Как мы уже сообщали, в августе 2018 в команде «Радио JAZZ 89.1 FM» произошло важное изменение: должность программного директора станции занял Михаил Иконников.
«Джаз.Ру» регулярно освещает деятельность этой специализированной радиостанции. В эфире она с осени 2002 г. Летом 2014 г. станция вошла в состав «Мультимедиа Холдинга» («Наше радио», Best FM, Rock FM и другие медиаканалы). С этого момента эфир «Радио Jazz 89.1 FM» начал меняться, и радиостанция предприняла значительные усилия, чтобы стать более заметным игроком на музыкальном рынке — причём именно в джазовом его сегменте.
Михаил Иконников в радиоиндустрии уже не первый год и даже не первый десяток лет. Более того, он не посторонний и в джазовом сообществе. Когда в начале 1990-х в московском радиовещательном регионе заработали первые коммерческие FM-радиостанции, он дебютировал как автор и ведущий джазовой радиопрограммы: на популярном тогда «Радио 101» с января 1992 г. выходила его авторская программа «Джаз. Частная коллекция». После закрытия эфирного вещания «Радио 101» программа перешла на другие тогдашние FM-радиостанции, теперь уже тоже давно не действующие: сначала на «Рокс», а в 1997 — на «Престиж / НСН». За эту программу Михаил был удостоен высшей профессиональной награды в области радиовещания того периода — Премии Попова — за 1998 г.
Мало того, когда в московском радиоэфире осенью 2002 г. впервые возникло на частоте 89.1 FM «Радио Джаз» (именно эта радиостанция теперь, после смены собственника, называется «Радио JAZZ 89.1 FM»), Иконников имел непосредственное отношение к первоначальной стадии её запуска.
В новом столетии Михаил Иконников долгие годы был музыкальным директором общенациональной радиостанции «Маяк», вёл программы о джазе и на других радиостанциях ВГТРК: «Вести FM» и «Радио Культура». Джаз никогда не покидал сферу профессиональных интересов Михаила, который в последние годы занимает должность арт-директора музыкального фестиваля Koktebel Jazz Party.
Представляем вашему вниманию интервью Михаила Иконникова, которое взял у него главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. В конце текста можно целиком посмотреть интервью на видео.
Первый вопрос связан, конечно, с началом работы на «Радио Джаз» в качестве программного директора. Вопрос двусторонний: что на «Радио Джаз» совершенно точно изменится, и что совершенно точно НЕ изменится?
— Начну издалека. Есть два человека, которые помнят, что я делал эту радиостанцию в 2002 году. Это, собственно говоря, ты и я. (Смеётся) Я думал, что я один — оказалось, нет. Тогда было, конечно, гораздо проще — не было никаких сверхзадач. Мы просто делали первую, практически, джазовую радиостанцию. Хотя, быть может, это не совсем корректно, в связи с тем, что ещё было радио «Престиж» (1992-1997. — Ред.), на котором я работал благодаря и Вадиму Наливайко (уже покойному), и Михаилу Галичу… И когда в 2002 году возникла такая ситуация, что мне предложили делать [джазовую] станцию, я даже не уходил тогда с радиостанции «Маяк». Я понимал, что я хочу, и как музыкальная картинка должна выстраиваться.
По прошествии достаточно долгого периода времени ситуация здорово изменилась — в связи с тем, что, во-первых, у «Радио Джаз» на сегодняшний день достаточно высокий рейтинг. Это чётко коммерческая радиостанция, коммерческая история, и я могу поставить в эфир музыку Юсефа Латифа, Эрика Долфи, Роланда Кёрка, но рейтинг я этим буду сажать. Поэтому задача не очень простая: сохранить рейтинг, но в то же время по звучанию сделать радиостанцию более джазовой.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Михаила Иконникова, ВИДЕО
Может быть, какими-то хитростями, подменами. Взять какого-нибудь Куинси Джонса попсового периода, убрать просто соуловые вещи и подменить исполнением его биг-бэнда. Такие какие-то хитрости.
Что изменится совершенно точно? В каждом часу у нас есть блюзовая составляющая, блюзовый блок. На мой взгляд, на моё ухо, он очень сильно вываливается из общего звучания радиостанции. Ты прекрасно сам знаешь блюз, хорошо разбираешься, написал не одну книжку… к сожалению, я здесь вынужден буду идти по такому пути, чтобы аутентичный блюз — то, что мы любим, родоначальников — убирать, потому что они, как бы это сказать, бросаются в уши, что называется. И, опять же в ракурсе того, что станция коммерческая, мы должны будем звучание всё-таки выстроить более ровно. Поэтому, условно говоря, Уилли Диксона (продюсер и музыкант классического периода чикагского блюза 1940-60-х гг. — Ред.) я сейчас заменяю Аной Попович (живущая в США исполнительница современного блюза родом из Сербии. — Ред.). Я понимаю, что любитель блюза Андрей Евдокимов (ведущий программы «Весь этот блюз» на радиостанции «Эхо Москвы» — Ред.) меня прибил бы сейчас, но это объективно так нужно сделать.
Второй момент, который будет совершенно точно изменён. Сейчас запишем много-много айдишек (заставок. — Ред.): у нас тут есть рубрика, и она хорошая — «Легенды джаза». Я считаю, она несёт некий образовательный момент. «Легенды джаза» не могут ограничиваться Гленном Миллером, Бенни Гудманом, Эллой Фицджералд — и всё. Для меня Арнетт Кобб, Бадди Тэйт, Джимми Смит — это такие же «Легенды джаза». Поэтому те вещи, которые доступны — чтоб человек не выключил, скажем так — вот этих всех персонажей будут туда добавляться. Из Кенни Бёррелла что-то, потихонечку, потихонечку… Эта рубрика будет гораздо шире. Может быть, даже… сейчас она два раза в час идёт — я думаю, это будет достаточно интересно.
И связанный с этим вопрос: остаётся ли «Радио Джаз» все 24 часа в сутки насквозь в формате музыкального потока или будут какие-то изменения форматного характера?
— На данном этапе я честно скажу: я не успел ещё толком вникнуть в ситуацию. Я, конечно, послушал радиостанцию, я знаю, что мне нравится, что мне не нравится. Например, безумное количество каверов («оджазированных» версий поп-песен. — Ред.) мне не очень нравится. Их слишком много, и они не все удачные. Я понимаю, что это такая «цеплялка» для людей: о, знакомая вещь, но в чьём-то другом исполнении! — но когда их по три, по четыре подряд, то это… Я не понимаю, зачем их столько.
А что касается непосредственно потока — мы сейчас будем придумывать какие-то вещи. Я очень хочу сделать — это давнишняя мечта, я разговаривал об этом с разными людьми ещё до пришествия сюда — я хочу сделать живую программу, чтобы музыканты приходили и играли. Наши.
Ты знаешь, многие присылают записи и хотят, чтобы они попали в ротацию; но моя жизнь превратится в ад. Ребята — и не только ребята, но и взрослые дядьки — будут звонить мне и спрашивать: ты во сколько меня поставишь, я должен сказать жене, чтобы она услышала?
Я этого не хочу. Я не хочу ставить джаз по какому-то национальному признаку. Он либо подходит для эфира, либо не подходит для эфира. Поэтому я хочу, чтобы наши музыканты получили возможность приходить сюда, в концертную студию, ведь «Радио Джаз» существует в холдинге, в котором ещё «Наше радио», Rock FM и «Наше ТВ» (которое, насколько я знаю, есть в некоторых цифровых пакетах). С картинкой, полноценная программа. Я ещё не понимаю, какая. Часа мало, по идее; может быть, это будет полуторачасовая программа, может быть — двухчасовая. Может, на телевидении она будет длиннее, а на радио чуть короче, подрежем. Не очень принципиально, лайв, не лайв (в прямом эфире или нет. — Ред.), но она будет регулярной, я надеюсь.
Когда стартует — пока не знаю. Сейчас все из отпуска вернутся, сядем и обсудим. Мне кажется, это красивая вещь для радиостанции с названием «Джаз». Название «Джаз» обязывает. Понимаешь, можно делать «Монте-Карло», условно говоря; можно делать Relax FM — но ты можешь поставить туда и AC/DC, для кого-то это тоже будет «релакс». Так вот это вот слово «Джаз» — оно тебя всё-таки загоняет в определённые рамки. Но для меня это не самая большая проблема.
Проблема в том, чтобы поняли, что я хочу сделать, и с двух сторон! Ну, ты знаешь мои отношения с людьми: я давно в джазовом процессе, может — не так глубоко, как ты, и пользы от меня меньше, но ответственность у меня двойная. И перед слушателями, которые слушают радиостанцию как фон — я в этом не вижу абсолютно ничего страшного; и в то же время перед джазовыми музыкантами, большинство которых я знаю. Надо будет всё время балансировать, чтобы меня не «послали» ни те, ни другие. Как-то так!
ВИДЕО: смотрим интервью Михаила Иконникова
httpv://www.youtube.com/watch?v=jujLt2SCpKA
Не надо блюз убирать пожалуйста, блюз придает пикантность. Эфир и так очень ровный, без блюза совсем уснут все, а так как многие слушатели за рулем, это может быть опасно. В основном вечером и ночью слушаю.
Михаил, во-первых, рад Вашему назначению. Изменение контента в сторону джаза уже заметно.
У меня вопрос, который я уже задавал на сайте, но ответа не получил:
почему некоторое время назад перестал функционировать RDS? Слушаю в машине.