Легенда советского джаза гитарист Николай Громин (1938-2017)

2
Константин Волков KW

inmemoriam17 февраля 2017 в Копенгагене скончался легендарный гитарист советского джаза Николай Громин. Ему было 78 лет. Музыкант жил в столице Дании с начала 1980-х гг., переехав в североевропейскую страну в связи с созданием семьи с подданной Датского королевства.

Николай Громин на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2004 г. (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Николай Громин на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2004 г. (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Николай Громин (Нестеров) родился в Москве 1 октября 1938 г. Его образование и основная работа долго не были связаны с музыкой: в 1963 он окончил Институт народного хозяйства (ныне РЭУ им. Плеханова), впоследствии дорос до учёной степени кандидата экономических наук. Тем не менее джаз был важнейшей частью его жизни: Громин принадлежал к поколению джазменов, выдвинувшихся на первые роли в советском джазе в начале 60-х. Ещё в институтской самодеятельности он одним из первых в Москве играл современный джаз на электрогитаре, в 1961 г. с ансамблем пианиста Вадима Сакуна выступал на джаз-фестивале в Таллине. Осенью 1962 г. он был в составе первого советского «джазового десанта» на зарубежном джазовом фестивале — в Варшаве на Jazz Jamboree-62 в секстете Вадима Сакуна с участием молодых Алексея Козлова (ещё на баритон-саксофоне) и Андрея Товмасяна на трубе.
СЛУШАЕМ: секстет Вадима Сакуна на Jazz Jamboree-62 играет пьесу Алексея Козлова «Осенние размышления».
Соло: Николай Громин (гитара), Алексей Козлов (баритон-саксофон), Вадим Сакун (фортепиано).
httpv://www.youtube.com/watch?v=iRKXt7thaic

Николай Громин выступал на эпохальных Московских фестивалях джаза 60-х, зафиксировавших творческий подъём послевоенного советского джазового поколения.

Квартет Николай Громина на сцене Московского джаз-фестиваля 1965 г. (фото © Михаил Кулль)
Квартет Николай Громина на сцене Московского джаз-фестиваля 1965 г. (фото © Михаил Кулль)

На пластинке «Джаз-65», записанной в студии уже после Московского джаз-фестиваля 1965 г., было три трека в исполнении квартета Николая Громина (Михаил Цуриченко — альт-саксофон, Алексей Исплатовский — контрабас, Владимир Журавский — ударные).
СЛУШАЕМ: квартет Николая Громина играет его авторскую пьесу «Коррида»
httpv://www.youtube.com/watch?v=0vFs4sC7jRk

ДАЛЕЕ: продолжение биографии гитариста Николая Громина — дуэт с Алексеем Кузнецовым, альбомы на «Мелодии», переезд в Копенгаген и приезды в Москву 

В 60-х Громин играл также в составе квартета альт-саксофониста Георгия Гараняна, с которым также много выступал на зарубежных фестивалях. В начале 70-х создал дуэт с более молодым гитаристом Алексеем Кузнецовым, просуществовавший полтора десятилетия.

Николай Громин, Алексей Кузнецов, 1978 (фото © Владимир Лучин)
Николай Громин, Алексей Кузнецов, 1978 (фото © Владимир Лучин)

Дуэт записал два виниловых альбома: «Джанго» («Мелодия», 1978) и «Десять лет спустя» («Мелодия», 1988), которые в 1999 г. были переизданы на CD лейблом Boheme Music под названием «Верные друзья».

Обложки виниловых релизов дуэта Громин-Кузнецов (1978 и 1988)
Обложки виниловых релизов дуэта Громин-Кузнецов (1978 и 1988)

Один из ведущих советских джазовых критиков Алексей Баташёв писал в статье для буклета этого переиздания:

ОБЛОЖКА CD…В 1978 году «Мелодия» записала их первый долгоиграющий диск, да ещё с американским репертуаром, что в пору расцвета застоя было настоящей сенсацией. Меня попросили написать аннотацию, это тоже стало необъяснимым дебютом. Вскоре состоялся памятный «Фестиваль Советской Эстрадной и Джазовой Музыки», там с джазом было строго, дуэт исполнил песенку Тихона Хренникова из фильма «Верные друзья», номер попал на сборную пластинку, и никто не мог предположить, насколько символическим оказался его титул. Дуэт — единственный ансамбль, который сохранился с той богатырской эпохи.

Творчество обоих «гитарных сердец» (так они назвали себя в автографе на вышедшем сольнике) шло вдоль биографических параллелей. В середине 60-х у обоих родилось по сыну и соответственно по музыкальному посвящению этому событию. У Громина это называлось «Здравствуй, Иван», у Кузнецова — «Алёша». В преддверии своих серебряных свадеб оба сделали новые приношения, но уже по женским адресам. У Алексея появилась пьеса «Елена и Маргарита» (вместо имени Мастера он поставил имя дочери), у Николая — пьеса «Карэн» (посвященные знали, что ударение приходилось не на второй слог, как в армянском мужском, а на первый, как в датском женском).

Вот тут и было расхождение. В начале 80-х Николай переехал в Копенгаген, но каждую осень оказывался в Москве — повидать маму, близких, поиграть с Кузнецовым, что всегда походило на беседу двух долго не видевшихся друзей. А рассказывать им было что. Кузнецов стал душой концертов «Джаз плюс джаз» в Олимпийской деревне, у него почти каждый год выходило по пластинке. Громину довелось играть в легендарном [европейском] бэнде Тэда Джонса, участвовать в Западноберлинском джаз-фестивале, Кузнецову — в экзотическом джаз-фестивале в Бомбее. Громин собрал свой ансамбль и получил постоянную работу в одном из копенгагенских джаз-клубов […] Громин вошел в число первых гитаристов Дании, Кузнецова каждый год избирали лучшим гитаристом нашей страны. И оба ждали встречи друг с другом. Десять лет спустя после первого альбома они записали второй…

СЛУШАЕМ: Алексей Кузнецов и Николай Громин «Blues for Valery», из альбома «Спустя десять лет» (ВФГ «Мелодия», 1989)
httpv://www.youtube.com/watch?v=t4cb2DMKhn0

Кстати, в самом первом выпуске нашего издания — оно называлось ещё не «Полный Джаз», а просто «Обзор джазовой жизни» — осенью 1998 г. мы писали об одном из нечастых приездов Николая Громина на Родину!

Николай Громин и Алексей Кузнецов в старом помещении «Джаз Арт клуба», 1999 (архив «Джаз.Ру»)
Николай Громин и Алексей Кузнецов в старом помещении «Джаз Арт клуба», 1999 (архив «Джаз.Ру»)

Одно из самых запомнившихся выступлений Николая Громина в Москве в современную эпоху состоялось на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2004 г. Там и были сделаны первая и последняя фотография этого очерка.

Николай Громин на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2004 г. (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Николай Громин на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2004 г. (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)




реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Вот и еще один кусочек от сердца отломился…
    Коля так много значил для нас, кто в 60-х так без оглядки погрузился в море джаза пытаясь раздвинуть глухие стены советского официоза. Джаз для нас открылся как настоящее искусство, захватывающее, заразительное, гарантирующее свободу и постоянное творческое беспокойство. Николай Громин был конечно одним из лидеров нашего джазового сообщества. Гитаристов в 60-е было не много, каждый рос и учился «в своей консерватории» и когда забредал в очередной творческий тупичок, то можно было поехать в Москву послушать Громина, Кузнецова, Сакуна, Исплатовского, Буланова, Егорова, Товмасяна… Это были наши маяки, наша школа. У Коли был несомненно индивидуальный стиль, какая-то необъяснимая русская задушевность и лихость одновременно, Послушаешь его — и снова хочется искать, работать. Это очень ценно и незабываемо. Всякая жизнь конечна, но следы сильных и талантливых остаются в памяти надолго. Прощай дорогой друг. Вечная память и вечный покой.
    С.Каширин

Добавить комментарий для Станислав Каширин Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.