Первопроходец джазового образования Дэвид Бейкер (1931-2016)

0
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

inmemoriam26 марта в возрасте 84 лет ушёл из жизни первопроходец американской системы джазового образования — композитор, аранжировщик, виолончелист и тромбонист Дэвид Бейкер. Автор свыше 70 учебников и 400 статей по джазовой импровизации, аранжировке, композиции, педагогике, основам развития музыкальной памяти, методике практических занятий и т. п., он создал и несколько десятилетий возглавлял джазовую программу Университета штата Индиана в Блумингтоне, продолжая писать музыку и выступать как исполнитель, а кроме всего прочего — около 20 лет стоял во главе Оркестра джазовых шедевров Смитсоновского Института в Вашингтоне.

David Baker
David Baker

Дэвид Натаниэл Бейкер-мл. родился в Индианаполисе 21 декабря 1931 г. В то время во многих штатах Америки официально проводилась политика «расовой сегрегации», и Дэвид посещал среднюю школу «только для чёрных». В конце 40-х — начале 50-х он учился в университете штата Индиана, где получил степени бакалавра и затем магистра по музыкальной педагогике. Его основным инструментом был тромбон, и в деле джазового исполнительства на этом непростом инструменте Бейкер продвинулся так далеко, что после участия в оркестрах Лейонела Хэмптона, Стэна Кентона и Мэйнарда Фергюсона в конце 1950-х играл в новаторском секстете композитора и пианиста Джорджа Расселла и записался на целом ряде его альбомов, среди которых были важнейшие для своего времени работы — «Stratusphunk», «Ezz-Thetics», «Jazz in the Space Age», «The Stratus Seekers» и др.

АУДИО: Дэвид Бейкер в составе секстета Джорджа Расселла — «Stratusphunk» 1961
соло тромбона начинается на 2:32

Последствия перенесённой в возрасте 21 года травмы челюсти заставили Бейкера в 1962 г. отказаться от тромбона и перейти на виолончель: в этом качестве он записывался, например, в составе ансамбля баритониста Чарлза Тайлера в конце 1960-х. Только в начале 70-х Бейкер на некоторое время вернулся к профессиональному исполнительству на тромбоне и участвовал в записи альбома пианиста Билла Эванса с оркестром Джорджа Расселла «Living Time» (1972). Однако к этому времени интересы Дейва уже почти полностью сместились в область композиции. Его пьеса «Levels» была в 1973 г. номинирована на важнейшую в США премию в области искусства — Пулитцеровскую, а всего он написал более 2000 произведений по заказу полутысячи организаций и артистов, от прославленного спиричуэлс-хора Fisk Jubilee Singers до Нью-Йоркского филармонического оркестра.

Дэвид Бейкер в 1970-е гг.
Дэвид Бейкер в 1970-е гг.

Но главным делом его жизни стала джазовая педагогика. В начале 70-х декан Школы музыки Университета Индианы пригласил его создать и возглавить на этом факультете джазовую программу. Биограф Бейкера Моника Херциг рассказывает, что прежде всего Бейкеру нужно было личным примером оправдать саму возможность преподавания джаза как вида музыкального искусства в высшем учебном заведении: возможность эта в 70-е была очевидна далеко не всем.

Часто перед Бейкером буквально захлопывали двери со словами: этого вашего джаза нам тут не нужно. На джазовых музыкантов смотрели сверху вниз, и Дэвиду нужно было доказать, что джазу возможно учить, что студенты обучаются в джазе так же содержательно и напряжённо, как в классике, а значит — нужно было создать систему оценки знаний студентов. Кроме того, он был тогда единственным чёрным преподавателем в Школе музыки. С этим тоже нужно было справиться.

До последних дней жизни Бейкер не оставлял руководства джазовой программой в Университете Индианы в Блумингтоне, активного преподавательства в различных летних джазовых школах и работы над учебниками: например, его книги «How To Play Bebop» и «How To Learn Tunes» считаются классическими учебными пособиями по, соответственно, технике импровизации в бибоповом ладу и запоминанию музыкального материала.

В 1991 г. Дэвид Бейкер возглавил в Вашингтоне Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra (SJMO) — Оркестр джазовых шедевров Смитсоновского института, работающий при Музее американской истории. Первые пять лет руководителей оркестра было двое, Бейкер делил эти обязанности с прославленным композитором, первопроходцем «третьего течения» Гюнтером Шуллером. С 1996 по 2012 Дэвид Бейкер был единственным директором бэнда, расширив его репертуар до 1200 пьес и поставив в центр его гастрольных и просветительских программ творческое наследие Дюка Эллингтона, поскольку именно в этот период Музей американской истории активно обрабатывал гигантский архив Дюка, хранящийся в Смитсоновском институте, в том числе и тысячи нотных оригиналов сочинений Эллингтона. Став лучшим джазовым биг-бэндом американской столицы, Оркестр джазовых шедевров много гастролировал — вместе с Бейкером он выступал, например, в Египте.

Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra в Египте (Дэвид Бейкер - третий справа в первом ряду)
Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra в Египте (Дэвид Бейкер – третий справа в первом ряду)

К сожалению, в России в мае 2011 г. (Казань Самара и Москва) SJMO выступил без Дэвида, т. к. к этому моменту пожилой маэстро уже редко выезжал из США, а после 80 и вовсе оставил активное руководство оркестром: в 2012 Бейкер передал дирижёрский пост преподавателю музыки в Университете Ховарда — альт-саксофонисту Чарли Янгу, многолетнему участнику SJMO, а сам получил уникальное звание «маэстро в отставке» (Maestro Emeritus). Провожая своего лидера на покой, оркестр сыграл в Музее американской истории большую концертную программу, целиком состоявшую из произведений Дэвида Бейкера.

АУДИО: Дэвид Бейкер и Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra — «Screamin’ Meemies»
аудиоролик телестанции Университета Индианы

ДАЛЕЕ: Дэвид Бейкер как преподаватель — воспоминания студента из России; награды и звания музыканта 

Дэвид Бейкер, среди учеников которого были трубачи Фредди Хаббард, Крис Ботти и Рэнди Бреккер, саксофонист Майкл Бреккер, барабанщики Джефф Хэмилтон и Питер Эрскин, клавишник Джим Бирд и др., был человеком большого добродушия и юмора, что помогало ему сделать свои лекции, мастер-классы и «клиники» незабываемым переживанием для учеников. Девять лет назад об этом писал постоянный автор «Джаз.Ру», санкт-петербургский пианист Дмитрий Булычев, которому посчастливилось учиться у Бейкера в летней школе Джейми Эберсолда (Университет штата Кентукки в Луивилле), так рассказывал о занятиях у Дэвида (полностью с очерком «Записки из джазового лагеря: “Летняя джазовая мастерская” в Университете Луивилла» можно ознакомиться в «Полном Джазе 1.0» за 2007 год):

Учебный ансамбль Дэвида Бейкера, 2007
Учебный ансамбль Дэвида Бейкера. Дмитрий Булычев – крайний слева, Дэвид Бейкер – второй справа.

…Итак, теоретические занятия. Начались они с небольшой суматохи: Бейкер сказал, что джазовая теория — это исключительно практическая дисциплина, поэтому он предлагает всем достать инструменты и настроиться. Те, кто оставил свои баулы в предбаннике, бросились туда, и некоторое время аудитория напоминала репетиционный зал оркестра, в котором только что объявили пожарную тревогу. Когда страсти улеглись и все расселись по местам, маэстро извлек из портфеля четыре пачки бумаги, разложил их перед собой и объявил, что это вспомогательные материалы в до-мажоре, ми-бемоль мажоре, си-бемоль мажоре и басовом ключе соответственно, и что их надо взять сообразно своим инструментам. Суматоха повторилась в несколько более организованной форме. Разумеется, когда все вторично расселись, маэстро извлек из портфеля ещё четыре пачки и сказал, что это ещё одни вспомогательные материалы. Да, в этом, как мне кажется, весь Бейкер («Джейми говорит, что научить импровизировать можно каждого. Хм, он не знает мою кузину»)…

Дэвид Бейкер был обладателем почётных званий и премий «Мастер джаза» (Национальный фонд искусств США), «Живая легенда» (Центр исполнительских искусств им. Кеннеди), Президентской премии выдающемуся преподавателю (1986) и Премии искусств губернатора штата Индиана (1991), входил в Залы славы журнала DownBeat (трижды: как тромбонист, за «заслуги в течение жизни» и в 1994 — за заслуги в джазовой педагогике) и Национальной ассоциации джазовых преподавателей.

Предыдущая статьяК 100-летию со дня рождения Олега Лундстрема в Казани состоится «Лундстрем-Fest 100»
Следующая статьяРадио России: анонс программ «Бесконечное приближение» на апрель
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.