In Memoriam. Гитарист Джон Аберкромби (1944-2017)

1

22 августа в городке Пикскилл, штат Нью-Йорк, в больнице «Долина Гудзона» после долгой болезни умер на 73-м году жизни один из самых ярких гитаристов 1970-2000-х гг. — Джон Аберкромби (John Abercrombie). В последние годы здоровье его сильно пошатнулось; ранее в этом году он перенёс инсульт. Музыкант ушёл из жизни в окружении членов своей семьи. Причиной смерти, как сообщили представители больницы, стала остановка сердца.

John Abercrombie (photo © John Rogers/ECM)
John Abercrombie (photo © John Rogers/ECM)

Джон Аберкромби родился 16 декабря 1944 г. в городке Порт-Честер, штат Нью-Йорк. На гитаре он начал играть только в 14-летнем возрасте — сначала имитировал игру рок-н-ролльщика Чака Берри, играя вместе с его пластинками, но затем услышал игру джазового гитариста Барни Кессела, и его поглотил интерес к джазу. В 18 Аберкромби поступил в бостонский колледж Бёркли, первое в США учебное заведение, где преподавали джаз как отдельный, новый вид музыкального искусства. Его преподавателем в Бостоне был сам первопроходец джазового гитарного образования в США, первый глава гитарного отделения Бёркли — Джек Петерсен, за которым Аберкромби после выпуска последовал в Дентон, штат Техас, где Петерсен принял приглашение создать программу преподавания джазовой гитары в Государственном университете Северного Техаса.

В 1969 г. 24-летний Джон Аберкромби переехал в столицу мирового джаза — Нью-Йорк. Благодаря тому, что новаторская методика преподавания Джека Петерсена обучила его легко читать ноты и играть с листа (в отличие от множества тогдашних электрогитаристов, игравших только по слуху), Аберкромби был весьма востребован как сессионный гитарист: он записывался с Барри Майлзом, Гато Барбьери, Гилом Эвансом, работал в ансамбле барабанщика Чико Хэмилтона, а в промежутках играл в Dreams — одной из первых групп джаз-рока, где участвовали также братья Бреккер (саксофонист Майкл и трубач Рэнди) и барабанщик Билли Кобэм. С Кобэмом он впоследствии записался на нескольких напористых авторских альбомах барабанщика в напористой стилистике фанк-фьюжн.

Джон Аберкромби в 1970-е гг.
Джон Аберкромби в 1970-е гг.

Поворотным пунктом в музыкальной карьере Джона Аберкромби стали 1973-74 гг., когда он принял предложение западногерманского продюсера Манфреда Айхера записываться для его стремительно развивавшегося в те годы лейбла ECM. Первый альбом Аберкромби на мюнхенском лейбле, «Timeless», вышел в Германии в 1974 и в следующем году появился на американском рынке. Эта запись, где Джон играл в трио с барабанщиком Джеком ДеДжоннеттом и переехавшим в США после пражских событий 1968 года чешским клавишником Яном Хаммером, стала настоящим прорывом для Аберкромби.
СЛУШАЕМ: заглавный трек альбома «Timeless», 1974
httpv://www.youtube.com/watch?v=ogpfFkS37cw

Впоследствии он выпустил более 30 сольных альбомов, большая часть которых выходила на ECM. Последним из них стал «Up and Coming», опубликованный в текущем году. На нём Аберкромби играет со своим постоянным ансамблем последних лет, в который входили пианист Марк Копланд, басист Дрю Гресс и барабанщик Джоуи Барон. Помимо сольных записей, его игра звучит на альбомах трио Gateway (Аберкромби, барабанщик ДеДжоннетт и басист Дейв Холланд), трубачей Кенни Уилера и Энрико Рава, саксофонистов Чарлза Ллойда, Джона Сёрмана, Яна Гарбарека, пианистов Пола Блэя, Энди ЛаВерна и десятков других музыкантов — причём не обязательно джазовых. Гитару Аберкромби можно услышать даже на альбоме 1974 г. польского рок-певца Чеслава Немена.

Джон Аберкромби. Рекламное фото лейбла ECM, 1990-е гг.

Джон Аберкромби. Рекламное фото лейбла ECM, 1990-е гг.Россию гитарист посетил в 1998 г. в составе гастрольной группы, приглашённой для продолжительного тура по нашей стране саксофонистом Игорем Бутманом (который базировался тогда ещё в Нью-Йорке). В составе группы, помимо Аберкромби и Бутмана, были тогда регулярно участвовавшие в гастрольных проектах Джона барабанщик Адам Нуссбаум, пианист Энди ЛаВерн и басист Стив ЛаСпина. Состав играл и на 2-м Независимом джазовом фестивале Игоря Бутмана (предшественнике «Триумфа джаза»). Помимо столицы, в гастрольном маршруте Аберкромби по России были также Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи.

О своём творческом методе Джон Аберкромби рассказывал несколько лет назад журналисту канадской газеты Ottawa Citizen Дагу Фишеру:

— Стилистика ECM подходит мне, потому что именно так я слышу музыку: с лирической стороны. Но я всё же хочу, чтобы она звучала как джаз, и знаю, что Манфред [Айхер, глава и продюсер ECM] понимает это. Это не значит, что мы не дискутируем, не спорим о конкретных композициях, о тех моментах, когда наши взгляды на музыку расходятся. Это творческие трения. Я определю это так: мы оба понимаем, что я иногда хочу играть в экспериментальной стилистике и добровольно иду на творческие риски, но в то же время я хочу играть джаз. Неважно, для Манфреда ли, или для кого-то ещё. Но у Манфреда определённое восприятие музыки, связанное с тем, что он рос в Европе и слушал другую музыку, много классики. Он отличается от тех, кого сформировал Нью-Йорк. Я вырос, слушая Барни Кессела и Уэса Монтгомери, Кенни Бёррелла, музыкантов с блюзовой закваской. Остаётся только соединить оба подхода — что мы с Манфроедом и делаем…

ВИДЕО: фрагмент выступления трио Джона Аберкромби (органист Дэн Уолл и барабанщик Адам Нуссбаум) на фестивале Leverkusener Jazztage 2004 (Германия)
httpv://www.youtube.com/watch?v=r5G9WUamgVw

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя