In Memoriam. Французский джазовый скрипач Дидье Локвуд (1956-2018)

0
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
Ким Волошин KV

18 февраля во Франции скоропостижно скончался известный джазовый скрипач Дидье Локвуд (Didier Lockwood). Ему было 62 года.

Дидье Локвуда называли «лучшей джазовой скрипкой мира», духовным сыном и наследником легендарного скрипача Стефана Граппелли, изобретателем уникального звучания, которое давало французскому джазу возможность блистать на самом высоком международном уровне. В целом его музыкальную эволюцию можно назвать «обратной»: он шёл к джазовому мэйнстриму со стороны академической музыки и рока.

Didier Lockwood (photo © Joel Saget)
Didier Lockwood (photo © Joel Saget)
реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM
DIZZY DUTCH DUCK - AMSTERDAM

Локвуд — эта английская фамилия произносится в его родной Франции с ударением на последний слог — родился 11 февраля 1956 в Кале (Франция). Сын преподавателя игры на скрипке и брат джазового пианиста, Дидье унаследовал от первого страсть к инструменту, а от второго — любовь к изощренной импровизации. В 16 лет он завершил классическое образование (Парижская консерватория), увлёкся джазом, а в середине 1970-х начал сотрудничать с известной прог-рок-группой Magma.

Дидье Локвуд в 1970-е гг.
Дидье Локвуд в 1970-е гг.

Затем в течение почти 10 лет Дидье Локвуд много экспериментировал в различных стилях и жанрах, сольно и в составе самых разных инструментальных ансамблей: от струнных трио и квартетов до синтез-группы D.L.G. — в частности, выступал и с собственной джаз-рок-группой Surya, записался и на одном альбоме ещё одной важнейшей французской прог-рок-группы, Gong. Он играл стандарты с самим патриархом европейской джазовой скрипки Стефаном Граппелли, записывал джаз-рок с американским барабанщиком Тони Уильясом, соединял элементы классической музыки с фольклором и джазом. Со временем он создал глубоко индивидуальный музыкальный стиль, сумев привлечь к электроскрипке значительный интерес аудитории. В 1994-96 гг. Локвуд жил в Нью-Йорке, где записал и выпустил два альбома как солист.

В 1996 г. он дебютировал и как композитор, исполнив свой Первый концерт для электроакустической скрипки и симфонического оркестра «Seagulls» (»Чайки») с Национальным оркестром Лилля под управлением Жана-Клода Казадезюса, а затем с Каннским оркестром под управлением Филипа Бендера. Расписав партитуру для 80 музыкантов, Дидье оставил место и для собственных импровизаций, которые были встречены академической аудиторией с большим интересом.

В 1999 г. Локвуд написал джазовую оперу для Оpera de Bastille в Париже по мотивам «Дневника космического пассажира» Джорджа Переса. В этом же году Дидье Локвуд был удостоен звания офицера ордена Искусств и изящной словесности Франции (аналогично присуждению ордена второй степени, из трёх). Годом позже вышел его альбом «Tribute to Stéphane Grappelli», посвящённый памяти европейского первопроходца джазовой скрипки и удостоенный множества французских и европейских наград. В январе 2001 в предместье Парижа, Булонь-Бийянкур, открылся Музыкальный центр Дидье Локвуда, который стал одним из лучших джазовых колледжей в Европе. Педагогические новации Локвуда были высоко оценены и годом раньше — он получил награду SACEM (французского авторского общества) за свой педагогический труд «Струны и душа: метод импровизации на джазовой скрипке». В 2003 вышла ещё одна его книга — автобиография «Профессия: джазмен. Импровизированная жизнь».
ВИДЕО: Didier Lockwood Trio — посвящение Стефану Граппелли. «Nuages» (съёмка 2017). Адриен Муаньяр — гитара, Диего Имбер — контрабас.

Дидье Локвуд множество раз гастролировал по России. Прочные творческие связи установились у него с российским пианистом Даниилом Крамером, с которым он много раз выступал в различных российских городах — начиная с 2002, когда он впервые приехал в нашу страну со своей супругой, певицей Каролин Казадезюс (дочерью прославленного академического дирижёра Жана-Клода Казадезюса).
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о жизни Дидье Локвуда, много ВИДЕО 

Майк Стерн, Дидье Локвуд. Новосибирск, 2010 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Майк Стерн, Дидье Локвуд. Новосибирск, 2010 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В 2010 г. Локвуд блеснул перед российской публикой разными гранями своего таланта: москвичам достался традиционный европейский «цыганский свинг», сыгранный квартетом с двумя гитаристами — французом Фредериком Белински и голландцем Штокело Розенбергом — и московским контрабасистом Игорем Иванушкиным, а перед сибиряками скрипач сверкнул своим джаз-роковым опытом, сыграв на фестивале SibJazzFest в Новосибирске в составе группы ещё одного мастера фьюжн — американского гитариста Майка Стерна.
ВИДЕО: Mike Stern, Didier Lockwood, Dave Weckl & Tom Kennedy — выступление на фестивале Jazz à Vienne во Франции, 2011

В 2014 г. Локвуд выступал Новосибирске в рамках академического «Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина», а затем в Москве и на международном фестивале в Минске в составе трио с российскими музыкантами — органистом Владимиром Нестеренко и барабанщиком Александром Зингером.
ВИДЕО: Дидье Локвуд, Владимир Нестеренко, Александр Зингер

В Москве Локвуд дал в 2014 г. интервью программе «За обедом» телеканала «Москва 24» (ведущий Владимир Раевский, съёмки проходили в джаз-клубе «Эссе»).
ВИДЕО: интервью Дидье Локвуда




ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.