Пионер джаз-рока и фьюжн — гитарист Ларри Кориелл (1943-2017)

0
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
фото: автор; архив редакции; Павел Корбут
CM

inmemoriamКак сообщила поздним вечером 20 февраля пресс-служба фирмы грамзаписи Savoy Jazz, 19 февраля в Нью-Йорке скоропостижно скончался гитарист Ларри Кориелл (Larry Coryell). Он умер во сне в гостиничном номере: 73-летний музыкант находился в Нью-Йорке на гастролях. Ещё 17 и 18 февраля он отыграл два шоу в знаменитом джаз-клубе Iridium, ставшие последними выступлениями в его жизни.

Ларри Кориелл, 2014 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Ларри Кориелл, 2014 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Кориелла называли первопроходцем джаз-рока и фьюжн в гитарной игре: в 60-е годы прошлого столетия он был среди первых гитаристов, соединявших в единой новой стилистике влияния электрического звука и плавающей звуковысотности рок-музыки, угловатую и острую фразировку чикагского гитарного блюза и монотонно-острую ритмику кантри с разработанными электрогитаристами джаза 1940-50-х годов методами приложения импровизационного языка бибопа /пост-бопа к игре на электрической гитаре. Впрочем, джаз-рок и фьюжн оказались только одной из глав в творчестве Ларри: он изумительно играл также и на традиционной акустической гитаре, а его стилистический диапазон простирался от академической музыки до чистого джаза.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM

Ларри Кориелл родился 2 апреля 1943 года в городе Галвестон, штат Техас, но вырос на крайнем Северо-Западе США, в штате Вашингтон. Музыкой он начал заниматься с раннего детства, играл на фортепиано и на гитаре (акустической, а позже и на электроинструменте), подростком играл в рок-н-ролльных группах в городке Якима среди отрогов Каскадного хребта. Потом был Сиэтл, где Ларри учился на журналиста в Университете штата Вашингтон, и игра в самой популярной группе города The Dynamics. В 1965 г. Кориелл переехал в Нью-Йорк, где сразу же попал в квинтет известного джазового барабанщика Чико Хэмилтона (там он сменил в должности гитариста венгерского эмигранта-новатора Габора Сабо) и дебютировал с этим коллективом в грамзаписи (альбом Хэмилтона «The Dealer», 1966). В Нью-Йорке Кориелл стал одним из основателей группы The Free Spirit, которую считают одной из первых групп джаз-рокового движения: на самом деле это был любительский джазовый коллектив, который благодаря опыту Кориелла в рок-звучаниях сразу же заметно «потяжелел» в звуке.

Ларри Кориелл, начало 1970-х
Ларри Кориелл, начало 1970-х

Первый альбом этой группы «Out Of Sight And Sound» пользовался определенным успехом в Нью-Йорке, но концертов она дала считанные единицы, и в 1967 г. Кориелл покинул её, чтобы записываться с другой молодой звездой — вибрафонистом Гэри Бёртоном, с которым тоже разрабатывал своеобразную версию прото-фьюжн — соединение джаза, рок-ритмов и кантри.
ВИДЕО: Ларри Кориелл и Гэри Бёртон играют пьесу «General Mojo’s Well-Laid Plan» в Берлине, 1967

ДАЛЕЕ: продолжение биографии Ларри Кориелла

К 1969 г. джаз-роковая стилистика в игре Ларри окончательно оформилась: он записал «крышесносящий» альбом «Spaces» вместе с британским гитаристом Джоном Маклафлином, который в это время играл у Майлза Дэйвиса и тоже разрабатывал возможности электрических звучаний в джазовой импровизации. Альбом, как считают специалисты, предвосхитил большинство идей, разрабатывавшихся гитаристами в джаз-роке и фьюжн 1970-х гг. В том же 1969 г. Кориелл создал собственную группу Foreplay, в которую вошёл также пианист Майк Мэндел, с которым он играл ещё в Сиэтле. К 1972 г. группа разрослась, стала называться Eleventh House и выпустила несколько джаз-роковых альбомов, лучшим из которых считается первый — «Introducing the Eleventh House».

Ларри Кориелл в московском «Ле Клубе», 2004, с басистом Грегори Джонсом (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Ларри Кориелл в московском «Ле Клубе», 2004, с басистом Грегори Джонсом (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В 1975 г. Кориелл внезапно отказался от электрического инструмента и погрузился в эксперименты с акустической гитарой, играя в интересных дуэтах и трио с другими гитаристами (среди которых были Филип Катерин, Эмили Ремлер, Джон Маклафлин и Джон Скофилд). В 1979-м сотрудничество с Маклафлином переросло в знаменитое трио с суперзвездой фламенко-гитары Пако де Лусией, но Кориелл совершил с этим трио только один короткий тур — нараставшие персональные проблемы (злоупотребление алкоголем, от которого он полностью отказался только к концу прошлого столетия) привели к тому, что в трио его сменил Эл ДиМеола, и два легендарных концертных альбома трио выпустило без Кориелла.
ВИДЕО: John McLaughlin, Larry Coryell, Paco De Lucía – Meeting of the Spirits (1979)

В середине 1980-х Ларри вернулся к электрогитаре и фьюжн-звучаниям, и более четверти века соблюдал в своих выступлениях интригующий баланс между джаз-роком, джазом, фламенко и классической музыкой (интересно, что в середине 1980-х Кориелл выпустил, например, два альбома со своими интерпретациями музыки Игоря Стравинского).
ВИДЕО: 2007, сольное выступление Ларри Кориелла с акустической гитарой

В октябре 2016 на лейбле Cleopatra Records вышел его последний прижизненный альбом «Barefoot Man: Sanpaku», а на 2 июня намечен релиз альбома «Seven Secrets», записанного составом возрождённой группы Eleventh House, с которой Ларри планировал этим летом отправиться на гастроли. При этом он продолжал работать над композиторскими работами в области академической музыки: в последние годы он написал несколько опер, литературной основой которых стали романы «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого, а также «Улисс» Джеймса Джойса.

Ларри Кориелл, 2014 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Ларри Кориелл, 2014 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Не могу не завершить биографический очерк на личной ноте. Кориелл много раз бывал в России, выступал в Москве и других городах (вот, например, репортаж с его выступления 2004 г.). В ноябре 2014 вашему корреспонденту в качестве ведущего концерта довелось представлять Ларри и его ансамбль на сцене фестиваля GG Jazz в Краснодаре, а затем мы провели вечер за ужином, беседуя обо всём на свете. Кориелл был умным, начитанным, неравнодушным и очень открытым человеком. Общение с ним не вылилось в интервью, о чём я жалею до сих пор, но осталось в памяти как одно из самых важных впечатлений целого десятилетия…

Кирилл Мошков и Ларри Кориелл, 2014 (фото © Павел Корбут)
Кирилл Мошков и Ларри Кориелл, 2014 (фото © Павел Корбут)

ВИДЕО: Трио Ларри Кориелла (басист Виктор Бэйли и барабанщик Ленни Уайт) на фестивале «Триумф джаза» в Москве, 2006, съёмки телеканала «Культура»

Предыдущая статьяЛегенда советского джаза гитарист Николай Громин (1938-2017)
Следующая статья«Джаз.Ру», избранное. Юрий Маркин: «Играть джаз мне было интересно, потому что это живая музыка»
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.