«Джаз.Ру», избранное. Что слушаем? Рекомендует саксофонист Джеймс Картер

1
реклама
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби

interview«Джаз.Ру» продолжает цикл публикаций в своей сетевой версии, интернет-журнале «Полный Джаз 2.0», самых интересных материалов, — прежде всего интервью с музыкантами — ранее выходивших в бумажных номерах журнала. Сами эти номера уже полностью или почти полностью распроданы, поэтому для тех, кому они не достались, эти материалы окажутся наверняка интересны даже через несколько лет после выхода на бумаге.

Джеймс Картер в Москве, 2011 (фото © Павел Корбут)
Джеймс Картер в Москве, 2011 (фото © Павел Корбут)

Сегодняшний текст — рассказ музыканта о его любимых треках — выходил как часть большого интервью, которое саксофонист Джеймс Картер дал «Джаз.Ру» во время своего приезда в Москву в декабре 2011 (интересующихся биографией музыканта отсылаем к анонсу этих выступлений, где она представлена достаточно подробно; в «Полном Джазе 2.0» тогда выходил также репортаж с его концерта в Москве).

На бумаге текст выходил в 1 номере «Джаз.Ру» за 2012 г. (№40).

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(интервью)
CM

Назову пять пьес, которые постоянно помню, часто переслушиваю и каждый раз открываю для себя в них какие-то новые нюансы — каждый из этих треков постоянно поворачивается ко мне какой-то новой гранью: то ли это какой-то аспект звукозаписи, который я раньше не выделял на слух, то ли какая-то сторона игры музыкантов, на которой я раньше не концентрировался, а теперь, когда мой слуховой и музыкантский опыт вырос — вдруг стал её отчётливо слышать…

Billie Holiday — «Night and Day» (1940)

Сочетание аранжировки и того, как она строит фразы… Это абсолютная индивидуальность. Я в интервью говорил о её версии «Mean To Me». Когда мне было девять или десять лет — я часто рассказываю об этом — я услышал альбом «Billie Holiday Story Vol. 3» (CBS, 1973. — Ред.): это была одна из первых пластинок, которую я сознательно слушал. Там Билли записана с Презом, то есть Лестером Янгом. Когда она начинает петь мелодию — будь то «Mean To Me», которая шла первой, или «Night and Day», которая была на первой стороне второго винилового диска — я был уверен, что это и есть оригинальная мелодия этой песни. Я не подозревал тогда, что тему можно излагать свободно, что она изменяла фразировку в изложении мелодии. Она придавала мелодии очертания своего собственного «я». Только годы спустя я впервые услышал оригинальные мелодии этих песен (напевает). Мне показалось, что в них нет ничего общего с тем, как их пела Леди Дэй! Не могу сказать, что я был разочарован, но я подумал: хорошо, «Mean To Me» в своей оригинальной версии — приятная мелодия, но то, как её спела Билли — это уххх! Уже одно это было для меня большим открытием, которое сильно воодушевляло.

слушать на YouTube

Count Basie — «One O’Clock Jump» (1937)

Никогда не устаю от неё! Самое главное в этой записи Каунта Бэйси — атмосфера блюза и игра по head arrangement, по «аранжировке в голове», без писаных партий. Хотя это биг-бэнд, но весь оркестр играет спонтанно, как будто на джем-сешне. Я думаю, это чувство спонтанности никогда нельзя терять, о каком бы составе мы ни говорили. Когда весь ансамбль разделяет это джемовое ощущение, «мы все тут вместе», это очень важно, это даёт самые лучшие результаты.

слушать на YouTube

Django Reinhardt«Manoir de mes rêves (Castle Of My Dreams)» (1943 и 1945)

Эта пьеса полностью ориентирована на звучание струнных инструментов, но в её первой версии, 43-го года, тему излагают не гитара Джанго Райнхардта (он вступает позже), а два кларнета в унисон. В эмоциональном плане это придаёт ей такой мечтательный, нереальный оттенок, и это хорошо показывает, как можно использовать разные сонорности в малом ансамбле. Я и сам всегда в разных составах использую разные тембральные эффекты и нюансы: моя игра с ансамблем «цыганского джаза», или с биг-бэндом, или с органным трио тембрально звучит по-разному (во всяком случае, я свою игру по-разному слышу).

Версия 1943:

слушать на YouTube

Версия 1945 (со скрипачом Стефаном Граппелли):

слушать на YouTube

World Saxophone Quartet «Revue» (Black Saint, 1982)

Любой трек с этого альбома, лучше всего «I Heard That», где Джулиус Хэмфилл показывает, что корни его свободной импровизации — в блюзе. Кстати, оттуда же растут корни и Орнетта Коулмана… Это совершенно необыкновенный ансамбль: четыре саксофониста, которые играют и ритм, и всё остальное — без ритм-секции, сами по себе. Очень искушённые соло, и в то же время в основе всё-таки свинг и грув. Кстати, я должен был в прошлом году ехать с ними на фестиваль в Сибирь (SibJazzFest в Новосибирске, см. репортаж «Джаз.Ру» — Ред.), но не получилось, так как у меня были на эти даты уже подтверждённые ангажементы.

слушать на YouTube

Jimi Hendrix — «Are You Experienced» (MCA, 1967)

Прежде всего — трек «Purple Haze», конечно. Этот трек показывает укоренённость Джими Хендрикса во всей американской музыке, вплоть до диксиленда. Структуры «зов-отклик», стоп-таймы, в которых он пропевает самые яркие вокальные высказывания («’Scuse me while I kiss the sky…»). Кроме того, мне очень нравится свобода его изложения, которой он действительно добивается почти физического ощущения этого «лилового тумана», из которого он выходит на соло. Ну и электричество, которое брызжет во все стороны. Мне нравится, что электричество сделало со звучанием инструментов в течение десятилетий — от Чарли Крисчена и Эдди Дёрэма, пионеров джазовой электрогитары, через звучание электрооргана, потом появление электрифицированных саксофонов (Эдди Харрис прежде всего)… Звук электрических инструментов даёт большую силу, огромную мощь. Но большая сила — это и большая ответственность. Ты можешь создать огромную мощь, если ты чувствуешь ответственность перед своими корнями, перед историей своей музыки. Причём эта ответственность не только в том, чтобы принять что-то из традиции, но и в том, чтобы от чего-то отказаться.

слушать на YouTube

Предыдущая статьяАлина Ростоцкая и её группа Jazzmobile представят дебютный альбом «Поток» большим сольным концертом
Следующая статьяИнтервью «Джаз.Ру». Встречи на «Триумфе джаза»: говорят участники Medeski, Martin & Wood
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.