ВНИМАНИЕ: это материал 2017 года. О джазовых номинантах Grammy-2018 см.:
NEW: Навстречу 60-й церемонии вручения премии «Грэмми»: джазовые номинанты 2018 года
NEW: Джазовый подкаст от «Джаз.Ру», посвящённый двум двойным джазовым лауреатам «Грэмми»-2017
12 февраля 2017 (точнее, глубокой ночью на 13 февраля по московскому времени) в Лос-Анджелесе в пятьдесят девятый раз вручили премии Академии звукозаписи США. По статуэткам бронзовых граммофончиков, олицетворяющим премию, она известна на весь мир как «Грэмми». По статуту премии, Grammy вручают не за цифры продаж (ну, по крайней мере в теории это так), а за уважение, которое вызвали конкретные записи (пластинки, диски, видео…) у Академии звукозаписи (National Academy for Recording Arts and Sciences, NARAS) — общественной организации, охватывающей несколько тысяч профессионалов музыкальной индустрии. Члены Академии — музыканты, продюсеры, звукорежиссёры, преподаватели музыки, музыкальные критики и т.п. Любой член Академии голосует не во всех 84 категориях, по которым присуждаются граммофончики. Каждый специалист может голосовать только за те номинации, в которых считают себя «экспертом» (не более 20 из 84 категорий в общем списке); так, в джазовых категориях на финальной стадии голосует около полутора тысяч профессионалов. Таким образом, как минимум в теории, Grammy — это знак признания высокого творческого и технического уровня конкретных записей (треков, альбомов, бокс-сетов — «коробочных» собраний дисков, а также музыкальных видео и т. п.) не слушателями, а самой музыкальной индустрией, коллегами, специалистами. «Джаз.Ру» всегда пристально следит за Grammy, так как выбор джазовых лауреатов — это, в конечном счёте, тот имидж джазового сектора музыкальной индустрии, который видит сама музыкальная индустрия. Вот так американское музыкальное сообщество представляет себе мировой джаз. Вот это для музыкальной индустрии — значимые записи. Не больше, но и не меньше.
В списках номинантов лауреат (победитель) выделен жирным шрифтом и идёт первым в списке по своей категории.
Жанровое поле «Джаз»
Категория 31 «Лучшее импровизационное джазовое соло»
- «I’m So Lonesome I Could Cry» — John Scofield. Трек из альбома: «Country For Old Men». Лейбл: Impulse! [СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ]
- «Countdown» — Joey Alexander, трек из альбома: «Countdown». Лейбл: Motema Music
- «In Movement» — Ravi Coltrane. Трек из альбома: «In Movement» (Jack DeJohnette, Ravi Coltrane & Matthew Garrison). Лейбл: ECM
- «We See» — Fred Hersch. Трек из альбома: «Sunday Night At The Vanguard» (The Fred Hersch Trio). Лейбл: Palmetto Records
- «I Concentrate On You» — Brad Mehldau. Трек из альбома: «Blues And Ballads» (Brad Mehldau Trio). Лейбл: Nonesuch
Категория 32. «Лучший джазовый вокальный альбом»
- «Take Me To The Alley» — Gregory Porter. Лейбл: Blue Note [СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ]
- «Sound Of Red» — René Marie. Лейбл: Motema Music
- «Upward Spiral» — Branford Marsalis Quartet With Special Guest Kurt Elling. Лейбл: Okeh
- «Harlem On My Mind» — Catherine Russell. Лейбл: Jazz Village
- «The Sting Variations» — The Tierney Sutton Band. Лейбл: BFM Jazz
ДАЛЕЕ — продолжение полного списка джазовых лауреатов Grammy в этом году…
Категория 33. Лучший джазовый инструментальный альбом
- «Country For Old Men» — John Scofield. Лейбл: Impulse! [СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ]
- «Book Of Intuition» — Kenny Barron Trio. Лейбл: Impulse!
- «Dr. Um» — Peter Erskine. Лейбл: Fuzzy Music
- «Sunday Night At The Vanguard» — The Fred Hersch Trio. Лейбл: Palmetto Records
- «Nearness» — Joshua Redman & Brad Mehldau. Лейбл: Nonesuch
Категория 34. Лучший альбом большого джазового ансамбля (оркестра)
- «Presidential Suite: Eight Variations On Freedom» — Ted Nash Big Band. Лейбл: Motema Music
- «Real Enemies» — Darcy James Argue’s Secret Society. Лейбл: New Amsterdam Records
- «MONK’estra, Vol. 1» — John Beasley. Лейбл: Mack Avenue Records
- «Kaleidoscope Eyes: Music Of The Beatles» — John Daversa. Лейбл: BFM Jazz
- «All L.A. Band» — Bob Mintzer. Лейбл: Fuzzy Music
Категория 35. Лучший альбом латин-джаза
- «Tribute To Irakere: Live In Marciac» — Chucho Valdés. Лейбл: Jazz Village
- «Entre Colegas» — Andy González. Лейбл: Truth Revolution Records
- «Madera Latino: A Latin Jazz Perspective On The Music Of Woody Shaw» — Brian Lynch & Various Artists. Лейбл: Hollistic Musicworks
- «Canto América» — Michael Spiro/Wayne Wallace La Orquesta Sinfonietta. Лейбл: Patois Records
- «30» — Trio Da Paz. Лейбл: Zoho
Традиционно много имён джазовых номинантов было и в иных категориях.
Категория 11. «Лучший современный инструментальный альбом» (бывший «Лучший альбом современного джаза»)
Здесь шла довольно сильная борьба между артистами, имеющими джазовые корни и работающими в смежных с джазом жанрах:
- «Culcha Vulcha» — Snarky Puppy. Лейбл: Ground Up Music
[СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ] - «Human Nature» — Herb Alpert. Лейбл: Herb Alpert Presents
- «When You Wish Upon A Star» — Bill Frisell. Лейбл: Okeh Records
- «Way Back Home: Live From Rochester, NY» — Steve Gadd Band. Лейбл: BFM Jazz
- «Unspoken» — Chuck Loeb. Лейбл: Shanachie Entertainment
Категория 59. «Лучший сборный саундтрек для визуальных медиа» (бывший «Лучший саундтрек для кино»)
Здесь из пяти номинантов к джазу имеет отношение один, он и победил:
- «Miles Ahead» (Miles Davis & Various Artists) — продюсеры Steve Berkowitz, Don Cheadle & Robert Glasper. Лейбл: Columbia/Legacy
Категория 62. «Лучшая инструментальная композиция»
Здесь трое «наших», и один из них победил — саксофонист Тед Нэш и его оркестр с суперсерьёзной, суперполитической сюитой про свободу, президентов и т.п. высокие материи :
- «Spoken At Midnight» — Ted Nash, композитор (Ted Nash Big Band). Трек из альбома: «Presidential Suite: Eight Variations On Freedom». Лейбл: Motema Music
- «The Expensive Train Set (An Epic Sarahnade For Double Big Band)» — Tim Davies, композитор (Tim Davies Big Band). Трек из альбома: «The Expensive Trainset». Лейбл: Origin Records
- «Flow» — Alan Ferber, композитор (Alan Ferber Nonet). Трек из альбома: «Roots & Transitions». Лейбл: Sunnyside Communications, Inc.
Категория 63. Лучшая аранжировка — инструментальная или хоровая
- «You And I» — Jacob Collier, аранжировщик (Jacob Collier). Трек из альбома: «In My Room». Лейбл: Membran
От редакции: строго говоря, Джейкоб Коллиер — вокалист соул-направления, и альбом содержит в основном соул, но конкретно этот трек [СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ] — миленькая аранжировка a cappella, в которой все голоса спеты самим Коллиером; вполне может быть засчитано как современный джаз. - «Ask Me Now» — John Beasley, аранжировщик (John Beasley). Трек из альбома: «MONK’estra, Vol. 1». Лейбл: Mack Avenue Records
- «Good «Swing» Wenceslas» — Sammy Nestico, аранжировщик (The Count Basie Orchestra). Трек из альбома: «A Very Swingin’ Basie Christmas!». Лейбл: Concord Jazz
- «Linus & Lucy» — Christian Jacob, аранжировщик (The Phil Norman Tentet). Трек из альбома: «Then & Now: Classic Sounds & Variations Of 12 Jazz Legends». Лейбл: Mama Records
- «Lucy In The Sky With Diamonds» — John Daversa, аранжировщик (John Daversa). Трек из альбома: «Kaleidoscope Eyes: Music Of The Beatles». Лейбл: BFM Jazz
- «We Three Kings» — Ted Nash, аранжировщик (Jazz At Lincoln Center Orchestra With Wynton Marsalis). Трек из альбома: «Big Band Holidays». Лейбл: Blue Engine Records
Категория 64. Лучшая аранжировка — инструменты и голоса
- «Flintstones» — Jacob Collier, аранжировщик (Jacob Collier). Трек из альбома: «In My Room». Лейбл: Membran
От редакции: см. примечание к предыдущей категории. Здесь к забавной хоровой аранжировке, виртуозно распетой и разбитбоксенной Коллиером на десятки голосов, добавляется… духовая мелодика, на которой сыграно качественное джазовое соло. И это — видимо — достаточное основание, чтобы номинировать этот трек в вокально-инструментальной категории! [СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ] - «Do You Hear What I Hear?» — Gordon Goodwin, аранжировщик (Gordon Goodwin’s Big Phat Band Featuring Take 6). Трек из альбома: «A Big Phat Christmas — Wrap This!» Лейбл: Music Of Content
- «Do You Want To Know A Secret» — John Daversa, аранжировщик (John Daversa Featuring Renee Olstead). Трек из альбома: «Kaleidoscope Eyes: Music Of The Beatles». Лейбл: BFM Jazz
- «I’m A Fool To Want You» — Alan Broadbent, аранжировщик (Kristin Chenoweth). Трек из альбома: «The Art Of Elegance». Лейбл: Concord Records
- «Somewhere (Dirty Blvd) (Extended Version)» — Billy Childs & Larry Klein, аранжировщики (Lang Lang Featuring Lisa Fischer & Jeffrey Wright). Трек из альбома: «New York Rhapsody». Лейбл: Sony Classical
Наконец, в категории 67 («Лучшая статья для альбома») в этом году фигурирует одна джазовая строка — и это победитель:
- «Sissle And Blake Sing Shuffle Along» — Ken Bloom & Richard Carlin, авторы текста буклета (Eubie Blake & Noble Sissle). Лейбл: Harbinger Records/The Musical Theater Project.
«Категория 62. «Лучшая инструментальная композиция»
Здесь трое «наших», и один из них победил — саксофонист Тед Нэш и его оркестр с суперсерьёзной, суперполитической сюитой про свободу, президентов и т.п. высокие материи :» (c) джаз.ру
Не совсем понял — что значит «наших»? Русских? И почему в кавычках?
Нет, Дмитрий. Не русских. Мы бессильны Вам объяснить, если Вы сами не понимаете.
Извините, я не умею читать мысли.
Никто и не ожидал — это такая инсайдерская шутка. Если Вы не инсайдер, Вы могли понять её только путём экстраполяции из контекста, а это действительно сложно.
Наших — значит, джазовых. В кавычках — потому что не русских. Примерно так ;-)
А, тогда понятно. Теперь точно ничего можете не объяснять. Как всегда, всё печально. А я уж было понадеялся… Молодой ещё видать… Короче, простите за наглость.
Ждем комментариев редакции к победившим альбомам и композициям.
Следите за соцсетями отдельных членов редакции — кто-то наверняка где-то что-то выскажет. Но никакого единого мнения редакции по поводу каждого трека у нас нет, тут редакция джазового журнала, а не ЦК КПСС ;-)