Интервью «Джаз.Ру». Саксофонист Антон Чекуров выпустил на лейбле Butman Music дебютный альбом

1
Маргарита Кожеурова
фото: сайт артиста
MK

interview7 мая в Клубе Игоря Бутмана на Таганке состоялась презентация дебютного альбома Антона Чекурова — молодого саксофониста, студента РАМ имени Гнесиных. Альбом «Extraordinary» (Butman Music, 2016) был записан по инициативе пианиста Алексея Подымкина, в его записи участвовали, помимо Антона и Алексея, американский трубач Джейсон Палмер, опытный контрабасист, выпускник Лондонской королевской академии музыки Юрий Галкин и молодой барабанщик Антон Кузнецов, для которого эта работа также стала дебютом в грамзаписи. В альбом вошли семь авторских пьес Антона Чекурова.

Алексей Подымкин, Антон Чекуров
Алексей Подымкин, Антон Чекуров

ITUNESАнтон взял в руки инструмент довольно поздно, но уже добился заметных успехов: его поддерживает столп российского джазового образования — профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Александр Осейчук, Антон успешно участвовал в нескольких международных конкурсах (например, занял первое место на конкурсе «Голос саксофона в современном мире»). В интервью, естественно, мы обсуждаем его альбом, но сначала — его путь к джазу…

Когда ты начал писать музыку?

— Писать вообще начал давно. Сначала на фортепиано — выходило что-то похожее на Шопена. А джазовую музыку я начал писать летом перед третьим курсом Академии (т. е. в 2014 г. — Авт.), когда захотел создать свой проект. Шесть пьес я сочинил примерно за полгода. Не быстро, но я не сторонник того, чтобы садиться и вымучивать. Если не сочиняется, то я просто откладываю ненадолго.

Что-то в твоей композиции «Экстраординарная» напоминает мне музыку Баха. Нет случайно тут его влияния?

— Эту пьесу я написал под впечатлением от творчества Уилла Винсона (Will Vinson). А он, в свою очередь, часто обращается к творчеству Иоганна Себастьяна… Схожие интонации и слышны в «Экстраординарой», которую я посвятил своей девушке.

Я сначала предположила, что это влияние твоего обучения в Гнесинском колледже на классическом саксофоне. Почему ты перешёл тогда в Академию на джаз?

— Потому что я с детства люблю эту музыку. У моего деда были диски с джазом, которые он мне часто ставил. Особенно много было записей оркестра Гленна Миллера. И я с удовольствием их слушал.

Собственно, это и есть причина, по которой ты взял в руки саксофон?

— Нет. Причина, по которой я взял в руки саксофон, техническая и вообще очень смешная. Я поступал в колледж как классический пианист. Прекрасно играл Шопена. Фантазию-экспромт до-диез минор, например. Представляешь? Сейчас даже не вспомню, чем какую клавишу нажимать. Но мне было 13 лет, и за полгода до поступления, на подготовительных курсах, у меня начал ломаться голос…

А при чём здесь голос? Ты же пианист. Не пальцы же ломаться начали.

— Потому что вместе со мной поступали одни девочки и один парень (помню, после колледжа он ушёл учиться на стоматолога). Они все хорошо пели. А я после зимних каникул прихожу на сольфеджио к Н.В.Бойцовой… и элементарно не могу спеть гамму. Наталья Валентиновна говорит: «Ты не сможешь поступить, надо что-то с этим делать. — А что делать? — А ты не хочешь на «дудочке» поиграть?». Для меня это прозвучало дико, конечно. Но она рассказала историю: была девочка, которая за два месяца до поступления взяла флейту, поступила и до сих пор отлично играет. «Зачем тратить лишний год, если можно поступить — и если что, потом перевестись?» Я посовещался с родителями и решил, что так и сделаю. Из духовых мне нравились два варианта: саксофон и труба. На трубу я не пошёл, потому что друг-трубач говорил, что на ней лучше начинать играть в раннем возрасте, чтобы губы привыкали. И я выбрал саксофон.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью саксофониста Антона Чекурова, ВИДЕО 

Погоди. Но сольфеджио на духовые тоже ведь нужно сдавать.

— Там требования гораздо ниже, чем на фортепиано. Меня спросили что-то из серии: сколько звуков звучит? Два. Отлично, какой интервал?\Наверное, кварта… Замечательно, давай споём. (Поёт ломающимся голосом). Хм, ну, ладно… И мне поставили тройку за экзамен. Единственная тройка моя среди всех вступительных.

По специальности я занимался с педагогом два месяца. Но из-за того, что мышцы были недостаточно натренированные, к третьему произведению на экзамене у меня дрожала губа, и я не мог ровно тянуть звук. Адажио Моцарта, долгие ноты, а у меня всё дрожит, звучит убого, но я доиграл до конца. Еле держал сакс в руках, губы немели, ужас.

Юрий Галкин, Антон Чекуров, Антон Кузнецов
Юрий Галкин, Антон Чекуров, Антон Кузнецов

С классикой немного прояснилось. А как вырос джазовый саксофон?

— Вообще джазовое произведение я первый раз сыграл на фортепиано в 5 лет. «Счастливый буги» Манфреда Шмитца. Мне очень нравился свинговый ритм. В колледже я джазом увлекался на уровне самодеятельности, и в какой-то момент узнал, что парень с «классики» на пару курсов старше поступил в Академию на джазовое отделение. Мне стало интересно, и я спросил об этом у своего педагога Леонида Друтина, а тот — у профессора Осейчука. Оказалось, Александр Викторович устраивал прослушивание — искал альтиста. Это было летом перед моим третьим курсом. Мы пошли втроём с однокурсниками. Готовились, учили гаммы, пьесы, а на прослушивании Осейчук не спросил ничего из этого. Я помню, успел только гамму ре-мажор сыграть, а потом он поставил ноты джазового стандарта, включил «минус» (фонограмму ансамбля без солирующего инструмента. — Ред.) и сказал — вот, играй! Представь себе: музыкальный текст, который ты никогда в жизни не видел. «Минус» уже идёт, надо вступать, а потом ещё играть соло. Причем со мной были парни, у которых техника лучше, и на саксофоне они не два года, как я, играли. У меня были только гармонические знания и слабая техника. Но когда все сыграли, Осейчук вышел и сказал, что берёт меня. Так с третьего курса колледжа я начал ходить к нему заниматься джазом.

Осейчук тебе не говорит, что ты классик, перешёл на джаз и это как-то отражается на твоей игре?

— Конечно, когда я только поступил на первый курс, был этот «налёт» классики. Было слышно отсутствие джазовых штрихов, фразировки, манеры. Дыхание должно быть немного другое. Все это окончательно прошло в конце второго курса академии.

Как проходила запись альбома?

— Записать музыку мне предложил пианист Алексей Подымкин. На тот момент у него были гастроли с трубачом Джейсоном Палмером, с которым мы в итоге играли на альбоме. Спасибо Алексею за возможность посотрудничать с таким удивительным музыкантом! Я досочинил второй голос в моих пьесах, и в один из свободных от гастролей дней мы всё записали. Сведение и мастеринг проходили в США. А потом мы с Лёшей (Подымкиным. — Авт.) показали записи Игорю Бутману, и он согласился выпустить альбом на своем лейбле — за что ему огромное спасибо!

Кратко о твоих планах на будущее: когда нам ждать следующий альбом?

— Не раньше, чем через год или полтора. Новые пьесы пока имеют только смутные очертания.

Альбом Антона Чекурова «Extraordinary»: приобрести и скачать в iTunes

ВИДЕО: квартет Антона Чекурова (пианист Алексей Подымкин, Юрий Галкин — контрабас, Антон Кузнецов — барабаны) — «New Day Start»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Антон-супер музыкант! Всегда с удовольствием хожу на его концерты. Альбом тоже достоин внимания! Ждем новые диски) Удачи!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.