In Memoriam. Тромбонист Билл Уотроус (1939-2018)

1
реклама
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото)
CM

2 июля в США скончался в возрасте 79 лет выдающийся джазовый тромбонист Билл Уотроус (Bill Watrous).

Уильям Рассел Уотроус III родился в Мидлтауне, штат Коннектикут, 8 июня 1939 г. Сын тромбониста, он учился игре на этом непростом инструменте с самого детства. Отслужив в Военно-морском флоте США, он брал уроки у джазового пианиста и композитора Хёрби Николса (1919-1963). В 1960-е Уотроус работал на нью-йоркской студийной сцене, играл буквально со всеми тогдашними звёздами, участвовал в ансамбле тромбонов под руководством своего старшего коллеги Кая Виндинга, в 1965-68 г. выступал в оркестре популярного телешоу, которое вёл один из самых влиятельных телепродюсеров США Мерв Гриффин, а в 1967-69 гг. был штатным музыкантом студийного бэнда медиакорпорации CBS.

Bill Watrous (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2005)
Bill Watrous (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2005)
реклама на джаз.ру
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019

Его первый сольный альбом, «In Love Again», вышел в 1967 г. на крошечной фирме грамзаписи MTA Records и сейчас представляет собой филофоническую редкость.

Уотроус сам определял себя как бибопового тромбониста, но когда настала эра фьюжн — участвовал в джаз-фьюжн-группе Ten Wheel Drive (1971). Впрочем, через пару лет он вернулся к мэйнстримовым звучаниям, создав в 1973 собственный оркестр The Manhattan Wildlife Refuge Big Band. Название буквально означало «Биг-бэнд заповедника дикой природы на Манхэттене»; это ироническое наименование, так как на Манхэттене, одном из самых урбанизированных городских районов в мире, никакого заповедника дикой природы нет, если не считать зоопарка в Центральном парке. В составе оркестра с ним записали два альбома для мэйджор-лейбла «Коламбиа Рекордз» маститые профи тогдашней нью-йоркской джазовой сцены, среди которых были пианист Дик Хайман, трубач Дин Пратт, саксофонист Фрэнк Перовски и тромбонист Уэйн Андре. Продюсером этих альбомов выступал один из зубров золотой эры рынка грамзаписи — Джон Хаммонд.
СЛУШАЕМ: Bill Watrous «4th Floor Walk Up» с альбома «Manhattan Wildlife Refuge» (Columbia Records, 1974)

Уотроус считался в то время одним из лучших тромбонистов в Нью-Йорке, обладателем уникального звука и выразительности игры на тромбоне.
ВИДЕО: Bill Watrous & Chick Corea «Nancy With The Laughing Face»
Уотроус — тромбон, Чик Кориа — фортепиано, Рон Картер — контрабас, Билли Кобэм — барабаны. Выступление на телевидении, 1976

ДАЛЕЕ: переезд в Калифорнию, преподавание, самые известные записи 

В конце 1970-х гг. Билл Уотроус переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, где продолжал работать как студийный музыкант. Хотя он регулярно выступал на джазовых фестивалях и в джазовых клубах, а также время от времени собирал под названием Refuge West Big Band («Биг-бэнд Западного заповедника»), общая заметность его на джазовом горизонте стала уменьшаться.
ВИДЕО: Bill Watrous and his Refuge West Band «Space Available», 1981

Он довольно редко выезжал из США: одна из самых интересных записей вне Америки была сделана им для западногерманского лейбла MPS в крошечном городке Филлинген, где его старый друг Кай Виндинг, он сам, немецкий тромбонист Альберт Мангельсдорфф и американский коллега Джиггс Уигэм записали альбом «Trombone Summit». Однако самой известной его записью стал его сольный альбом «A Time for Love» (1993, GNP Crescendo).
СЛУШАЕМ: Bill Watrous «A Time For Love»

В начале 2000-х, выступая на Международном джазовом фестивале Лайонела Хэмптона в городке Москоу, штат Айдахо, Билл с обезоруживающей простотой объяснил корреспонденту «Джаз.Ру», что ему приходится в жизни непросто: его сын долгие годы находился в пучине злоупотребления наркотическими веществами, и тромбонист, вместо того, чтобы заниматься своей музыкальной карьерой, делал всё, чтобы поддержать и спасти беспутного отпрыска.

Bill Watrous (photo © Cyril Moshkow, Jazz.Ru, 2005)
Bill Watrous (photo © Cyril Moshkow, Jazz.Ru, 2005)

Значительную часть его времени занимала передача искусства джазового тромбона следующим поколениям музыкантов: он выступал с мастер-классами по всему миру и много лет преподавал в Школе музыки им. Торнтона при Университете Южной Калифорнии. Именем Билла Уотроуса при его жизни был назван старейший джазовый фестиваль штата Техас, который проходит в городе Хантсвилл уже более 60 лет и представляет собой студенческий джазовый конкурс плюс выступления нескольких звёзд джаза; с 2010 г. фестиваль проводился в Университете им. Сэма Хьюстона и носил имя Уотроуса, который каждый год выступал на нём.

Предыдущая статьяEurope Jazz Media Chart, июль 2018: редакции джазовых журналов рекомендуют новые альбомы
Следующая статьяК августовскому фестивалю энтузиасты выпустят альманах «Эрмитаж. Джаз: серьёзное и курьёзное». Часть 1
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.