In Memoriam. Первопроходец джазовой сцены Южной Африки трубач Хью Масекела (1939-2018)

0
реклама
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
Константин Волков KW

Утром 23 января в Йоханнесбурге (Южная Африка) в возрасте 78 лет умер один из самых известных в мире джазовых музыкантов из ЮАР, первопроходец и ярчайший представитель своеобразной южноафриканской джазовой сцены — трубач Хью Масекела (Hugh Masekela). Всего три месяца назад стало известно, что у музыканта диагностировано онкологическое заболевание. Президент Южноафриканской Республики Джейкоб Зума заявил, что народ Южной Африки будет оплакивать музыканта, который «высоко нёс факел свободы».

Hugh Masekela
Hugh Masekela (photo © Tim Dickeson)

Хью Рамополо Масекела родился 4 апреля 1939 в городе Витбанк в южноафриканской провинции Мпумаланга (в то время часть государства Южноафриканский Союз, бывшего британского доминиона). В 14 лет он увидел американский фильм «Трубач» (в оригинале «Young Man with a Horn», 1950), в котором прославленный голливудский актёр Кёрк Дуглас играл джазового трубача. История персонажа Дугласа в целом был основана на подлинной печальной истории первой белой звезды раннего джаза — трубача Бикса Байдербека, и Масекела решил, что тоже хочет играть джаз на трубе. Первый инструмент ему подарил один из ярких деятелей движения против апартеида («раздельности»), официальной политики расовой сегрегации в ЮАР до 1991 г. — архиепископ Тревор Хаддлстон. В честь этого незаурядного человека был назван первый в ЮАР молодёжный джаз-оркестр, Huddleston Jazz Band, в котором Масекела дебютировал как джазовый солист. Профессионально окрепнув на гастролях в составе оркестра первого в Южной Африке мюзикла «Кинг Конг», в конце 1959 г. Хью Масекела присоединился к Jazz Epistles, первому южноафриканскому джазовому ансамблю, записавшемуся на пластинку. В составе был и ещё один первопроходец южноафриканского джаза — пианист Доллар Брэнд, в будущем прославившийся в США под именем Абдулла Ибрахим. Ансамбль продолжал сенсационно успешную серию концертов в Кейптауне и Йоханнесбурге, когда в марте 1960 после расстрела антиправительственной демонстрации в Шарпвилле белая верхушка ЮАР запретила в стране все собрания десяти и более человек, оставив чернокожих музыкантов без возможности публичных выступлений. Вскоре Масекела уехал из ЮАР, при помощи архиепископа Тревора Хаддлстона поступив в Гилдхоллскую школу музыки и театра в Лондоне.

Молодой Хью Масекела
Молодой Хью Масекела
реклама на джаз.ру
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019

Затем, вплоть до 1964 г., он учился в Манхэттенской школе музыки в Нью-Йорке. Отчасти благодаря завязавшейся дружбе с популярным американским певцом Гарри Белафонте, Масекела стал широко известен в США, где выпустил множество весьма популярных записей, в которых в разных пропорциях смешивал джаз, соул и африканскую поп-музыку. Эта смесь принесла Масекеле массовую известность. В конце 1967 года его пластинка — инструментальная версия песенки афроамериканской группы The 5th Dimension «Up Up & Away» — впервые появилась в американских хит-парадах, добравшись до 71 места в списке ста самых продаваемых песен в США. Интересно, что несмотря на общий поп-джазовый колорит этой записи, трубач играет в ней крепкое джазовое соло.
СЛУШАЕМ: Hugh Masekela «Up Up & Away», 1967

А звёздный час Масекелы настал в 1968 г., когда его инструментальная пьеса «Grazing In The Grass» взлетела на первое место в американских хит-парадах, и пластинка-сингл с нею была продана в США в количестве 4 млн. копий. Здесь, правда, соло уже не носило ярко выраженного джазового характера — это был инструментальный соул в чисто песенной форме, только что без пения — и с явным, пряным, экзотическим привкусом «афро».
СЛУШАЕМ: Hugh Masekela «Grazing In The Grass»

ДАЛЕЕ: продолжение биографии артиста 

Hugh Masekela
Hugh Masekela

В 1970-е гг. Масекела вёл активную музыкальную жизнь как в США, где играл в джазовых коллективах и записывался как трубач-солист с фолк-рок-группой The Byrds, певцом Полом Саймоном и др., так и в различных странах Африки. В 1980-84 гг. он работал в Ботсване, соседней с ЮАР независимой африканской страной, где возобновил контакты с южноафриканскими музыкантами, которым для работы с ним достаточно было пересечь границу своей страны на автомобиле. Это общение сильно повлияло на музыку Масекелы, в которой стали доминировать элементы современной популярной музыки южноафриканского народа зулу — стиля «мбаканга». Наибольшую известность в этот период получили две злободневные политические песни Масекелы. «Soweto Blues» (1977) была посвящена кровавому подавлению восстания африканцев в пригороде Йоханнесбурга, Соуэто; трубач написал её для своей бывшей жены, выдающейся южноафриканской певицы Мариам Макеба. Десять лет спустя вторую песню, «Bring Him Back Home», он исполнил сам: она была посвящена лидеру протестов чёрного населения Южной Африки, Нельсону Манделе, который в это время находился в заключении, а позднее, после падения режима апартеида, стал первым чёрным президентом ЮАР.
ВИДЕО: Hugh Masekela «Bring Him Back Home (Nelson Mandela)»
выступление на фестивале Пола Саймона в Зимбабве, 1987

На альбомах и фестивальных выступлениях 2000-2010 гг. Масекела уже не слишком много играл на трубе и/или флюгельгорне, зато много пел, в том числе и злободневные политические тексты в манере «куайто» (южноафриканский рэп). При этом он продолжал позиционироваться как джазовый музыкант; впрочем, «южноафриканский джаз» почти весь строится на принципах соединения пришедших из американского джаза тембровых фактур и приёмов игры с африканским ритмом, с сугубо местными музыкальными традициями, обобщенно именуемыми «township music» (музыка городских кварталов) — традициями, прежде всего, песенными. До конца жизни Хью Масекела оставался одним из самых ярких представителей «южноафриканского джаза» на мировых фестивальных сценах.
ВИДЕО: Хью Масекела на джаз-фестивале в Лугано, Италия, 2015




ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.