Я прекрасен, ты прекрасна: датские джазовые хулиганы BBNJQ возвращаются в Россию

0
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля

C 17 сентября до 1 октября будет гастролировать по России датский ансамбль Bangin’ Bülows Nice Jazz Quartet — яркий и самобытный коллектив, в буквальном смысле слова не знающий, куда ещё девать свою молодецкую силу и энергию.

Сегодняшний европейский (да и американский) джазмен от гастролей в России не отказывается. За тем редчайшим исключением, когда артистическая жизнь совсем уж явно удалась и от ангажементов некуда деваться. У основной же массы музыкантов вопрос «стоит ли ехать в эту непредсказуемую страну медведей, балалаек, водки и межконтинентальных ракет?» давно и необратимо трансформировался в вопрос, никак не привязанный к местности, и звучит он куда прозаичнее: «куда бы поехать, чтобы хоть что-то заплатили?». Можно много спорить о том, становится ли джаз лучше или хуже, но нельзя отрицать того, что кризис перепроизводства в этом жанре сравним с тем, что творилось в Российской Федерации в конце девяностых годов, когда страна была перенасыщена юристами и экономистами, на которых не хватало предприятий. Здесь то же самое: как минимум профессионально и недурно играют джаз уже десятки миллионов по всему миру, да вот только фестивалей и клубов много меньше, чем желающих на них попасть. Поэтому сегодня в России – столько иностранной музыки, готовой ради новой сцены и новой страны в биографии ехать хоть в Москву, хоть в Олёкминск, республика Саха (Якутия), что всерьёз акцентировать на них внимание сакраментальным «впервые в России!» несерьёзно.

Bangin' Bülows Nice Jazz Quartet
Bangin’ Bülows Nice Jazz Quartet

реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Однако бывает и «не впервые в России». Вот это уже – свидетельство либо какой-то особой специфической любви музыкантов к нашей непростой стране, либо действительно заметного качества и самобытности артиста, либо готовности профессиональных музыкантов к безалаберной жизни в стиле хиппи даже во времена айфонов, чек-инов и блокчейнов. А бывает и такое, когда всё сходится воедино, и тогда «не впервые в России» оказывается молодой ансамбль из Дании с нахальным названием BBNJQ (что примерно можно перевести как «Милый джаз-квартет офигенного Бюлова»).

Состав ансамбля: Йон Бендиксен — клавишные; Фредерик Бюлов — ударные; Адриан Кристенсен — контрабас; Микас Олесен — гитара.
ДАЛЕЕ: биография, расписание тура, билеты, ВИДЕО 

Сегодня им примерно по двадцать пять. Из-за внешнего вида их регулярно путают с футбольными хулиганами, а из-за молодости и внешней безалаберности — не всегда принимают всерьёз. На сцене же эти «молодые львы» европейского джаза предстают коллективом потрясающей сыгранности, работающим исключительно с авторским материалом и способным как к головокружительной ансамблевой импровизации, так и к выверенной хирургической точности воздействия на слушателя. Квартет был собран пять лет назад и сразу же сгенерировал серьёзный аргумент в пользу того, что BBNJQ — не просто очередной талантливый студенческий ансамбль. Аргумент этот – “Danish Music Award 2014”. Получить национальную музыкальную премию в номинации «лучший новый джазовый артист года» за свой дебютный диск, да ещё и EP, запись сравнительно небольшой длительности — это, как ни посмотри, достижение.

«Мы семья», говорят о себе музыканты. Все четверо — из одной местности, двоим даже довелось жить вместе в детстве. Придя в джаз самыми неожиданными путями (через рок-группу старшего брата, через рекомендацию родителей-танцоров и так далее), каждый из датчан вкладывает в узнаваемый звук BBNJQ что-то своё, хотя формально в названии выделен только барабанщик Фредерик Бюлов, «открытый» полиритмист, способный превратить в вызывающий немедленное привыкание комплексный современный джаз композицию с практически любой родословной. Пожалуй, позиционирование Фредерика в имени коллектива оправдано именно потому, что его виртуозная универсальность и делает возможным органичное совмещение в музыке BBNJQ самых разных влияний. Басист Адриан Кристенсен всё громче заявляет о себе в европейском «нормальном» джазовом сообществе, пианист Йон Бендиксен тяготеет к непростой современной академической музыке, гитарист Микас Олесен с равным интересом смотрит на хип-хоп и африканский фольклор – словом, личности тут собрались достаточно разносторонние.

Квартет в принципе не идёт проторенными путями: их первые зарубежные гастроли состоялись, например, в Гвинейской Республике (Западная Африка). Что и говорить, не самый очевидный старт для коллектива, которому рукой подать до богатых скандинавских соседей. Необычный выбор был сделан в основном под влиянием семейных причин (многие датчане надолго нанимаются «поднимать целину» в африканские страны в качестве преподавателей, инженеров, врачей, и чем-то подобным занимались и родители Микаса Олесена, помогавшие ему установить нужные контакты). Однако именно там, на фоне африканских влияний и опыта игры с местными музыкантами, музыка BBNJQ окончательно обрела свой актуальный вид. Если до этого о них говорили как о перспективных молодых людях, талантливо копающих всё ту же траншею contemporary jazz (как его ни назови – современный мейнстрим, straight-ahead и т.п.), то после африканской поездки какая-то трудно поддающаяся описанию местная музыкальная инфекция изменила всё. Датчане ни в малейшей степени ни начали заигрывать с африканскими ритмами и стучать в джембе; никто из них не запел тонким голосом экзотические мелодии на непонятных языках; в их композициях не начала прослеживаться специфическая африканская радость. Но их музыка стала “отличной от других”, их straight-ahead стал не таким уж straight. Пожалуй, один из самых удачных комментариев относительно этой метаморфозы дал один из датских педагогов, у которого кто-то из музыкантов в тот момент учился. С его слов, “Раньше они играли авторскую музыку, но для них было бы естественно взять и при необходимости сыграть по-своему джазовый стандарт. Теперь они по-прежнему играют авторскую музыку, но “джазовый стандарт” и “BBNJQ” стали терминами из не соприкасающихся миров. Они нашли что-то настолько своё, что в рамках этого коллектива сама идея джазовых стандартов стала к ним попросту неприменима”…

Олесен, к слову, с тех пор регулярно отправляется в Африку самостоятельно, изучая фольклорные особенности разных регионов, и даже имеет разные прозвища в музыкантских кругах разных стран – включая ни больше ни меньше как «Чёрный» и «Умный» (!).

Гастрольная история ансамбля продолжилась не менее любопытно: в 2015-м группа впервые отправилась в Россию, где BBNJQ приняли участие в массивном передвижном фестивале «МузЭнергоТур».

Bangin' Bülows Nice Jazz Quartet
Неизбежное столкновение с суровой российской действительностью где-то в придорожном кафе

«МузЭнергоТур» вообще стал отдельной главой в истории очень многих коллективов, персоналий и даже концертных залов; что касается датчан, то они проехали с фестивалем за месяц проехав от Москвы до Новосибирска и сыграли, помимо собственной программы, множество спонтанных коллабораций с разноплановыми артистами из доброго десятка стран мира. BBNJQ выходили на все мыслимые типы сцен: в их первых российских гастролях были филармонии, городские фестивали к Дню России или Дню Молодёжи с бесплатным входом для совершенно непредсказуемой публики, дворцы культуры в райцентрах с весьма условной наполняемостью, джазовые клубы, безумные полуспонтанные опен-эйры и так далее.

В Ульяновске коллектив играл на ступенях обычного торгового центра перед публикой, которой приходилось ужиматься на тротуаре двухметровой ширины. В Димитровграде к моменту начала концерта в местный ДК не пришёл никто, а когда не приученные к пунктуальности ценители прекрасного общим числом около двадцати человек всё-таки появились, аппаратура на сцене была уже раскоммутирована находившемся в понятном бешенстве звукорежиссёром, потратившим несколько часов на монтаж и саунд-чек. Поэтому “концерт” прошёл в стопроцентно акустическом формате прямо в холле: мелодика вместо фортепиано, рабочий барабан и щётки, найденная в кабинете директора акустическая гитара, контрабас без подзвучки. В Ижевске непосредственно перед выступлением пробой электричества спалил басовый комбо-усилитель. В Екатеринбурге прямо перед выходом на фестивальную сцену датчан и правда посетила мысль сыграть в футбол с россиянами (водители фестивального автобуса, российский гусляр и продюсер тура), в результате чего барабанщик вышел на сцену с травмами обеих ног. А были и «обычные» концерты, сыгранные, например, в Сатке, в Голышманово, в Каргате, в Чулыме и так далее. Словом, далеко не каждый россиянин хотя бы просто слышал те названия российских городов, посёлков и сёл, где BBNJQ успешно играли свою непростую музыку. И где, выходя на сцену, они неизменно приветствовали публику двумя словами, которым их научили беспринципные российские коллеги и которые, как ни крути, идеально дополняли их внешний вид: «чё-как?».

Bangin' Bülows Nice Jazz Quartet
Из Instagram челябинской слушательницы: “Думаете, кто это, гопники с ЧМЗ? Ан нет, это джазовый квартет из Дании. Прекрасные весёлые и отмороженные музыканты”

Подобная размашистость творческой жизни в полной мере характеризуется самоописанием коллектива: «мы любопытны, полны энтузиазма, мы открыты ко всему новому и хотим приключений. Хотя наша музыка и сложна, посыл её совершенно очевиден: то, что заставляет нас играть и то, что мы хотим дать услышать людям — это любовь к музыке, что бы ни вызвало её к жизни — любовь к любой форме, которую может принимать музыка, любовь к ритму, любовь к цвету…».

В 2015-м группа выпустила второй альбом с характерно вызывающим названием «You’re beautiful, I’m Beautiful, Let’s have a beautiful night», в рецензиях на который Бюлова сравнивают ни много ни мало с Джеком ДеДжонеттом. Впрочем, и здесь никто не пошёл на компромиссы, и ирония оформления многослойна. «Ты прекрасна, я прекрасен, так давай проведём прекрасную ночь» – это, разумеется, здорово и поэтично. Но Фредерик, вынесенный на обложку альбома, запечатлён в одном из российских хостелов после особенно ударного концерта и не только не прекрасен, но и, судя по всему, совершенно не в состоянии провести какую бы то ни было ночь с кем бы то ни было, кроме Морфея…

Bangin' Bülows Nice Jazz Quartet
Обложка второго альбома группы

Сегодня музыканты заканчивают образование, готовят к выпуску третий диск и, расшифровывая для посетителей своего сайта название группы по словам, переводят слово «jazz» следующим образом: «единственная истина, которая сегодня ещё есть в музыке». А в ближайшие дни они возвращаются в Россию, которая, по их собственным словам, подарила им совершенно беспрецедентный творческий опыт. Несмотря на систематическую поддержку JazzDanmark (датской джазовой федерации) и Посольства Дании в России, молодые датчане отказываются от гарантированных удобных схем и по-прежнему готовы не только к творческим, но и к бытовым рискам в стремлении ещё дальше выйти за пределы зоны комфорта. В их графике есть, безусловно, и такие сцены, на которые не зазорно выйти звёздам самого серьёзного уровня – ведущие московские джазовые клубы, воронежский книжный клуб «Петровский», прекрасные джазовые залы Уфы и Екатеринбурга и т.п. Но есть и участие в совершенно безбашенной (уместен именно этот термин, раз уж сам квартет – «офигенный») концептуальной программе «Культурная интервенция», в рамках которой расположенная в дальнем подмосковном селе арт-резиденция «Гуслица» отправляет своих протеже к непосредственным соседям в весьма неожиданные залы. Да, совершенно верно – словно говоря «я прекрасен, вы тоже прекрасны, так давайте же забацаем прекрасный джазовый концерт». И забацать его BBNJQ намерены, например, в селе Речицы Раменского района, в селе Ильинский Погост Орехово-Зуевского, а также в городах Дрезна и Егорьевск.

Многие большие музыканты, наблюдавшие четверых датчан в действии, характеризовали их очень короткими словами. Киллеры. Гении. Феномены. Черти. “F*!?ing bastards”, если уж повторять восхищённые отзывы совсем дословно. Очень радует, что «феномены» за прошедшие два года не утеряли здорового авантюризма и готовы по-прежнему испытывать свою музыку на прочность там, куда, при всём к ним уважении, не считают нужным ездить многие наши соотечественники, которым, казалось бы, и надо-то – сесть на электричку.

РАСПИСАНИЕ ТУРА

  • 17 октября: Воронеж, книжный клуб «Петровский» (ул. 20-летия ВЛКСМ, 54а, ТЦ «Петровский пассаж»). Начало в 19:00.
  • 18 октября: Егорьевск, клуб «Rotor» (ул. Алексея Тупицына, 17). Начало в 19:30.
  • 19 сентября: Речицы (Гжельское с.п., Раменский р-н, Московская обл.), КДЦ «Гжельский» (ул. Центральная, 79). Начало в 19:00.
  • 20 сентября: Москва, клуб Алексея Козлова (ул. Маросейка 9/2). Начало в 20:00.
  • 21 сентября: Самара, Центр Социализации Молодёжи (ул. Куйбышева, 131). Начало в 19:00.
  • 22 сентября: Уфа, городской джаз-клуб (ул. 50 лет СССР, 8). Начало в 21:00.
  • 23 сентября: Екатеринбург, клуб EverJazz (ул. Тургенева, 22). Начало в 19:00.
  • 24 сентября: Сергиев Посад (Московская обл.), КПЦ «Дубрава» им. прот. А.Меня (п. Семхоз, ул. Парковая, 16). Начало в 19:00.
  • 25 сентября: Нижний Новгород, КЦ «Рекорд» (ул. Пискунова, 11). Начало в 19:00.
  • 26 сентября: Москва, клуб Игоря Бутмана (ул. В.Радищевская, 21). Начало в 20:30.
  • 27 сентября: Дрезна (Орехово-Зуевский р-н,Московская обл.), ЦКР «Юбилейный» (ул. Юбилейная, 4). Начало в 19:00
  • 28 сентября: Калининград, клуб «У Гашека» (Ленинский пр., 1). Начало в 19:30.
  • 29 сентября: Санкт-Петербург, «Folly Bar» (ул. Б. Конюшенная, 9, вход со двора). Начало в 21:00.
  • 30 сентября: Тихвин (Ленинградская обл.), фестиваль «Сентябрь в Тихвине», Концертный зал Дворца культуры им. Н.А. Римского-Корсакова (ул. Карла Маркса, 30). Начало фестивальной программы в 15:00
  • 1 октября: с. Ильинский Погост (Орехово-Зуевский р-н, Московская обл.), арт-резиденция «Гуслица» (ул. Митрохинская, 8). Начало программы дня в 12:30, концерта – в 16:00.

ВИДЕО: Bangin’ Bülows Nice Jazz Quartet, фестивальный сет на «МузЭнергоТуре», Кемерово (2015)




ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.