Джаз из Германии на VII фестивале «Джаз осенью 2017» в Москве: полный анонс

1
реклама
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля
Фестиваль Джаз Тихой Заводи 13 июля

Фестиваль «Джаз осенью», организованный Гёте-Институтом, каждый год старается показать срез разных поколений музыкантов джаза и свободной импровизации, практикующих разные подходы в музыке.

LOGO GOETHEНа седьмом по счёту фестивале 29 сентября — 23 октября 2017, как и в 2016 году, состав участников представлен в компактных форматах трио и дуэтов музыкантами в диапазоне от практически канонизированных фигур — например, трио ветеранов европейской новоджазовой сцены, пианиста Александра фон Шлиппенбаха, саксофониста Эвана Паркера и барабанщика Пауля Ловенса — до представителей новой экспериментальной импровизации: в этом году это Spill — дуэт пианистки Магды Майас и барабанщика Тони Бака. Ещё одно трио, PaPaJo Trio, делит с Schlippenbach Trio одного из своих участников, немецкого барабанщика Пауля Ловенса, партнерами которого в этом ансамбле выступают также признанные величины европейской сцены: немецкий тромбонист Пауль Хубвебер и британский контрабасист Джон Эдвардс. Дуэты Kühne / Ullmann (саксофонист, бас-кларнетист и флейтист Гебхард Ульманн и вокалистка Альмут Кюне) и Laubrock / Ex (саксофонистка Ингрид Лауброк и бас-гитарист Люк Экс) — импровизаторы среднего и младшего поколений из числа тех, кто определяет эстетику импровизационной музыки в первые два десятилетия нынешнего века — в том числе, через актуализацию джазовой традиции с помощью современного музыкального языка.

Schlippenbach Trio, Москва, 2010 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Schlippenbach Trio, Москва, 2010 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
реклама на джаз.ру
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

Фестиваль откроется 29 сентября в Культурном центре «Дом». Концерты пройдут также 6, 7, 13 и 23 октября.

ДАЛЕЕ: программа фестиваля «Джаз осенью 2017» 

Программа фестиваля «Джаз осенью 2017»:

29 сентября, пятница
Spill: Магда Майас (Magda Mayas) — подготовленное фортепиано; Тони Бак (Tony Buck) — ударные

Spill (photo © Alexander Gumz)
Spill (photo © Alexander Gumz)

Дуэт Магды Майас и Тони Бака даёт возможность заглянуть в берлинскую лабораторию экспериментального звучания. Их музыка сконцентрирована на интимности импровизационного процесса, но не уходит окончательно от джазовой идиомы.
Магда Майас — проживающая в Берлине пианистка, в своих произведениях исследует физические измерения рояля. Она занимается исследованием физического измерения рояля, препарирует его в реальном времени «случайными» объектами, работает как с внутренней механикой инструмента, так и с внешними его свойствами, используя акустику деревянной конструкции. Майас создает ни на что не похожее звуковое пространство, заставляющее усомниться, что его источник – всего лишь один акустический инструмент. Тони Бак, родившийся в Австралии, в последние годы тоже живёт в Берлине. Он больше всего известен как барабанщик экспериментального трио The Necks, исполняющего крайне своеобразную разновидность «минимал-джаза» и получившего широкую известность ещё в 80-е. Он создаёт максимально детализированный звуковой массив, вместе с тем крайне подвижный, постоянно меняющий настроение. В дуэте с Магдой Майас его манера более разнообразна, чем в The Necks: вместо единого гипнотического потока Бак выстраивает автономные и многогранные музыкальные ситуации.
ВИДЕО: Spill

6 октября, пятница
Paul Hubweber’s PaPaJo Trio: Пауль Хубвебер (Paul Hubweber) — тромбон, голос; Джон Эдвардс (John Edwards) — контрабас; Пауль Ловенс (Paul Lovens) — ударные

PaPaJp
PaPaJp (photo © Peter Gannushkin, DownTownMusic.Net)

PaPaJo — акроним из имён крупнейших мастеров европейской импровизации: немецкого перкуссиониста Пауля Ловенса, немецкого тромбониста Пауля Хубвебера и английского контрабасиста Джона Эдвардса. Это трио, в котором великолепное взаимопонимание, сбалансированное звучание и свобода коллективного мышления способны генерировать оригинальную музыку на протяжении многих лет.
Манеру игры Пауля Хубвебера отличает использование широкой палитры нестандартных техник, изобретательность в построении спонтанной импровизации и глубокое погружение в тембральные свойства инструмента. Один из лидеров мировой экспериментальной сцены Джон Эдвардс старается преодолевать все мыслимые границы — национальные, жанровые или границы собственного инструмента, а его активность приобрела колоссальные масштабы — при двухстах концертах по всему миру и пяти-шести релизах в год. Это, безусловно, говорит как о востребованности, так и о фантастической работоспособности Эдвардса. Пожалуй, одним из главных событий фестиваля станет приезд в Москву Пауля Ловенса, с 1969 года прочно вошедшего в круг лидеров европейского движения свободной импровизации и выработавшего оригинальный стиль с индивидуальной подборкой перкуссионных инструментов и объектов. На фестивале Ловенс сыграет сразу в двух коллективах — PaPaJo Trio и Schlippenbach Trio.
ВИДЕО: Paul Hubweber’s PaPaJo

7 октября, суббота
Schlippenbach Trio:  (Alexander von Schlippenbach) — фортепиано, Эван Паркер (Evan Parker) — саксофон, Пауль Ловенс (Paul Lovens) — ударные

Schlippenbach Trio (photo © Caroline Forbes)
Schlippenbach Trio (photo © Caroline Forbes)

Апогеем нынешнего фестиваля Гёте-Института «Джаз осенью», безусловно, станет выступление знаменитого Трио Александра фон Шлиппенбаха, зародившегося в самом эпицентре новой музыки — свободной импровизации, которая в 1960-70-е гг. вызывала истерику, гнев, страх, презрение, экстаз, никого не оставляя равнодушным. Джаз здесь присутствует на уровне ДНК музыкантов, а каждое спонтанное решение участников органически ложится на общую музыкальную канву. Благодаря композиторскому дару Шлиппенбаха свободная импровизация, бибоп, блюз, шумовые поиски, «стены звука», — все это смешивается в узнаваемой текстуре. Без трио Шлеппенбаха никакая история свободной импровизации невозможна — но, что важнее, оно из тех коллективов, благодаря которым эта история не имеет конца.
Пианист Александр фон Шлиппенбах — один из отцов-основателей европейской свободной импровизации. У Шлиппенбаха встречаются редкие, как правило — противоречащие друг другу качества: богатое композиторское мышление, неподдельная любовь к джазовому синтаксису и почти панковские, ничем не ограниченные проявления свободы на сцене. Английский саксофонист Эван Паркер — другой гигант свободной музыки, стоявший у её истоков и буквально создавший ее историю. Редкий ансамбль из числа ключевых обошелся без его участия: инновационная игра Паркера с использованием расширенных техник, создающих иллюзию полифонии, в сочетании с экспериментальным мышлением сделали его одним из самых востребованных импровизаторов за последние полвека.
ВИДЕО: Schlippenbach Trio в Москве, 2010

13 октября, пятница
Almut Kühne & Gebhard Ullmann: Альмут Кюне — вокал, Гебхард Ульманн — саксофон, бас-кларнет, флейта. Специальные гости — Алексей Круглов (саксофоны), Олег Юданов (ударные) и Григорий Сандомирский (фортепиано). Совместный проект фестиваля Гёте-Института «Джаз осенью» и фестиваля Leo Records.

Almut Kühne, Gebhard Ullmann
Almut Kühne, Gebhard Ullmann (photo © Ralf Dombrowski)

Совместная игра Гебхада Ульманна и певицы Альмут Кюне — напряжённый диалог, в котором академический пуантилизм Кюне дополняется минимализмом Ульманна. Гебхард Ульманн живёт одновременно в Берлине и Нью-Йорке. Он включает в свою игру различные техники джазовой и свободной импровизации. Альмут Кюне занимается разной музыкой: джаз, свободная импровизация, современная академическая музыка, немецкий фольклор, музыка для театра, мультимедийные проекты. Она работает над смешением джазовой и европейской традиций, поиском точек соприкосновения различных художественных практик.
ВИДЕО: Almut Kühne / Gebhard Ullman — выступление на шоукейсе в рамках выставки Jazzahead!-2015 в Бремене

23 октября, понедельник
Ingrid Laubrock & Luc Ex: Ингрид Лауброк — саксофон, Люк Экс — акустическая бас-гитара

Ingrid Laubrock, Luc Ex (photo © Francesca Patella)
Ingrid Laubrock, Luc Ex (photo © Francesca Patella)

Заключительный концерт 7-го фестиваля Гёте-Института «Джаз осенью» обернётся мировой премьерой: давно и хорошо знакомые друг с другом замечательная немецкая саксофонистка Ингрид Лауброк и нидерландский бас-гитарист Люк Экс сыграют дуэтом впервые. В свободной импровизации и композициях Ингрид Лауброк стремится к максимальному разнообразию. Ее соло на теноре и альте одновременно лаконичны и наполнены смыслом, а богатое мелодическое измерение, заставляющее вспомнить Ли Конитца, помещается в абстрактный контекст европейской интеллектуальной музыки. Нидерландец Люк Экс практикует подход «компровизации», заключающийся в сочетании тщательно прописанного материала со свободной импровизацией каждого голоса ансамбля. Экспрессивная манера игры Экса — отголосок панковского бэкграунда музыканта, получившего известность по игре в анархо-панк-группе The Ex.
ВИДЕО: Luc Ex’ Assemblée (квартет с участием Экса и Лауброк)

КЦ «ДОМ», Б. Овчинниковский пер 24/4, м. Новокузнецкая, тел. +7(495)953-7236. Билеты: см. по ссылкам на датах каждого концерта. Ограниченное количество абонементов на все концерты фестиваля (4000 ₽) доступно только в кассе «ДОМа».



1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Да!!! Европейский “джаз”, возможно, и Российский (“экспериментальный”) приобретает -- форму имени нарицательного… Типа, всё, что звучит -- Музыка!!! Так же “театр” и “кино”!!! “Шедевры” мировой импровизации!!!!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.