In Memoriam. Пианист и композитор Рэнди Уэстон (1926-2018)

0
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
Константин Волков KW

1 сентября в Нью-Йорке в возрасте 92 лет умер пианист и композитор Рэнди Уэстон (Randy Weston), мастер сплавов джаза с африканскими ритмами, кавалер французского ордена Искусств и литературы, лауреат высшего почётного звания для джазовых музыкантов в Америке — «Мастер джаза» Национального культурного фонда США (2001), а также «Джазовой премии» Ассоциации джазовых журналистов в категории «За вклад в течение жизни» (2015), награды «Зал славы» журнала DownBeat (2016) и премии «Легенда» Национального музея джаза в Гарлеме (2017). Его называли «послом африканской музыки в Америке», и о себе он говорил так:

Я делаю то, что делаю, чтобы все знали о самом естественном для нас культурном феномене — об Африке и её музыке.

Randy Weston
Randy Weston

Рэндолф Эдвард Уэстон родился 6 апреля 1926 в Бруклине (Нью-Йорк), где его отец, происходивший от эмигрантов из Панамы и Ямайки, содержал ресторан. Отец отправил сына учиться в одну из лучших бруклинских школ того времени — Школу для мальчиков в районе Бедфорд-Стайвезант, задолго до того, как этот старинный квартал превратился в одну из самых страшных трущоб Нью-Йорка. Рэнди изучал в детстве классическое фортепиано, но слушал и играл только джаз: наибольшее влияние на него оказал старший современник Телониус Монк. В годы Второй мировой войны Уэстон отслужил в армии и, вслед за отцом, стал владельцем ресторана в Бруклине, но уже в конце 1940-х его захватила работа в качестве джазового пианиста. В 1955 вышла его дебютная пластинка в качестве лидера, 10-дюймовый альбом «Cole Porter in a Modern Mood» (Riverside Records). Лучшим из ранних альбомов Уэстона считается «Little Niles» (United Artists, 1958).

С началом нового десятилетия его музыка приобрела новое направление: он заинтересовался африканскими ритмами. Альбом «Uhuru Afrika» (Roulette, 1961: название означает «Свобода Африка») представил одно из первых в современном джазе обращений к ритмам Чёрного континента — сюиту в пяти частях для джазового оркестра из 24 музыкантов. В двух треках альбома звучали стихи известнейшего афроамериканского поэта Лэнгстона Хьюза, посвящённые обретению несколькими африканскими странами независимости от европейских колониальных держав — настолько радикальные, что пластинка оказалась запрещена в Южноафриканской республике, где в то время господствовал режим «апартеида», расовой сегрегации, утверждавшей власть белого меньшинства.
СЛУШАЕМ: первая часть сюиты «Свобода Африка» — «Uhuru Kwanza»
перкуссия — Сахиб Шихаб

Сразу после выхода альбома Уэстон впервые посетил Африку, отправившись в Лагос (Нигерия) с делегацией афроамериканских культурных деятелей США. Впечатления от этой поездки вылились в 1963 г. в альбом «Music from the New African Nations featuring the Highlife», или просто «Highlife» (Colpix), в котором он впервые представлял американской публике стилистику «хайлайф», развивавшуюся в Западной Африке на стыке местной популярной музыки и американского джаза. Аранжировки для обоих этих альбомов выполнила тромбонистка Мелба Листон, с которой Уэстон часто работал. Оба альбома числятся среди лучших у Уэстона.
СЛУШАЕМ: «Caban Bamboo Highlife» с альбома «Highlife», 1963

ДАЛЕЕ: продолжение биографии Рэнди Уэстона 

В 1967 г. Уэстон во второй раз отправился в Африку. Маршрут делегации, в которой он принимал участие, пролегал по нескольким странам, и конечным пунктом было королевство Марокко, где в конце поездки Рэнди решил остаться на неопределённое время. Вскоре он открыл в городе Танжер собственное музыкальное заведение — African Rhythms Club, где, по его замыслу, должны были выступать принадлежащие к африканской расе артисты со всего мира: и из стран Африки, и из США. Уэстон провёл в Танжере пять лет и в 1972 г. вернулся в США, чтобы записать для лейбла CTI, во главе которого стоял продюсер Крид Тейлор, свой самый популярный альбом — «Blue Moses». Тейлор, активно разрабатывавший в те годы новое студийное звучание, десятилетия спустя ставшее прототипом так называемого «современного джаза», заставил Уэстона играть в этом альбоме на электропиано. «Я этому не обрадовался, — вспоминал музыкант, — но это мой единственный хитовый альбом. Людям нравилось». В записи альбома участвовали, помимо обширного оркестрового состава, барабанщик Билли Кобэм, басист Рон Картер, трубач Фредди Хаббард, саксофонист Гровер Вашингтон и флейтист Хьюберт Лоуз.
СЛУШАЕМ: весь альбом Рэнди Уэстона «Blue Moses», CTI, 1972

В 1970-80-е гг. Уэстон в основном записывался на небольших независимых лейблах, хотя в том же 1972 г. на мощной фирме грамзаписи Atlantic у него вышел интересный альбом «Африканская поваренная книга».
СЛУШАЕМ: заглавная тема альбома «African Cookbook», Atlantic, 1972
Уэстон — ф-но, Букер Эрвин — саксофон, Рэй Коупланд — труба, Вишну Вуд — контрабас, Ленни Макбраун — барабаны, Биг Блэк и сэр Харолд Мёррэй — перкуссия

Музыкальным директором и аранжировщиком студийных записей Уэстона в 90-е гг. стал саксофонист Талиб Кибуэ, известный также как Ти Кей Блю. Рэнди выступал как с джазовыми музыкантами, так и с представителями традиционной марокканской стилистики «гнауа», регулярно принимал участие в крупных концертах на межкультурных мероприятиях (например, на открытии Александрийской библиотеки в Египте или в Кентерберийском соборе в Англии) и вообще перешёл в категорию «титана джаза», признанного мастера, которым восхищаются не только за текущие достижения, но и, так сказать, по совокупности заслуг. Многие его темы — «Little Niles», «African Sunrise», «Blue Moses», «The Healers», но особенно «Hi-Fly» — вошли в число джазовых стандартов, которые активно изучают, исполняют и записывают более молодые музыканты.

Randy Weston (photo © Alan Nahigian)
Randy Weston (photo © Alan Nahigian)

Одной из последних его студийных записей стал дуэтный альбом с саксофонистом Билли Харпером — «The Roots of the Blues» (Sunnyside, 2013). Удивительно не то, что 87-летний мастер записал альбом — удивительно, что Уэстон и Харпер весь 2014 год гастролировали с этим материалом!
ВИДЕО: Рэнди Уэстон и Билли Харпер на Международном джазовом фестивале в Монреале, июль 2014

Своё 90-летие Рэнди Уэстон отметил сольным концертом в легендарном Карнеги-Холле в Нью-Йорке, но и после этого продолжал выступать, причём не только как музыкант: летом 2016 он выступал, например, с докладом на всемирной конференции Международного общества музыкального образования в Глазго (Шотландия). Его последним прижизненным релизом стал двойной альбом «Sound» (African Rhythms, 2018) с записью его сольного выступления на джаз-фестивале в Монтрё (Швейцария) в 2001 г. На этом фестивале он выступал много раз, в том числе и в год своего 90-летия (2016), совпавший с годом 50-летия фестиваля.
ВИДЕО: «Hi-Fly», Randy Weston African Rhythm Orchestra — выступление на Montreux Jazz Festival, 1985

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.