Интервью «Джаз.Ру». Шведский пианист-импровизатор Стен Санделл: об инструментах, поэзии и полиритмии

0
реклама ооо \"мидэкспо\" erid: 2VtzqukPS7J
Jazz Sound Fest Hi-Fi High End Show 2023
Jazz Sound Fest Hi-Fi High End Show 2023
Jazz Sound Fest Hi-Fi High End Show 2023
Jazz Sound Fest Hi-Fi High End Show 2023

Как мы уже сообщали, 31 мая в Культурном центре «ДОМ» выступит скандинавский дуэт, стилистический диапазон которого можно описать терминами «новый джаз» и «свободная импровизация»: Лотте Анкер (Lotte Anker — саксофоны, Дания) и Стен Санделл (Sten Sandell — фортепиано, Швеция).

Вне пределов тех проектов, где Анкер и Санделл играют вместе, пианист весьма активен в области свободной импровизации. Он входил в один из составов основанного Матсом Густафссоном огромного Fire! Orchestra, а также играет с Густафссоном и шведским барабанщиком Раймондом Стридом в трио Gush, которое в этом году отмечает своё 30-летие. Ему случается выступать и с ветеранами американского и европейского фри-джаза, среди которых Роско Митчелл, Эван Паркер, Бобби Брэдфорд.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ДЖАЗ 100: СТОЛЕТИЕ РОССИЙСКОЙ ДЖАЗОВОЙ СЦЕНЫ 1922-2022
ДЖАЗ 100: СТОЛЕТИЕ РОССИЙСКОЙ ДЖАЗОВОЙ СЦЕНЫ 1922-2022
ДЖАЗ 100: СТОЛЕТИЕ РОССИЙСКОЙ ДЖАЗОВОЙ СЦЕНЫ 1922-2022
ДЖАЗ 100: СТОЛЕТИЕ РОССИЙСКОЙ ДЖАЗОВОЙ СЦЕНЫ 1922-2022
Sten Sandell (photo © Heiko Purnhagen)
Sten Sandell (photo © Heiko Purnhagen)

Перед выступлением в Москве шведский пианист, органист, исследователь природы звука Стен Санделл дал интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново.

Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото © Heiko Purnhagen, Klas Sandell
GD

Не могли бы вы рассказать, в чём особенность вашего дуэта с Лотте Анкер, стоит ли за ним какая-то идея?

— Мы принадлежим к одному поколению. Мы не так часто играем дуэтом, но работали вместе в нескольких ансамблях. Мы играем в квинтете Сусаны Сантуш Силвы, португальской исполнительницы на трубе, которая переехала в Швецию, это её совместный проект с контрабасистом Турбьёрном Цеттербергом. В первый раз мы выступили на фестивале в Тампере три года назад, эту запись мы выпустили на диске. Мы с Лотте работаем вместе также в большом ансамбле Пола Нильссена-Лава Pan-Scan Ensemble с большим количеством труб и саксофонов, в прошлом году вышел альбом. По-моему, мы сотрудничаем уже более двадцати лет. Датские, шведские и норвежские музыканты часто работают друг с другом — это что-то вроде скандинавского пула. И Копенгаген находится недалеко от Стокгольма. Идея позвать меня в Москву принадлежала Лотте.

Все ли ваши нынешние проекты построены на свободной импровизации?

— Я бы разделил своё творчество на две части. Я действительно много занимаюсь свободной импровизацией, но кроме того, я часто работаю с саунд-поэзией и с текстом. Недавно я был в Калифорнии, сначала участвовал в фестивале саунд-поэзии OpenMind, представлял там сольное произведение, а также выступал с норвежской певицей и композитором-электронщиком Туне Осе. После этого в Лос-Анджелесе я участвовал в двухдневном фестивале с Роско Митчеллом и Эваном Паркером, а также Бобби Брэдфордом и Хьеллем Нордесоном — у нас были сольные сеты и ансамблевые выступления в разных комбинациях. Когда я работаю с саунд-поэзией, я использую фортепиано и электронику, а также орган. Эта деятельность основана на исследованиях, которые я осуществлял при написании диссертации «Внутри тишины», а также исследовании «Музыка внутри языка». Здесь, в Швеции, существует традиция поэтических выступлений, похожая на американскую.

В этих проектах, связанных с саунд-поэзией, вы используете и свой собственный голос?

— Да, довольно часто, голос объединён с музыкой, которую я играю.

Есть ли в этих проектах что-либо, сочинённое заранее, или они полностью импровизационные?

— Иногда полностью импровизационные — это просто воспроизведение звуков внутри музыки. Иногда я работаю с собственными текстами и с текстами современных шведских поэтов, как, например, в дуэте с поэтом Фредриком Нибергом из Гётеборга.

Sten Sandell
Sten Sandell

ДАЛЕЕ: продолжение интервью, ВИДЕО 

Когда вы начали играть на органе? Есть ли у вас особый, собственный подход к игре на органе, или вы используете любые тембры и так далее?

— Для меня важно, что орган — духовой инструмент, я исследую взаимодействие с воздухом. Мой последний большой проект был посвящён исследованию современного органа на севере Швеции, в городе Питео, в Studio Acusticum. Я работал там в течение года и делал записи, чаще находясь внутри органа, чем снаружи. Я много исследовал возможности органа в зависимости от давления воздуха.

Стен Санделл
Стен Санделл

Вы также иногда используете ударные инструменты и какие-то ещё?

— В основном, орган и ещё один старинный инструмент, клавикорд. Сейчас у меня дома есть очень хороший клавикорд. Несколько месяцев назад у меня было сольное выступление на клавикорде в Висбадене. Сейчас я не так часто использую электронику, но раньше много работал с живой электроникой.

Что вы используете в записи «Stones with Stones»? Действительно настоящие камни?

— Да, эта запись состоит из звучания настроенных камней. Я наложил разные звуки друг на друга, так что получилось электроакустическое произведение.

Есть ли у вас ещё подобные записи звуков природных объектов?

— Нет, чаще всего я использую звучание фортепиано. Есть у меня запись только для голоса и электроники. Я много работаю над обработкой и изменениями звука, это уже практически сочинение музыки в реальном времени.

На вашем сайте написано, что на ваше творчество повлияли различные этнические культуры. Что вы можете сказать об этом?

— Я часто использую обертоновое или гортанное пение. Я заимствую что-то из вокальных техник Монголии, Тувы. Не подражаю тамошней музыке, но стараюсь вплести это звучание в свою работу. Кроме того, я много слушаю классической музыки Северной Индии, европейской музыки тринадцатого-четырнадцатого веков. Всё это находит отражение в моей музыке.

Как я понимаю, то, что вы играете на клавикорде, не похоже на старинную европейскую музыку. Тем не менее, испытываете ли вы влияние этой музыки, когда играете на клавикорде?

— Я испытываю влияние нескольких исполнителей, но на клавикорде я импровизирую. У меня есть также записи на органе-портативе, ещё одном старинном инструменте.

Изучая ваши многочисленные проекты и произведения, я обнаружил, что в названиях многих из них есть слово «borduna». Что это значит?

Borduna — это бурдон, так называется один из регистров у органа, в котором можно играть длинные низкие звуки, похожие на дрон.

Я хотел бы спросить у вас о записях, которые вы выпускали на лейбле Bauta Records. Насколько я понимаю, судя по другим дискам, которые выходили на этом лейбле, он специализируется, в основном, на авангардном роке.

— Да, это музыка, с которой я начинал в конце семидесятых годов. У меня по-прежнему есть связь с этой средой, у меня был недавно проект с барабанщиком Крисом Катлером, а в Стокгольме у меня будет концерт с Фредом Фритом и Сусаной Сантуш Силвой (концерт состоялся 20 мая — Г.Д.). Я очень люблю авангардную рок-сцену того периода, и мне кажется важным продолжать поддерживать с ней связь.

Стен Санделл в 1970-е гг. (фото: klas sandell)
Стен Санделл в 1970-е гг. (фото: klas sandell)

Связаны ли вы с миром современной академической музыки?

— Я безусловно нахожусь под влиянием этой музыки, в большей степени, чем импровизационной. Многие композиторы из Австрии и Германии, ансамбль Klangforum Wien — это музыка, которую я слушаю. Но я не играю такую музыку. Так же как я владею классической техникой игры на фортепиано, но не играю классический репертуар.

Могли бы вы назвать несколько имён или произведений, которые оказали на вас особое впечатление в последнее время?

— Например, Беат Фуррер, Георг Фридрих Хаас. Мне по-прежнему важно слушать Джона Кейджа, а самым важным композитором для меня в течение долгого периода является Мортон Фелдман. А также мой педагог, пианист и композитор Матс Персон и Кристине Шольц из Германии, с которыми я время от времени сотрудничаю. Американская музыка тоже — например, фортепианные сочинения Чарлза Айвза.

А из другой музыки, не академической?

— Я упоминал классическую музыку Северной Индии, она очень важна для меня. Японская музыка, корейская. А также музыка тех людей, с которыми я играю. Например, певица София Йернберг, Раймонд Стрид и Матс Густафссон, с ними я играю в трио Gush, а с Раймондом у нас несколько месяцев назад вышел альбом. Кроме того, я очень часто работаю с полиритмией, поэтому для меня очень важна Африка, откуда всё это происходит.
ВИДЕО: Стен Санделл — сольное выступление в клубе Kaleidophon, Ульрихсберг, Австрия, 2016

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.