Полистилистика, слова и музыка: совместный проект пианиста Славы Ганелина и трио «Второе приближение»

1

26 марта в культурном центре «ДОМ» состоится премьера (и, судя по всему, единственный показ) крупной формы, которая у её создателей получила определение «вербально-звуковое представление». Слово «вербальный» означает «словесный», «выраженный в словах». Следовательно, создатели предлагают некое звуковое полотно, состоящее из чередования музыкальных и текстовых фрагментов. Судя по именам участников, музыкальная часть предполагается импровизационной, потому что именно таковы музыкальные устремления и склонности участников, среди которых два пианиста/композитора — легенда советского джазового авангарда Вячеслав (Слава) Ганелин и лидер трио «Второе приближение» Андрей Разин, вокалистка того же трио Татьяна Комова, заодно уж и контрабасист «Второго приближения» Игорь Иванушкин, а также барабанщик/перкуссионист легендарной джаз-группы «Архангельск» и нынешнего архангельского «Арт Ансамбля» Олег Юданов. Что же до «вербальной» части, то её реализует обозреватель нашего издания Михаил Митропольский — джазовый радио- и телеведущий, автор и продюсер ряда концертных циклов.

Сказки Пу
По часовой стрелке слева направо: Михаил Митропольский, Олег Юданов, Слава Ганелин (2 шт.), трио «Второе приближение» (Разин, Комова, Иванушкин)

Вот как описаны роли участников в афише «вербально-звукового представления»:

Сказки Пушкина, или Мартовские коты. Потаённые картинки. Музыкальная драма с неизвестным числом актов. Единственное представление. Только по понедельникам в вечернем тумане: Слава Ганелин — клавишные, перкуссия, слова в ответ; Татьяна Комова — пение, перкуссия; Андрей Разин — рояль, выражение лица; Игорь Иванушкин — контрабас, выражение лица; Олег Юданов — удары, щекотания, звяки; Михаил Митропольский — говорение слов.
Вербально-звуковое представление, предполагающее непредсказуемо-импровизационное воплощение. Идея — Слава Ганелин. Общее конструирование — Михаил Митропольский. Остальное — все.

Всё как полагалось в незабываемые 1980-е годы. Учитывая, что в Москве первопроходец советского джазового авангарда Вячеслав Ганелин бывает в среднем не чаще раза в полтора года (он уже 30 лет живёт в Тель-Авиве), это достаточно редкая возможность окунуться в живительную атмосферу тех времён, когда импровизационное искусство ещё воспринималось как путеводная звезда среди серых шаблонов повседневности.
ДАЛЕЕ: подробности об артистах, контакты, билеты, ВИДЕО 

Слава Ганелин, Михаил Митропольский
Слава Ганелин, Михаил Митропольский

Слава Ганелин родился 17 декабря 1944 под Москвой, вырос в Вильнюсе, в 1968 окончил Литовскую консерваторию по классу композиции, но уже с середины 60-х выступал на джазовых фестивалях со своим трио. В 1969 начались выступления дуэта Ганелина с приехавшим из Архангельска барабанщиком Владимиром Тарасовым, а в 1971 к ним присоединился кларнетист Владимир Чекасин, вскоре ставший самым опасным саксофонистом «нового джаза». В 70-80-е годы трио Ганелина выступало почти на всех отечественных фестивалях, появляясь всякий раз с новыми «программами» (так они называли свои цельные концертные сюиты — «Ad Libitum», «Ex Libris», «Con Anima», «Poco A Poco», «Concerto Grosso», «Альбом для юношества», «Каталог» и др.). Прекрасное знание как академического, так и джазового авангарда XX века и свободное художественное мышление позволяло им создавать музыкальные картины, основанные на оригинальном переплетении фри-джаза, фольклора, модального джаза и композиторской камерной музыки. Трио Ганелина стало первой советской группой, покорившей Западную Европу — причём музыкой, не подражавшей известным американским образцам. Программы трио были изданы на 43 пластинках, позже многие были переизданы на компакт-дисках. Член Союза композиторов Литовской СССР Ганелин написал оригинальную музыку для более чем 30 фильмов, несколько концертов для отдельных инструментов, более 50 песен, музыку для театра. В 1987 он переехал в Израиль, впоследствии неоднократно приезжал в Россию с сольными концертами, выступал на европейских фестивалях в дуэтах или трио с европейскими и израильскими музыкантами. Он преподавал в Иерусалимской академии музыки и танца и уже 14 лет возглавляет проходящий в Иерусалиме фестиваль «Джаз-глобус».
ВИДЕО: Слава Ганелин в Москве. Сольная импровизация. 2011
httpv://www.youtube.com/watch?v=yX0zE_2K_Rw

Архангелогородский барабанщик Олег Юданов в последние годы регулярно работает с Вячеславом Ганелиным, прежде всего в трио с саксофонистом Алексеем Кругловым: этим составом они выступали в Китае на фестивале новой музыки в Шэньчжене и выпустили два альбома на Leo Records — «Russian New Music In China — Live In Shenzhen»  (2015) и «Us» (2016).

Слава Ганелин, Олег Юданов
Слава Ганелин, Олег Юданов

Недавно вышел в свет CD дуэта Олега Юданова и лидера трио «Второе приближение» пианиста Андрея Разина, которое существует в неизменном составе (Татьяна Комова — вокал, Игорь Иванушкин — контрабас) с 1998 г. и за 20 лет выступало в концертах и на фестивалях в России, Литве, США, Польше, Германии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Норвегии, Израиле, Китае.

Андрей Разин, Слава Ганелин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин
Андрей Разин, Слава Ганелин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин

В дискографии трио — 11 CD, его кредо воплощается в синтезе композиции и импровизации, в современной полистилистике новоджазовой сцены. Самый новый альбом трио, «Rezi Vár», вышел осенью 2017 и был рекомендован нашим изданием в декабрьском Europe Jazz Media Chart 2017.
ВИДЕО: «Второе приближение» — «Burlesque Rag»
httpv://www.youtube.com/watch?v=RmPZnXRNYlU

26 марта, 20:00, КЦ «ДОМ». Б. Овчинниковский пер 24/4, м. Новокузнецкая, тел. +7(495)953-7236. Стоимость билетов в кассе культурного центра в предварительной продаже — 600 ₽, в день концерта — 800 ₽. Стоимость электронных билетов 750 ₽, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.




реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.