Фестивали этого лета. Siena Jazz Workshop: как учатся джазу в Италии

0
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото)
CM

reportЕсть в центральной части Италии, в Тоскане — бывшей земле древнего народа этрусков, — ныне совсем некрупный, но когда-то могущественный город Сиена. В силу исторических обстоятельств он как бы законсервировался в Средневековье: обескровленный Великой чумой, войнами с испанцами и соседней Флоренцией, добротно выстроенный город оставался полупустым, так что в Новое время в нём не случилось массивных перестроек.

Siena
Siena

На центральной площади Сиены, Пьяцца-дель-Кампо, до сих пор лежит кирпичная мостовая, уложенная в 1349 г. Сиена была одним из важнейших центров средневековой Италии и поэтому сегодня представляет большой интерес для туристов, которых на улицах едва ли не гуще, чем собственно населения — а оно сейчас не сильно превышает количество сиенцев в период наивысшего расцвета, в XIV в.: было сорок тысяч, сейчас 53.

Piazza del Campo
Piazza del Campo

Исторический центр города разделён на «контрады». Каждая контрада (район или квартал, всего их 17) имеет свой герб, флаг, своих лошадей на Сиенских Скачках, которые проходят много сотен лет подряд дважды в год, а также собственное животное-тотем. Запомним слово «контрада»: чуть дальше по тексту оно нам понадобится в контексте джазового фестиваля, как это ни странно. Впрочем, это Италия — родина европейской цивилизации. Древность и современность переплетаются здесь на каждом шагу.

Когда в середине XVI столетия Сиена проиграла войну с Флоренцией, она стала владением флорентийского герцога Козимо I Медичи, впоследствии первого Великого герцога Тосканского. Этот жестокий и эффективный правитель воздвиг близ города крепость для контроля над Сиеной — Фортецца Медичеа. Она строилась всего три года, с 1561 по 1563 г., и стены её с тех пор не перестраивались.

Зачем она нам нужна в этом рассказе? А дело в том, что именно в стенах Крепости Медичи уже почти 40 лет работает один из трёх крупнейших специализированных джазовых колледжей Италии — Сиенский Университет джаза (Siena Jazz University). Каждый год в школе занимаются до 130 студентов, с которым работает сильный преподавательский состав. Благодаря этому джазовая жизнь в Сиене достаточно разнообразна: и преподаватели, и студенты регулярно играют в городе.

Siena Jazz University
Siena Jazz University

ДАЛЕЕ: Сиенский Университет джаза, сиенская летняя Джазовая Мастерская, Центр исследования джаза, Сиенский джаз-фестиваль и другие подробности… 

Всего в Италии сейчас три крупных джазовых школы: музыкальный колледж «Сент-Луис» в Риме (Saint Louis Scuola di Musica), школа музыки CEMM (CEMM Scuola di Musica) в Милане — и Сиенский Университет джаза.

Siena Jazz University
Siena Jazz University

Джаз в Италии изучают не только в этих трёх колледжах: джазовые отделения или курсы есть и в большинстве из более чем 50 итальянских консерваторий, и не только в крупных городах Севера (например, в консерватории им. Арриго Бойто в Парме), но и на более консервативном сельском Юге, например — в Бари, на факультете «Новые технологии и языки музыки» консерватории им. Никколо Пиччини, ректором которой долгие годы был легендарный композитор Нино Рота. Но там джаз находится в подчинённом положении, потому что, как и в России, в консерваториях Италии главенствуют «классики» — академическое образование, а джазмены находятся на положении «пасынков». Кроме того, в консерваториях, как правило, нет никакого технического оборудования, аппаратуры, они не занимаются организацией концертной деятельности — только предоставляют помещение для занятий. Тем не менее, вся эта система в целом порождает весьма многочисленную и крепкую национальную джазовую сцену. Итальянских джазовых музыкантов много, они в массе своей вполне самобытны, не копируют какую-то другую школу, а стараются развивать свою музыку — зачастую обогащая джазовый канон привлечением итальянских национальных традиций. Играть современную музыку в Италии и не опираться на вековые традиции итальянской музыки почти невозможно.

Siena Jazz University
Siena Jazz University

Сиенский Университет джаза — это не только осенний и весенний семестры для постоянных студентов в рамках четырёхлетнего курса. Каждое лето проходит Siena Jazz Workshop, «Сиенская Джазовая мастерская» — двухнедельная джазовая «летняя школа», куда съезжаются расширить свой джазовый кругозор, улучшить владение инструментом и стилем молодые музыканты со всего мира. Чуть больше половины студентов — из Италии, остальные представляют самую широкую географию: в прошлые годы, в частности, приезжали и молодые музыканты из России — например, московский пианист Григорий Сандомирский участвовал в этой летней школе в 2009 г. В текущем году среди студентов, возраст которых варьировался от 14 до 30 лет, были американцы, израильтяне, турки, бельгийцы, аргентинцы, австралийцы, греки, грузины, норвежцы, немцы, французы…

Siena Jazz University
Siena Jazz University

Со слушателями «Сиенской Джазовой мастерской» работают сильные преподаватели, и в том числе музыканты с родины джаза, из США — так, в этом году ведущим преподавателем по трубе был Авишай Коэн, по гитаре — Бен Мондер и Нир Фелдер, по альт-саксофону — Мигель Зенон, по фортепиано — Матт Митчелл, по контрабасу — Матт Пеннман, то есть, в общем, представители цвета нью-йоркской сцены. Были и сильные итальянские преподаватели, звёзды итальянского джаза: пианист Стефано Батталья, барабанщик Этторе Фьораванти, даже звезда лейбла ЕСМ — прославленный трубач Энрико Рава. Всего преподавателей в этом году было 34. Каждый преподаватель набирал группу не более чем из восьми студентов, что, при общем числе студентов чуть больше 120, позволяло добиться достаточно индивидуального подхода к каждому. Это, впрочем, не касалось учебных групп по истории джаза, которую на двух языках — английском и итальянском — читал, соответственно, для международных и итальянских студентов крупнейший итальянский специалист по предмету: профессор Франческо Мартинелли.

Francesco Martinelli
Francesco Martinelli

Программа Мастерской не ограничивается учебными занятиями: они проходят с утра до середины дня, а вечером идут концерты и джемы, составляющие программу Сиенского джаз-фестиваля.

В первые дни, пока идут отборочные занятия — распределение по ансамблям, с последующими занятиями по специальности — в утренние часы в рамках Мастерской проходит так называемая «Сиенская джаз-конференция», цикл лекций приглашённых специалистов, которые призваны расширить кругозор студентов. Автору этих строк в этом году тоже довелось прочитать такую лекцию — «Джаз в России: вчера и сегодня». Особенный интерес вызвало «сегодня»: записи наших молодых мастеров — трио Лебедев-Ревнюк-Кравцов, Jazzmobile Алины Ростоцкой — вызвали удивление. У меня сложилось ощущение, что слушатели — и не только студенты, но и преподаватели — совершенно не были готовы к тому, что в России есть современный джаз высокого уровня.

Лекция автора в Сиенском Университете джаза
Лекция автора в Сиенском Университете джаза

Мой коллега из Великобритании, Данкан Хайнинг (Duncan Heining), читал лекцию с провокационным названием «Существует ли традиционный джаз?» (он считает, что весь джаз, даже самый современный — традиционен, так как основан на определённых традициях). Третью лекцию прочёл ректор Тбилисской консерватории, джазовый саксофонист Резо Кикнадзе — он рассказывал о корнях грузинской музыки и о том, как они связаны с современным состоянием грузинского джаза.

Centro Nazionale Studi sul Jazz Arrigo Polillo: в фонотеке Центра
Centro Nazionale Studi sul Jazz Arrigo Polillo: в фонотеке Центра

Сиенский Университет джаза и Джазовую мастерскую содержит «Фонд Сиена Джаз»,  у которого в том же здании на территории крепости Медичи есть постоянно действующее исследовательское подразделение — Центр исследования джаза им. Арриго Полилло. Человек, именем которого назван Центр, был первопроходцем итальянской науки о джазе: с 1946 по 1965 гг. Арриго Полилло возглавлял итальянский журнал о джазе Musica Jazz, его огромная коллекция книг и личный архив стали основой фондов центра исследования джаза его имени, который де-факто выполняет в Италии роль национального джазового архива. Фонды Центра — это прежде всего огромная джазовая библиотека: более двух тысяч томов на итальянском, английском, французском, немецком языках, а теперь и на русском — ваш корреспондент пополнил библиотеку несколькими своими книгами о джазе. Кроме того, важная часть фондов Центра — полный комплект всех выпусков журнала Musica Jazz. Не так давно Центр завершил процесс индексации этих журналов в цифровом формате, так что теперь исследователям доступно полное оглавление тем и материалов за все шесть десятилетий выхода издания. В фондах имеется также впечатляющий звуковой архив — коллекция джазовых записей, начиная от цилиндров для фонографа, граммофонных пластинок, виниловых LP и заканчивая CD и DVD — в количестве более 50 тысяч экземпляров. Все фонды доступны для исследователей как из Италии, так и из-за её пределов.

Библиотека Центра
Библиотека Центра

Всем этим богатством занимается в настоящее время лишь один архивариус, Клаудио Палагини: штат Центра — это он сам, плюс директор, профессор Франческо Мартинелли, который преподаёт также в университетах Пизы и Стамбула и в Сиене бывает даже не каждую неделю (кроме периода Джазовой мастерской).

Фонотека Центра. В середине кадра - Клаудио Палагини
Фонотека Центра. В середине кадра — Клаудио Палагини

Понятно, что обработка, каталогизация, сохранение, не говоря уж о сканировании и оцифровке такого количества материалов — это огромный объём работы, с которым один человек не может справиться чисто технически. Поэтому в текущем году руководитель фонда «Сиена Джаз» Франко Карони подал заявку в международную организацию «Европейская джазовая сеть» на привлечение дополнительной финансовой помощи из фондов поддержки культуры Евросоюза, чтобы нанять хотя бы ещё одного специалиста. Даже простая каталогизация новых поступлений требует значительного времени, а поступлений много: так, мой британский коллега Данкан Хайнинг не только прочитал в Сиене лекцию — он привёз на своей машине из Великобритании в Италию и подарил архиву 1100 виниловых джазовых пластинок из собственной коллекции.

Франческо Мартинелли и руководитель фонда «Сиена Джаз» Франко Карони
Директор Центра исследования джаза Франческо Мартинелли и руководитель фонда «Сиена Джаз» Франко Карони

Концерты Сиенского джаз-фестиваля в этом году начались 24 июля с выступления трио преподавателей: вокалистка Диана Торто (Diana Torto), трубач Фульвио Сигурта (Fulvio Sigurtà) и пианист Стефано Батталья (Stefano Battaglia) сыграли программу, посвящённую памяти британского пианиста Джона Тэйлора. Было назначено также выступление гостей из Тбилисской консерватории, которая связана с Сиенским университетом джаза узами партнёрства, но оно закончилось, едва начавшись. Дело в том, что все концерты фестиваля проходят на открытых площадках, что всегда связано с вероятностью прекращения мероприятия из-за сильного дождя — и в данном случае так и произошло: над Сиеной прокатился грозовой фронт.

Santa Maria di Provenzano
Santa Maria di Provenzano

На следующий вечер концерты фестиваля проходили на той же площадке — точнее, небольшой площади перед мраморным фасадом относительно позднего по сиенским меркам архитектурного памятника — церкви Санта-Мария-ди-Провендзано, построенной в 1594 г.

Ben Monder, Theo Bleckmann
Ben Monder, Theo Bleckmann

Здесь нужно отметить, что почти все участники фестиваля (кроме гостей из консерватории-партнёра, в данном случае Тбилисской) — либо преподаватели, либо студенты Джазовой мастерской. Трио, в которое входят ученик великой Шейлы Джордан — живущий в Нью-Йорке германский вокалист Тео Блекманн (Theo Bleckmann), его давний музыкальный партнёр — гитарист Бен Мондер (Ben Monder), записавший гитарные партии на последнем альбоме рок-композитора и вокалиста Дэвида Боуи, и пианист Стефано Батталья — это как раз преподаватели; их совместное выступление — своего рода мастер-класс для студентов Мастерской, составлявших минимум треть довольно многочисленной аудитории на маленькой старинной площади.

Пульт звукорежиссёра на площади. На зелёной наклейке написано
Пульт звукорежиссёра на площади. На зелёной наклейке написано «Джаз — это боль» :)

Первая часть концерта представляла собой выступление дуэта Блекманн-Мондер, который существует уже довольно давно и в 2007 г. выпустивший на лейбле Songlines альбом «At Night» (при участии японско-американского барабанщика Сатоши Такэйши). Лёгкий летящий вокал Блекманна решительно не напоминает джазовую мэйнстримовую манеру пения: он с самого начала своей карьеры в США влился в ряды так называемой Даунтаун-сцены Нью-Йорка и идёт скорее от поисков Лори Андерсон или Мередит Монк (в ансамбле которой он был одним из ключевых участников на протяжении полутора десятилетий). Его импровизационная манера включает последовательное опевание тонов, составляющих аккорды гармонической сетки (сходное с тем, что использует Бобби Макферрин), перемежаемое мелодическими линиями, излагаемыми длинными, печальными нотами. Но его фирменный знак — изложение песенного материала, которое вызывает ассоциации скорее со Стингом, чем с Макферрином. Эмоциональность в его пении присутствует, но в крайне затаённой, скрытой форме; при поверхностном слушании вокал Блекманна, положенный на плотную, но прохладную ткань гитары Мондера, может показаться бесстрастным и эфирно-холодным. Ну, такова манера, осложнённая также богатым использованием различной электроники, среди которой сильнее всего заметна обильная искусственная реверберация. Зато эта манера запоминается: например, сильное впечатление произвела отличная версия «Put On Your Sunday Clothes» из мюзикла «Hello, Dolly».

Stefano Battaglia
Stefano Battaglia

Когда к трио присоединился маститый итальянский пианист-импровизатор Стефано Батталья, музыкальная стилистика сильно накренилась в сторону свободной импровизации — например, несколько минут потребовалось, чтобы в захватывающем потоке совместно выстраиваемой музыки обнаружить, что строится она на основе песенки Джона Леннона «Norwegian Wood». Вокальная линия практически точно следовала оригиналу, но инструментальные эпизоды уводили слушателя совсем в другие края: пока гитара и фортепиано разворачивали пространную импровизационную перекличку, Блекманн не замолкал, а дополнял картину изданием протяжных, обильно обработанных электроникой звуков эзотерического характера.

Battaglia, Bleckmann, Monder
Battaglia, Bleckmann, Monder

Во втором отделении на сцене были вновь преподаватели Мастерской, но представили они совершенно иной стиль и даже иной тип импровизационной музыки. Ансамбль составили три итальянца и два американца: Апеннинский полуостров представляли маститый барабанщик Этторе Фьораванти (Ettore Fioravanti), приезжавший в Россию с ансамблем трубача Паоло Фрезу, контрабасист Фурио Ди Кастри (Furio Di Castri) и трубач Фульвио Сигурта, а за США играли 34-летний гитарист Нир Фелдер (Nir Felder) и прославленный саксофонист Мигель Зенон (Miguel Zenón), номинант «Грэмми» и лауреат двух престижных артистических премий-стипендий (фонда Гуггенхайма и фонда Макартуров).

Fulvio Sigurtà, Miguel Zenón, Nir Felder
Fulvio Sigurtà, Miguel Zenón, Nir Felder

Квинтет представил современный мэйнстрим во всём его блеске, с широкими колебаниями от твёрдого свингующего пост-бопа до почти свободной импровизации, уходящей даже за горизонт «традиционного фри-джаза», если можно так выразиться. Все пять музыкантов представляли совершенно контрастные исполнительские манеры, и в этом-то контрасте крылась захватывающая драматургия их совместной игры. Особенно впечатляло противостояние трубы и саксофона, то и дело объединявшихся в тугое звуковое единство. Плотный, мощный звук саксофона Зенона, взращённый занятиями классикой в детстве в родном Пуэрто-Рико и обогащённый джазовым мастерством, достигнутым под руководством преподавателей колледжа Бёркли в Бостоне и Манхэттенской Школы музыки в Нью-Йорке, действительно резко контрастировал с манерой Фульвио Сигурта, которая идёт скорее от старейшины нынешнего итальянского джаза Энрико Рава, от его атмосферных разреженных потоков высоких нот.

Fulvio Sigurtà, Furio Di Castri, Miguel Zenón, Ettore Fioravanti, Nir Felder
Fulvio Sigurtà, Furio Di Castri, Miguel Zenón, Ettore Fioravanti, Nir Felder

Любопытно было послушать в этом ансамбле гитариста Нира Фелдера: впервые я видел его совсем молодым музыкантом на Белградском джаз-фестивале 2007 года, когда он фонтантировал эмоциями, контрастировавшими с его явной увлечённостью прохладно-элегичным стилем Пата Мэтини. Десять лет спустя это совсем другой музыкант. Ну, то есть, увлечение Мэтини не прошло совсем, но теперь Нир — крепкий мастер аккомпанемента и интересный солист, изящно переключающийся между ролями члена ритм-секции и импровизатора и, в своих сольных эпизодах, показывающий гармоническую искушённость и зрелость импровизационной мысли в такой степени, что его уже невозможно воспринимать как просто последователя какой-то одной гитарной школы: он стал экспертом джазовой гитары — и владеет теперь всем её богатством, так что мы слышим уже не эпигона кого-то из великих, а, несомненно, самого Фелдера.

Ettore Fioravanti
Ettore Fioravanti

Третий фестивальный вечер, концерт под общим названием «Siena Jazz Masters», вновь представил два ансамбля преподавателей Siena Jazz Workshop, но проходил уже в новом месте. Весь фестиваль в целом проводится при поддержке Сиенского университета, так что один из концертов организуют в так называемом Дворике Ректората, Cortile del Rettorato. Это тоже под открытым небом, но в стенах университетского здания — неприлично нового по сиенским меркам: его построили в 1815, когда рухнула власть Наполеона и великим герцогом Тосканы вновь утвердился изгнанный было в Вюрцбург Фердинандо III. Дворик внезапно оказался забит слушателями полностью — люди стояли в галереях по бокам и позади сцены, сидели на каменных плитах и при этом слушали очень внимательно. Я вообще не в первый раз вижу, что в Италии даже в совсем, казалось бы, неджазовых местах публика крайне серьёзно и внимательно слушает даже самую непростую джазовую музыку — и весьма живо на неё реагирует.

Matt Mitchell, Avishai Cohen, Matt Brewer, Justin Brown
Matt Mitchell, Avishai Cohen, Matt Brewer, Justin Brown

В первом отделении фронтменом ансамбля оказался замечательный нью-йоркский трубач родом из Израиля — Авишай Коэн (не путать с его полным тёзкой — поющим контрабасистом). С ним играли пианист Матт Митчелл, контрабасист Матт Брюэр и барабанщик Джастин Браун, который явно был любимцем студентов Мастерской — они его и принимали с повышенной эмоциональностью, и перед выступлением и по его окончании ходили за ним буквально табунами.

Justin Brown
Justin Brown

Не раз вспомнил я меткую оценку Карла Аткинса, одного из авторитетнейших джазовых педагогов США. Он проводит границу между «современным» мэйнстримом и джазовым мэйнстримом как таковым по так называемому «второму великому квинтету Майлза Дэйвиса» середины — второй половины 70-х, дальше которого музыканты в своих стилистических поисках идут крайне редко, потому что дальше у Майлза начинается противоречивый, особенно в понимании джазовых консерваторов, «электрический» период. Но для Коэна, а особенно — для пылкого Брауна этой границы, казалось, не существует: оставаясь в тембральных границах традиционного джазового акустического квартета, нью-йоркский ансамбль напористо и жарко выстраивал захватывающую звуковую драматургию, почти целиком выстроенную на прямых восьмидольных ритмах рок-музыки — тех самых ритмов, которых джазовые пуристы до сих пор не могут простить Майлзу.

Avishai Cohen, Matt Brewer
Avishai Cohen, Matt Brewer

И хотя самой идее сочетания этой ритмики со сложнейшими мелодико-гармоническими достижениями джаза 60-х уже минимум четыре с половиной десятилетия, если не почти уже полвека, у ансамбля Коэна — Митчелла — Брюэра — Брауна она звучала современно и живо, потому что музыканты не «повторяли зады» за первопроходцами, а вкладывали в неё собственное, сегодняшнее содержание — особенно это касалось быстрого грувового номера, которым квартет завершил своё выступления (кстати, его написал как раз Браун).

Внимательная итальянская публика и Матт Митчелл
Внимательная итальянская публика и Матт Митчелл

Моторный и динамичный Джастин Браун остался за барабанами и во втором отделении, где ему пришлось играть совсем другую музыку — снова пьесы Мигеля Зенона при поддержке Нира Фелдера, только теперь с чисто американской ритм-секцией (Браун плюс Матт Пенман на контрабасе — хотя родом из Новой Зеландии, но 20 лет в Нью-Йорке вполне позволяют числить его уже выступающим за США). И, надо сказать, материал Зенона в тандеме с Фелдером зазвучал с этой ритм-секцией совершенно по-иному, чем днём раньше: тут не было никакой «атмосферности», никакой элегичности — только умный и страстный напор, только протяжённые энергетические потоки на мощном, чисто нью-йоркском груве.

Вид на город из дворика контрады Дель Драго
Вид на город из дворика контрады Дель Драго

А со следующего вечера в рамках фестиваля начались концерты, которые составляют особенную фирменную «фишку» Сиенского фестиваля. Официально это называлось «фестивальными джемами», но для участия в них студенты Джазовой Мастерской должны были заранее договориться друг с другом, сделать состав, подобрать репертуар и записаться у организаторов на выступление — пусть не на уровне подготовки постоянного рабочего состава, но и не на уровне исполнения расхожих стандартов «на шару». Но главное — где проводятся эти концерты: джаз приходит буквально во дворы к жителям Сиены, потому что каждый из следующих фестивальных джемов проходит в «контрадах», тех самых древних кварталах города, принадлежность к которым считается у сиенцев едва ли не более важной идентичностью, чем городская, тосканская и даже общеитальянская. У каждой «контрады» есть, помимо самоуправления, тотемного животного, герба, флага и тому подобных признаков независимости, ещё и некое общественное пространство, обычно не открытое для широкой публики, а доступное только жителям самой «контрады». Например, в контраде Дракона (Contrada del Drago) это обширная площадка позади впечатляюще мощного здания базилики св. Доминика (1465), над склоном оврага, противоположный склон которого образует резкий подъём к центру города. Именно там проходил первый «джем в контраде» 27 июля. Впрочем, открыло этот вечер выступление вполне регулярного коллектива — того самого ансамбля преподавателей Тбилисской консерватории, которые не смогли выступить тремя днями ранее из-за дождя.

Резо Кикнадзе, Зураб Рамишвили
Резо Кикнадзе, Зураб Рамишвили

Саксофонист Резо Кикнадзе возглавляет не то что джазовое отделение, а всю Тбилисскую консерваторию: это крепкий джазовый импровизатор в зрелой постколтрейновской традиции. Пианист ансамбля Зураб Рамишвили — не только интересный исполнитель с монументальным гармоническим мышлением, но и известнейший в Грузии джазовый педагог: именно он воспитал молодого пианиста Беку Гочиашвили, который в последние годы стремительно продвигается на американской джазовой сцене. Опытный джазмен с большим вкусом и контрабасист Георгий Самсонадзе. А барабанщик Ираклий Чоладзе и вовсе хорошо знаком российским слушателям — он учился в Москве и играл в нескольких московских джазовых коллективах и рок-группах. Кроме того, с ансамблем приехали три вокалиста — Дато Шуглиашвили (один из лидеров прославленного хора базилики Анчисхати, участники которого — профессиональные этномузыковеды — уже четверть века буквально из небытия восстанавливают древнюю хоровую музыку Грузинской православной церкви), Отар Капанадзе и Наталья Зумбадзе.

Ансамбль преподавателей Тбилисской консерватории
Ансамбль преподавателей Тбилисской консерватории

И вот тут для вашего корреспондента открылся странный парадокс. Пение трёх вокалистов, великолепно исполнявших народные песни разных регионов Грузии, и игра инструментального ансамбля практически не пересекались! Пока инструменталисты играли сдержанные, искушённые авторские пьесы в манере современного европейского джаза, разве что своим ладовым строем отчасти напоминавшие о грузинских традициях, вокалисты скромно сидели на стульях. Но как только они вставали, чтобы блистательно спеть очередную народную песню во всей красоте традиционного грузинского многоголосия — инструменталисты замолкали.

Ансамбль преподавателей Тбилисской консерватории
Ансамбль преподавателей Тбилисской консерватории

Из лекции батоно Резо Кикнадзе двумя днями ранее я понял, что он против «джазирования» грузинских народных песен (чем, замечу, обильно и небезуспешно занимались в Грузии ещё четыре десятилетия назад — и не только поп-музыканты с джазовым бэкграундом, вроде ВИА «Орэра», но и собственно джазмены). Но до конца понять решение столь строго отделять на сцене джаз от грузинской музыки и не дать им хоть как-то повзаимодействовать ваш корреспондент так и не смог. Впрочем, приём гостям из Тбилиси был оказан тёплый: трудно противиться мощи и красоте грузинского вокала.

Джем во дворике контрады Дель Драго
Джем во дворике контрады Дель Драго

Затем музыкальная эстафета перешла к молодёжи. Молодёжь играла стандарты.

Джем во дворике контрады Дель Драго
Джем во дворике контрады Дель Драго

Играла и пела. В целом играла и пела хорошо: в Сиену явно едут учиться крепко подготовленные студенты.

Талисман на стене домовой церкви контрады Dell'Istrice
Талисман на стене домовой церкви контрады Dell’Istrice

Последним вечером в Сиене для вашего корреспондента стал джем 28 июля в контраде Истриче, которую охраняет забавный тотем — дикобраз. Внутренний дворик Истриче находится на северо-западе Сиены, у самой стены, отделяющей старый город от более новых районов, не объединённых в «контрады».

Джем во дворике контрады Истриче
Джем во дворике контрады Истриче

Здесь весьма благоприятное впечатление произвело объединение студентов-джазменов, приехавших на Джазовую мастерскую из Израиля. Никому из них ещё нет 18 (в восемнадцать в Израиле все без исключения идут в армию), но жарят эти ребята мама не горюй. Не устаю поражаться, каких сильных джазменов готовят израильские музыкальные колледжи и даже детские музыкальные школы. Особенно запомнилась игра 16-летнего гитариста Роя Бен-Башата.

Израильские студенты на джеме в контраде Истриче
Израильские студенты на джеме в контраде Истриче

Весь вечер среди слушателей, привольно перемещавшихся по обширной площадке дворика контрады, стояли и внимательно слушали студентов их преподаватели — пианист Матт Митчелл, саксофонист Мигель Зенон и трубач Авишай Коэн.

Преподаватели внимают...
Преподаватели внимают…

Интересный материал показал и ансамбль итальянских студентов, среди которых выделялась достаточно зрелой и самобытной манерой вокалистка — впрочем, это и не удивительно: Камилла Батталья выросла в джазовой среде, ведь её отец — пианист Стефано Батталья, сам преподающий в Сиенском джазовом университете.

джем в контраде Истриче
джем в контраде Истриче

Всего Джазовая Мастерская в Сиене продолжалась две недели, но вашего корреспондента ждал непростой перелёт в Москву (прямых рейсов из российской столицы в ближайшие к Сиене аэропорты — Флоренцию или Пизу — нет, нужно добираться на перекладных). Тем не менее представление об этом интересном центре собирания и распространения джазовых знаний в Италии было получено достаточно полное: наши знания о среде бытования джазового искусства в Европе страдают некоторым перекосом в сторону более раскрученной скандинавской джазовой школы, и нам полезно знать, что одной Северной Европой центры изучения джаза и развития джазового искусства не ограничиваются.

Закат над Сиеной
Закат над Сиеной
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяГитарист Алексей Кузнецов: «Ритм был у меня всегда, а потом к нему прилепилась гармония». К 75-летию
Следующая статьяЭксцентрик из Даунтауна Юджин Чедборн: «За тысячу долларов я сыграл бы любую песню»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.