — превратившегося в классный фестивальный проект, который можно и нужно показывать на джазовых форумах любого уровня, включая мировой. Показательным, кстати, был даже инцидент, связанный с началом выступления «ВКЛ»: от Москвы до Тихвина дорога не самая лёгкая и не самая прямая, поэтому вместо перевозки тяжёлого цифрового электрооргана Hammond XK-3c Нестеренко ограничился привозом только его «мозгов» — цифрового процессора, который превращает в электроорган любую современную электронную клавиатуру (точнее, две, т.к. у настоящего электрооргана два «мануала»). И с подключением этих «мозгов» к имевшимся на сцене клавиатурам тихвинского базирования внезапно возникли проблемы. При этом случилось так, что бессменный ведущий «Сентября в Тихвине» — ветеран отечественного джазового просветительства, петербургский музыковед и историк джаза Владимир Фейертаг — именно автора этих строк попросил представить аудитории трио «ВКЛ». Ваш покорный слуга с удовольствием так и сделал, стоя у микрофона на авансцене… и тут из-за спины прозвучала тихая, но настоятельная просьба органиста продолжить речь, потому что орган ещё не готов к работе.

Трио «ВКЛ»: Беккер, Нестеренко, Куликов
Трио «ВКЛ»: Беккер, Нестеренко, Куликов

В общем, речь пришлось продолжать достаточно долго, и мы с Владимиром поневоле устроили целое шоу: рассказывая публике об органах, электроорганах, цифровых технологиях, истории электрооргана в джазе и о прочих высоких материях, главный редактор «Джаз.Ру» время от времени осведомлялся у музыканта о степени готовности, неизменно получая в ответ вежливую просьбу побеседовать с почтенной публикой ещё пару минут. И вдруг… о чудо! Откуда ни возьмись, в динамиках послышались ни с чем не сравнимые шелестящие звуки «Хаммонда»! Торопливо свернув эпическое повествование, автор с облегчением оставил сцену музыкантам, и… Ни малейшего ощущения, что выступление только что висело на волоске: артисты с облегчением отдались музыке, выбросив из головы треволнения — и музыка захватила аудиторию в полной мере.

ВИДЕО: Трио «ВКЛ» в Тихвине

httpv://www.youtube.com/watch?v=E4cNvmljvxU

Программа фестиваля, несмотря на однодневный формат, была очень насыщенной. После органного трио выступал ещё один московский коллектив — ансамбль поющей тромбонистки Алевтины Поляковой «Солнечный ветер».

Алевтина Полякова
Алевтина Полякова

Смело начавшая в 2014 г. сольную карьеру после ухода из Московского джазового оркестра Игоря Бутмана, молодая солистка за минувшие полтора сезона наработала сильный репертуар, большую часть которого написала сама. Она с увлечённостью отдаётся вокалу, который явно захватывает её больше, чем даже инструментальная игра — хотя нужно отметить, что инструменталистка она отменная, и в качестве именно тромбонистки ей имело бы смысл показываться больше, чем это происходит сейчас (видимо, в качестве компенсации за те годы, что она выступала только как тромбонистка). Игра Поляковой — не аттракцион «гляди, девушка на тромбоне играет»: Алевтина — действительно мастер игры на этом сложном, трудоёмком духовом инструменте.

Алевтина Полякова
Алевтина Полякова

Мало того, с момента начала сольных выступлений она активно восстанавливала навыки игры на своём первом инструменте — сопрано-саксофоне, и сейчас активно использует в работе и его тоже. Кажется, буквально сезон-другой отделяет нас от действительно большого прорыва «Солнечного ветра». В репертуаре ансамбля среди позитивных «солнечных» авторских сочинений лидера сверкают жемчужины русской классики (например, «Царскосельская статуя» Цезаря Кюи на стихи аж целого А.С.Пушкина!) или русские народные песни. Уже сейчас игра её незаурядного коллектива (пианист Артём Третьяков, контрабасист Макар Новиков и барабанщик Пётр Ившин) свидетельствует об отличной слаженности и «сработанности» ансамбля.

Solar Wind
Solar Wind

При этом каждый из участников — первоклассный солист-импровизатор, а харизматичный лидер (точнее, лидерша — есть такое слово в русском языке?) состава имеет все шансы подняться на международный уровень известности — как только окончательно найдёт баланс между своими ролями тромбонистки, саксофонистки и вокалистки, но главное — преодолеет простительное, но избыточное стремление в каждом фестивальном выступлении сыграть как можно больше, не оглядываясь на временные рамки, и освоит искусство оставлять публику чуть голодной — а значит, жаждущей новых встреч.

Solar Wind
Solar Wind

Последними в концерте играл молодёжный ансамбль Imatra Young Talents Band из музыкального колледжа г. Иматра (Финляндия). Судя по доносившимся до автора эти строк звукам начала выступления, юные музыканты стремились показать изрядную выучку и желание играть много и хорошо — главным образом на материале рок-музыки. Но, к сожалению, квалифицированно описать их выступления я не могу, так как был вместе с артистами фестиваля увлечён организаторами на пресс-конференцию — в этом же здании, но в удалении от фестивальной сцены. Что ж, в моём восприятии этого домашнего, уютного, но насыщенного музыкальными событиями и сугубо индивидуального по построению программы фестиваля осталась некая недосказанность… которая, хочется надеяться, предвещает интересную программу следующего, 17-го «Сентября в Тихвине»!

Пресс-конференция фестиваля: Алевтина Полякова, Игорь Володин, Владимир Борисович Фейертаг
Пресс-конференция фестиваля: Алевтина Полякова, Игорь Володин, Владимир Борисович Фейертаг
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяРадио России: анонс программ «Бесконечное приближение» на ноябрь
Следующая статьяИнтервью «Джаз.Ру». Природа огня: шведский саксофонист Матс Густафссон о трио Fire!
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Ну, почему, у нас, в России, всегда, микрофоны «ставятся» для бутафории… Хочется «что-то» услышать вместе с «чем-то»!!! А слышно «что-то» без «чего-то», да еще «кто-то» не попал в кадр…

  2. У нас в России всегда совсем другая беда: умники, которым хочется что-нибудь сболтнуть, как-то выразить свое недовольство миром,но, не получается: слов не хватает.

Добавить комментарий для Will Buddusky Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.