VI фестиваль «Джаз осенью — Impro» представит москвичам европейскую импровизационную музыку

0
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля

GOETHE INSTФестиваль «Джаз осенью — Impro», организованный Гёте-Институтом в Москве, откроется 13 октября в культурном центре «Дом». В фестивале примут участие выдающиеся представители немецкого и европейского фри-джаза и импровизационной музыки. В программе фестиваля четыре концерта: 13 октября, 6 ноября, 25 ноября и 1 декабря.

Astrid Wege— Импровизация — это девиз и одновременно главная идея фестиваля «Джаз осенью» этого года, — говорит руководитель отдела культурных программ Гёте-Института в Москве Астрид Веге. — Каждое выступление в рамках фестиваля — это своего рода путешествие в новый мир, сотворение которого происходит здесь и сейчас. Мы благодарны всем музыкантам за предоставленную нам возможность стать непосредственными участниками этого события и желаем им, а также слушателям фестиваля, незабываемых открытий!

Программа фестиваля «Джаз осенью — Impro» 2016

  • 13 октября, четверг — КЦ «Дом», 20:00
    Konk Pack Trio (Thomas Lehn / Tim Hodgkinson / Roger Turner)
  • 6 ноября, воскресенье — КЦ «Дом», 20:00
    Blume / Butcher/ De Joode Trio (Martin Blume / John Butcher / Wilbert de Joode)
  • 25 ноября, пятница — КЦ «Дом», 20:00
    Петеру Брётцманну 75! Peter Brötzmann / Heather Leigh Duo + Peter Brötzmann UK Trio (Peter Brötzmann / John Edwards / Steve Noble)
  • 1 декабря, четверг — КЦ «Дом», 20:00
    Kazuhisa Uchihashi + DDK Trio (Axel Dörner / Jacques Demierre / Jonas Kocher)
реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Организатор фестиваля — Гёте-Институт в Москве. Информационные партнеры — журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру»

Konk Pack Trio
Konk Pack Trio

Ближайший концерт фестиваля — выступление Konk Pack Trio 13 октября. Состав «Конк Пак Трио»: Томас Лен (Thomas Lehn) — аналоговый синтезатор; Тим Ходжкинсон (Tim Hodgkinson) — лэп-стил-гитара, электроника, кларнет; Роджер Тёрнер (Roger Turner) — ударные, перкуссия. Импровизационное трио Konk Pack уже около двадцати лет будоражит воображение слушателей всего мира. Его участники — видные деятели европейской джазово-импровизационной сцены: немецкий исполнитель на аналоговом синтезаторе Томас Лен, легендарный мультиинструменталист Тим Ходжкинсон, один из отцов-основателей движения Rock In Opposition и группы Henry Cow, и известный английский барабанщик Роджер Тёрнер.
ВИДЕО: Konk Pack Trio
Съёмка: Sergio Amadori, выступление в Centro Stabile di Cultura в городе S. Vito di Leguzzano (Италия), 2014

Как говорит Тим Ходжкинсон, Konk Pack — «очень динамичная группа», которая может вдруг переключиться с одного музыкального паттерна на другой, неожиданно всё поменять: «Когда мы играем очень деликатно, всегда существует опасность, что мы внезапно заиграем на полную громкость». Ровного ритма в неистовой, рваной, терзаемой музыке трио нет, но есть чёткое понимание необходимости постоянных метаморфоз и, по словам Ходжкинсона, «важности того, что что-то происходит вовремя». Критики считают, что «особенно завораживают плотность и непредсказуемость музыки Konk Pack».
КЦ «ДОМ»  (Б.Овчинниковский пер., 26, м. Новокузнецкая, тел. (495)953-7236).
Стоимость билетов на этот концерт: в предварительной продаже — 1000 р., в день концерта — 1300 р. (стоимость билетов на остальные концерты цикла будет сообщена дополнительно).
Стоимость абонемента на все четыре концерта фестиваля — 3500 р. Количество ограничено.


Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
GD

Перед выступлением в Москве клавишник Konk Pack Томас Лен дал интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново.

Что вы можете рассказать об ансамбле Konk Pack? В чём его специфика?

— Мы встретились втроём в конце 1997 года на фестивале в Будапеште. Я уже был знаком с Роджером (Тёрнером — Г.Д.), мы знакомы с 1994 года, играли в клубах в Лондоне. И синтезатор, на котором я играю с тех пор, достался мне от него. А Тим (Ходжкинсон — Г.Д.) был на одном из наших клубных концертов. В Будапеште в сентябре 1997 года был фестиваль, на который пригласили двенадцать или пятнадцать музыкантов — не в ансамблях, а индивидуально. И ансамбли там формировались по предложению самих музыкантов. Поступило предложение, чтобы Роджер, Тим и я сыграли сет, — его высказал скрипач и музыкант, создающий звуки с помощью лэптопа, Фил Даррант из Лондона. С этого всё и началось, благодаря ему наше трио и сформировалось. Тогда мы ещё не назывались Konk Pack

Konk Pack Trio
Konk Pack Trio

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Томаса Лена 

Год спустя Тим высказал идею, не стоит ли нам выступить ещё, и тогда, в сентябре 1998 года, мы начали играть под названием Konk Pack. Первые два концерта были в Италии, потом мы играли в Голландии. Из ансамблей, в которых я играю, этот — самый долговечный. Вообще я ценю возможность продолжительного сотрудничества с музыкантами, потому что мне очень интересно, что происходит с такой сущностью, как ансамбль, если долго работать вместе. Интересно, как меняется и развивается эта сущность с точки зрения материала, качества игры. Основная особенность ансамбля изначально задана благодаря инструментальному составу: ударные и два инструмента, играющие через усилитель. Во-первых, это электрогитара, на которой играет Тим Ходжкинсон: небольшая лэп-стил-гитара, которая лежит на столе. Он использует также электронику, устройства для производства звуковых эффектов, он играет на кларнете, но основной его инструмент — гитара. Во-вторых, это синтезатор, на котором играю я. Так что это не акустический ансамбль. Ударная установка — акустический инструмент, но он используется прежде всего для производства шума, а не звуковысотных элементов. То, что производим мы с Тимом, — тоже шум. Я имею в виду не что-то громкое, а качественную характеристику материала. (Изображает голосом характерные шумы: шипение, скрежет и прочее.) Такие абстрактные звуки. Собственно, главное в этом ансамбле — инструментальный состав и личности участников, личности и стиль каждого из нас, соединяющиеся друг с другом. Мне кажется, у нас с самого начала возникло хорошее взаимопонимание. Кроме того, именно с этим ансамблем мы больше всего ездили в турне. А в турне бывает по двенадцать или двадцать концертов. У меня никогда такого не было с другими ансамблями, обычно я играю по четыре-пять концертов в турне с одним ансамблем, а сейчас и того меньше — турне может состоять и всего из двух вечеров, сегодня сложно организовать тур. Мне кажется, в составе Konk Pack мы три или четыре раза съездили в Штаты. В ходе тура мы обсуждали нашу музыку, говорили о том, что нас устраивает и не устраивает, что можно поменять. В других проектах я могу в течение многих лет не обсуждать с музыкантами, что мы играем. Я думаю, эти обсуждения — одно из средств для привнесения изменений, для того, чтобы пробовать новое. Инструментальный состав и само звучание Konk Pack за эти годы не изменились, но изменился подход, мы стали более критически относиться к собственным клише, привычкам. Я рад, что ансамбль по-прежнему существует. Мы иногда думали, не прекратить ли, но всё ещё играем.

Thomas Lehn (photo © Alain Julien)
Thomas Lehn (photo © Alain Julien)

Не могли бы вы сказать несколько слов о других ансамблях, с которыми вы сейчас работаете, тех, которые для вас особенно важны?

— Среди них есть тоже исторические, результаты долгого сотрудничества. Например, дуэт с кёльнским музыкантом-компьютерщиком Маркусом Шмиклером, с которым я познакомился в 1998 году в электро-акустическом оркестре M.I.M.E.O. (Music in Movement Electronic Orchestra). Есть группа TOOT с (трубачом — Г.Д.) Акселем Дёрнером и (вокалистом — Г.Д.) Филом Минтоном, совсем иной ансамбль, чем Konk Pack и чем дуэт с Шмиклером. Проблема с TOOT заключается в том, что никто в группе не занимается организацией концертов, поэтому ничего не происходит. (Смеётся.) У меня есть ощущение, что промоутеры предпочитают новые коллективы. Это очень странно. Получается, что когда у тебя появляется новая группа, ты можешь сыграть где-нибудь концерт. По-моему, это очень глупо. В чём-то я могу понять такой подход, но здесь проявляется неуважение к тому, о чём я говорил раньше: к ситуации, когда у долго работающей группы возникают новые способности, когда что-то происходит благодаря тому, что у тебя есть многолетний опыт. Я вижу преимущества как в группах, существующих давно, так и в новых формациях, собранных к случаю. У обоих вариантов есть большой потенциал. Но с долгосрочными проектами ценно то, что у тебя накапливается большой опыт. Ты уже хорошо знаешь своих партнёров, их словарь, их реакцию и можешь работать, ориентируясь на своё знание.

Кроме этого, я давно работал с Джерри Хемингуэем, американским джазовым барабанщиком. Мы с ним не играли лет семь-восемь, но сейчас он живёт в Швейцарии, и мы думаем, не устроить ли что-нибудь в следующем году. Я работаю с итальянской скрипачкой Тицианой Бертончини — как в дуэте, так и в составе Ensemble Hiatus, занимающегося интерпретацией современной музыки и импровизацией. Этот ансамбль базируется во Франции, в нём играют пять французских музыкантов, три немецких и один итальянский. У участников ансамбля есть опыт работы с нотированным материалом, современной композиторской музыкой и современной импровизационной музыкой. Я всегда хотел заниматься чем-то таким, потому что я начинал как классический пианист, как интерпретатор классической музыки. Но я всю жизнь занимался импровизацией. Мы с Тицианой не только импровизируем, но и работаем с партитурами, с графической нотацией, что-то сочиняем вместе. С ней мы сотрудничаем с 2001—2002 года. Кроме того, мы играем с ней в трио с молодым трубачом Петром Врбой (Petr Vrba) из Праги.

Другие группы… Пытаюсь вспомнить, какие появились недавно. Есть два интересных новых трио, очень разных, оба с (саксофонистом — Г.Д.) Джоном Бутчером. Одно — с (пианистом — Г.Д.) Джоном Тилбери, другое — с (пианистом — Г.Д.) Мэтью Шиппом.

Мы начали играть дуэтом с Роджером, давно об этом думали. Из-за Konk Pack мы не смели играть дуэтом, потому что это вошло бы в конфликт с трио. Но люди сами просили нас, так было уже три раза, так что это даже не наша инициатива. И после Москвы мы едем в Ригу — на тамошнем фестивале нас попросили сыграть дуэтом. Я очень этому рад.

Я уже говорил, что синтезатор мне достался от Роджера. А он купил синтезатор в конце 1970-х или начале 1980-х, чтобы поэкспериментировать, сможет ли он с его помощью обрабатывать звучание ударных. Такое возможно, потому что у синтезатора есть вход для внешнего аудиосигнала. В некоторых ансамблях я занимаюсь обработкой звука инструментов в реальном времени, например, в ансамбле с Мэтью я обрабатываю звук фортепиано. Но для Роджера этот план оказался маловыполнимым, потому что для работы с аналоговым синтезатором нужны руки, чтобы прикасаться к инструменту, вертеть ручки. А как это возможно, если ты одновременно играешь на барабанах?

Roger Turner, Tim Hodgkinson (photo © Olivier Vary)
Roger Turner, Tim Hodgkinson (photo © Olivier Vary)

Синтезатор довольно редко используется в импровизационной музыке. Как вы пришли к идее использовать этот инструмент таким образом?

— Эту историю я рассказываю часто. У этого решения была очень простая, прагматичная причина. Если коротко, то у меня с 1970-х, с подросткового возраста, был синтезатор Minimoog. У меня в моём родном городе была группа, мы играли поп-музыку и рок, танцевальную музыку, потом обратились к краут-року, джаз-року. Я использовал тембр электророяля Rhodes, это был предел моих мечтаний в то время. С 1979 по 1987 год я изучал основы звукорежиссуры и музицирования в Кёльне. «Минимуг» десять или двенадцать лет лежал дома у моих родителей. В 1990 году мы собрали в Кёльне группу под названием Die Klangräumer (это значит «уборщики звука»). Я играл на фортепиано, это было трио в составе фортепиано/контрабас/кларнет или саксофон. Как-то раз у нас должен был состояться концерт в художественной галерее в Кёльне — за очень хорошие деньги по тем временам. Но в галерее не было рояля. Мы решили не терять такую возможность, несмотря на отсутствие рояля, и я подумал, почему бы мне не взять свой «Минимуг» и попробовать, как он звучит в группе. Я взял его, и получилось замечательно. В этой группе мы экспериментировали со звучанием, я играл на препарированном фортепиано, царапал струны. С помощью «Минимуга» можно тоже производить абстрактные звуки, хотя Minimoog — мелодический инструмент, в 1970-х в джазе и роке он использовался как электронный солирующий инструмент. С тех пор я начал работать с «Минимугом», стал использовать его наравне с фортепиано. Потом у меня появился цифровой синтезатор Roland. Но вскоре я отказался от него, он мне не понравился. И тут я узнал от друга, что Роджер собирается продать свой синтезатор EMS. И, конечно, я откликнулся на его предложение, поскольку «Минимуг» довольно тяжелый, хоть и переносной, в кофре он весит 16-17 килограммов, в самолёт его не возьмёшь. А EMS ещё и гораздо более гибок по части создания звуков, пэтчей. У «Минимуга» модули заданы изначально, их нельзя менять, а у EMS ты можешь связывать модули друг с другом, как хочешь. Эта модель EMS называется Synthi AKS, у неё есть секвенсор и четыре модуля, производящих звуки, — три осциллятора и генератор шумов. Другие модули, как, например, ревербератор, меняют звук. Модули можно связывать друг с другом. Возможностей не бесконечное количество, но возможно многое. У этого синтезатора нет клавиатуры, как у фортепиано: есть плоская поверхность, к которой можно прикасаться, и нет изначально настроенных нот, их диапазон можно настраивать в зависимости от напряжения. Очень гибкая система, что дополнительно хорошо в сочетании с весом и размером. Этот инструмент легко можно взять в самолёт, с ним легко путешествовать, и в этом его большая ценность…

ВИДЕО: Konk Pack @ Area Sismica (Италия)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.