Трубач Аксель Дёрнер: «Я уже не использую слово «традиция», для меня это просто иной взгляд»

0
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

interview1 декабря в культурном центре «Дом» состоится завершающий концерт фестиваля «Джаз осенью — Impro»,  организованного Гёте-Институтом в Москве. В концерте участвуют японский гитарист Кадзухиса Учихаши и DDK Trio — трубач Аксель Дёрнер (интервью с ним см. далее), пианист Жак Демьерр и аккордеонист Йонас Кохер.

DDK Trio
DDK Trio

Кадзухиса Учихаши играет с отрочества, однако первые десять с лишним лет творческой жизни были отданы преимущественно поп-музыке, рок-н-роллу и — с некоторого момента — джазу. Переломным для Учихаши стал 1983 год, когда гитарист открыл для себя мир свободной импровизации. Он стал исследовать различные приспособления для расширения возможностей электрогитары, изучать звук и шум.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE

Помимо гитары, Учихаши владеет инструментом под названием даксофон, изобретенным немецким гитаристом Хансом Райхелем. С 1994 по 1997 был участником группы Ground Zero, созданной известным японским экспериментатором Отомо Йошихидэ. Этот ансамбль в качестве исходного материала для своих радикальных импровизаций избирал не только джазовые стандарты, препарируя их самым неожиданным образом, но и фрагменты китайской революционной оперы или корейскую народную мелодию. Среди партнеров Учихаши, бывших и настоящих — многие выдающиеся импровизаторы, в том числе Петер Брётцманн, Фред Фрит, Том Кора, Юджин Чедборн, Шелли Хёрш, а также корейская исполнительница на многострунном щипковом инструменте под названием кайагым Пак Сунн А. Музыкант является также пропагандистом импровизационной музыки в Японии и мире, проводит семинары по импровизации в рамках проекта New Music Action. Некоторое время он организовывал в родном городе Осака фестиваль Beyond Innocence, кроме того, выпускает диски импровизационной музыки на собственных лейблах.

Kazuhisa Uchihashi (photo © Kirill Polonsky)
Kazuhisa Uchihashi (photo © Kirill Polonsky)

Во втором отделении играет DDK Trio — довольно молодой проект немца Акселя Дёрнера и швейцарцев Жака Демьерра и Йонаса Кохера.

Axel Dörner
Axel Dörner

Трубач Аксель Дёрнер описывает суть трио с помощью простой схемы: фортепиано — клавишный инструмент (преимущественно, хотя Жак Демьерр активно пользуется струнами рояля как самостоятельным источником звука), труба — духовой инструмент, аккордеон — одновременно и духовой, и клавишный (точности ради скажем, что Йонас Кохер играет на кнопочном аккордеоне, но сути это не меняет). Нельзя сказать, чтобы музыканты сознательно избегали, условно говоря, общепринятых звуков — напротив, труба Дёрнера нередко звучит как труба, а рояль Демьерра — как рояль. Но конвенциональные звуки рождаются среди неконвенциональных, и то, что можно записать нотами, является в музыке трио событием такого же рода, что и, например, качание мехов аккордеона или рычание Дёрнера в трубу.

Карьера Дёрнера началась в 1990-х годах. Помимо свободной импровизации, он иногда участвует в ансамблях, играющих бибоп, сочиняет произведения для различных составов (чаще всего с участием трубы); однако основным его направлением стала именно свободная импровизация. Некоторые ансамбли, в которых работает Дёрнер, существуют уже много лет — например, квартет Die Enttäuschung, проект Monk’s Casino с участием Александра фон Шлиппенбаха, посвященный наследию Телониуса Монка, духовое трио The Contest of Pleasures с Джоном Бутчером и Ксавье Шарлем, трио Toot с Томасом Леном и Филом Минтоном. Немало у Дёрнера и дуэтов, как это часто бывает у музыкантов, занимающихся свободной импровизацией, — с ударниками, струнниками, духовиками, в том числе трубачами. Не обошлось и без работы в больших оркестрах, каковых было и есть немало на европейской импровизационной сцене: это и Globe Unity Orchestra и Berlin Contemporary Jazz Orchestra фон Шлиппенбаха, и The London Jazz Composers Orchestra, и New Jazz Orchestra японского гитариста Отомо Йосихидэ. Помимо всего вышеперечисленного, важное место в творчестве Дёрнера занимает игра на трубе с использованием компьютерной обработки звука.

Старший в трио, Жак Демьерр, известен и как пианист, и как композитор. Первые его произведения, в том числе для джазового биг-бэнда, относятся к середине 1980-х годов. Среди его работ, которых насчитывается более ста, — сочинения для фортепиано соло и тридцати фортепиано, для скрипки и гитары, для флейты и кларнета, для фисгармонии, для ансамбля акустических инструментов и электроники. Важнейшее место в его творчестве занимают произведения для голоса, причем прежде всего — для декламации. Среди его партнеров по импровизации — ведущие европейские музыканты, некоторые из них выступают в других проектах в рамках нынешнего фестиваля — в том числе виолончелистка Оккён Ли, контрабасисты Барри Гай и Барр Филлипс, певица Сайнхо Намчылак. В отдельных проектах Демьерр играет на спинете — разновидности клавесина.

Сценическая деятельность самого молодого участника трио, аккордеониста Йонаса Кохера, началась в 2000-х годах. Кохер работает преимущественно на стыке различных видов искусства, его интересует соединение музыки — как сочиненной заранее, так и импровизированной — с авангардным театром и художественными инсталляциями. Для осуществления мероприятий, где возможно было все это сочетать, Кохер организовал ассоциацию BRUIT (от французского слова со значением «шум»). Но и чисто звуковые, то есть музыкальные выступления в рамках этой ассоциации тоже случаются — в частности, концерты трио с Демьерром и Дёрнером.

Впрочем, можно сказать, что в игре DDK Trio театр тоже присутствует: звуки и паузы здесь можно воспринимать как сценические события. Концерт-спектакль этих трех разносторонних мастеров станет достойным завершением фестиваля.

1 декабря. Начало в 20:00
Культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел.: 8(495)953-7236
Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1000 рублей; в день концерта — 1300 рублей.

Перед выступлением в Москве трубач Аксель Дёрнер ответил на вопросы обозревателя «Джаз.Ру» Григория Дурново.


Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
GD

В чём специфика вашего трио с Жаком Демьерром и Йонасом Кохером?

— У каждого из них индивидуальный подход к инструменту. Каждый разработал свой уникальный язык. У нашего трио очень интересный инструментальный состав: фортепиано — преимущественно клавишный инструмент, труба — духовой инструмент, а аккордеон — посередине, он и клавишный, и духовой.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Акселя Дёрнера 

Раз уж вы сказали об инструментальном составе, не могу не спросить, что для вас важнее: личность музыканта, с которым вы играете, инструмент, на котором он играет, — или же одинаково важно и то, и другое?

— Конечно, важнее личность, её проявление в музыке. В конце концов, очень интересную музыку можно играть на любом инструменте. Но когда ты уже хорошо знаком с личностью в музыкальном плане, выбор инструмента тоже начинает играть роль.

Могли бы вы сказать несколько слов о проектах, в которых сейчас принимаете участие? О самых основных из них?

— Это очень сложно, потому что иногда один ансамбль становится более важным, потому что с ним я работаю чаще, иногда другой. Некоторые могу упомянуть. Есть трио Toot с Филом Минтоном и Томасом Леном. Квартет Die Enttäuschung с Руди Махаллем, Яном Родером и барабанщиком. Есть проект Monk’s Casino, в котором этот квартет играет с Александером фон Шлиппенбахом. Barcelona Series — там со мной играют Свен-Оке Юханссон и Андреа Нойманн. The Contest of Pleasures с Джоном Бутчером и Ксавье Шарлем. Дуэт с барабанщиком Тони Баком, трио с Паулем Ловенсом и Кевином Драммом. И множество других. Не все они играют одинаково часто. Мне продолжить перечислять?

Axel Dörner
Axel Dörner

Значит ли это, что у вас нет одного-двух-трёх постоянных составов, с которыми вы часто играете, и что вы постоянно играете много с кем — то с одними, то с другими?

— Ансамблей много. Но они все — постоянные. Например, Die Enttäuschung существует уже двадцать лет, Toot и The Contest of Pleasures — пятнадцать лет. И все они выступают более или менее регулярно. Бывает турне с одним ансамблем, потом один концерт с другим и так далее. И во всех этих ансамблях существует один очень важный принцип — отсутствие иерархии. Нет бэндлидера и сайдменов, как часто бывает в джазе.

А есть ли среди этих ансамблей совсем новые, появившиеся несколько лет назад?

— Да, например, Die Anreicherung с Яном Родером, Ховардом Вийком на рояле и Кристианом Лиллингером. Трио TIN с Домиником Лэшем и Роджером Тёрнером. Есть и другие.

Многие импровизаторы, с которыми мне приходилось говорить, придают большое значение дуэту как виду ансамбля. Вы упомянули всего один дуэт, значит ли это, что для вас этот формат имеет не такое большое значение?

— Мне следовало бы упомянуть больше. Я со многими играю в дуэтах. Помимо упомянутого дуэта с Тони Баком, я собираюсь сыграть в дуэте с перкуссионистом Буркхардом Байнсом, недавно я играл с… одну секунду… японским гитаристом, его зовут Рюити Дайдзо. Я играл дуэтом с Тристаном Хонсингером, с тубистом Робином Хейвордом. Есть дуэты трубачей — с Мазеном Кербаджем, Джейкобом Уиком. В общем, дуэтов очень много, и играю я в дуэтах довольно часто.

Играете ли вы сейчас также на фортепиано?

— Играл раньше, но это было давно. Единственный раз, когда я его использовал в последнее время, — это когда в Monk’s Casino Алекс играл на трубе, у нас есть одна такая композиция на альбоме. Но это исключение. Зато я исследую электронику. С помощью берлинского специалиста по программному обеспечению я использую электронные приспособления на компьютере, которые обрабатывают звук трубы. Мы вместе занимаемся этим уже пятнадцать лет.

Возможно ли в Германии зарабатывать на жизнь той музыкой, которую вы играете?

— Хороший вопрос. (Смеётся.) Мне удаётся выживать и зарабатывать на жизнь, но это не просто и становится всё труднее из-за экономической ситуации в Европе. Думаю, немногие способны зарабатывать такой музыкой на жизнь.

Вы не только участвуете в проектах, посвящённых свободной импровизации, но играете также бибоп и композиторскую музыку. Эти направления имеют для вас такое же значение, как и свободная импровизация, или участие в таких проектах происходит лишь изредка?

— Я очень любознательный человек, меня интересует многое. Раньше участвовать в более, так сказать, традиционном ансамбле, а потом играть тихую абстрактную импровизацию — это составляло проблему. Это казалось сложным. Но теперь ко всем музыкальным направлениям я подхожу одинаково. Я могу воспринимать музыку по-разному. Я уже не использую слово «традиция», для меня это просто иной взгляд. Все эти разные направления сосуществуют. Я не разделяю их больше, а скорее наоборот, объединяю. Конечно, разная музыка может звучать по-разному для слушателя, например, Monk’s Casino и трио с Жаком Демьерром и Йонасом Кохером. Но для меня всё это — части одного и том же.

Значит ли это, что вы можете в рамках одного концерта исполнять совсем разную музыку?

— Чтобы смешивать, нужны музыканты, которые хотят того же. Если в трио с Жаком Демьерром и Йонасом Кохером я начну играть мелодию, думаю, это не будет соответствовать общей идее. Мы в этом трио не занимаемся смешиванием. А вот, например, когда я играю в ансамбле, о котором ещё не упоминал, квартете Hook, Line & Sinker с Тристаном Хонсингером, Тобиасом Делиусом и Антонио Боргини, мы там смешиваем разное, там возможно начать играть мелодию или даже разговаривать. Так что всё зависит от идеи ансамбля. Иногда в смешении нет необходимости, а гораздо интереснее использовать минималистский подход. Для смешения необходим плюралистский подход, использование разных точек зрения. В минималистском произведении всё это тоже есть, но это так просто не услышишь.

Вам приходилось играть и в больших импровизационных оркестрах. Можете рассказать об этом опыте?

— Я играл, например, в ансамбле Криса Бёрна в 1990-х годах, в группе Phosphor, в Globe Unity Orchestra и многих других больших ансамблях. Сходство их опять же в отсутствии иерархии. В музыкальном смысле там у каждого было много свободы.
ВИДЕО: DDK Trio, 2014

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.