Конец года! 2018: десять альбомов русского джаза от редактора «Джаз.Ру»

4
Кирилл Мошков (фото: Britney Young)
Кирилл Мошков (фото: Britney Young)

Все сейчас составляют списки чего-нибудь хорошего за 2018 год. Решил составить свой список и ваш покорный слуга — под названием «2018: десять альбомов русского джаза». Это не полный список российских джазовых релизов 2018 года, ведь их было намного больше. И тем более это не список «лучших альбомов». Это те 10 работ российских джазовых музыкантов, что вышли в 2018 году и привлекли моё внимание, показались лично мне значимыми. Это альбомы, которые мне хотелось рекомендовать послушать другим — и не только российским слушателям, но и всему миру. Я сознательно не употребляю слов «понравилось» и «не понравилось», но уж за что я отвечаю — это что каждый из десяти перечисленных далее альбомов вполне конкурентоспособен на мировом рынке. Ничего нет удивительного в том, что в части описаний альбомов я использовал цитаты из самого себя: мне уже приходилось писать для «Джаз.Ру» о большей части этих записей.

2018 RUSSIAN JAZZ

Dmitry Ilugdin Trio «Reflection» (ArtBeat Music)

ОБЛОЖКАНовый альбом трио пианиста Дмитрия Илугдина (Виктор Шестак — бас, Пётр Ившин — барабаны) представляет авторскую музыку Дмитрия, в которой, с одной стороны, есть множество хитро придуманных и умно устроенных поворотов, смен направления, перепадов динамики, настроения и типов ритмического движения, а с другой — постоянно ощущается яркая мелодическая основа. Мелодика Илугдина идёт от богатейшей русской академической традиции, но органично опирается на современную, устремлённую в настоящее ритмическую основу мировой (прежде всего европейской) джазовой идиомы.

СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Pavel Skornyakov Quartet «Early Season» (Nagel Heyer Records)

ОБЛОЖКАДебют московского саксофониста Павла Скорнякова на гамбургском лейбле Nagel Heyer Records называется «Начало сезона», ведь материал был написан Скорняковым в молодые годы, много лет назад, ещё в Уфе. В столице яркая, захватывающая игра Павла звучит в очень разном стилистическом контексте, но дебютный альбом возвращает к корням: хотя весь он состоит из авторских композиций Скорнякова, запись показывает его как знатока мэйнстримовой джазовой стилистики. В этом, безусловно, сказывается влияние музыканта, ставшего инициатором записи этого альбома: 48-летний германский контрабасист Мартин Ценкер сподюсировал работу молодого коллеги и играет в ней вместе с британским басистом Полом Кёрби и московским барабанщиком Александром Зингером.
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Oleg Grymov Quintet «Masala Life» (Fancy Music)

ОБЛОЖКАВиртуозный саксофонист и композитор Олег Грымов — солист и концертмейстер группы саксофонов Государственного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема. Его основной инструмент — альт-саксофон, но на концертах Олег использует также кларнет, сопрано-саксофон, бас-кларнет и флейту — и не просто использует как тембровую краску, но виртуозно владеет ими. Дебютный альбом в 42 года — своего рода тренд для продвинутых джазовых солистов последнего времени: «Жизнь со специями» показывает не просто солиста, великолепно владеющего выразительными средствами, но интересного автора, который пишет передовой современный джаз, да ещё и пронизанный мотивами и влияниями мировой музыки самого широкого спектра.
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Sasha Mashin «Outsidethebox» (Rainy Days Records)

ОБЛОЖКАКазалось бы, при чём тут ящик? Всё просто: название альбома (произносится «аутсайд-зе-бокс») — английская идиома, означающая буквально «вне коробки», «снаружи ящика», а в переносном смысле — «независимое мышление», «новые, неожиданные идеи». К своему 41-летию барабанщик Саша Машин набрал не только огромный опыт игры с массой известных российских, европейских и американских джазменов, но и достаточно смелости, чтобы оторваться от джазового консерватизма и собрать на своей дебютной записи в качестве лидера таких же мастеров, балансирующих на грани между современной джазовой традицией и интеллектуальным передним краем современной импровизации, в диапазоне от «русской звезды американского джаза» трубача Александра Сипягина до питерского покорителя лондонской сцены саксофониста Жени Стригалёва.
СЛУШАТЬ В ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

LRK Trio «Urban Dreamer» (Losen Records / Butman Music)

ОБЛОЖКАПонятно, что на Западе произнести «Лебедев-Ревнюк-Кравцов» вряд ли кто сможет. Поэтому для продвижения на мировом рынке пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов придумали название-аббревиатуру, под которым выпускают уже второй альбом параллельно на норвежском лейбле «Лусен Рекордс» и российском «Бутман Мьюзик». Самый экспортируемый в 2017-18 гг. состав в российском джазе — вовсе не обычное джазовое трио с пианистом. И дело тут даже не в том, что это открытый состав, с которым на сцену, в зависимости от решаемых творческих задач, может выйти и струнный квартет, и приглашённые солисты. И не в том, что они искусно комбинируют тембры множества инструментов, которыми владеют. Дело в том, что трио, оставаясь на твёрдом основании джазового искусства, органично сочетает в своей музыке элементы множества других видов музыки — и академической, и современной. Их музыка непросто устроена, но это не сложность ради сложности, это просто огромное мастерство в реализации ярких музыкальных идей. И над этими идеями доминирует щедрое мелодическое богатство, которое не даёт слушателю забыть, что играет ансамбль из России, чья музыка основывается на богатейшем наследии русской музыкальной культуры.
СЛУШАТЬ В APPLE MUSIC | СЛУШАТЬ В SPOTIFY

Алексей Кузнецов и друзья «Happy Jazz Day» (ArtBeat Music)

ОБЛОЖКАПервый за двадцать лет новый студийный альбом легендарного советского джазового гитариста, отметившего этой осенью 77-летие. Продюсер Николай «Биг Ник» Богайчук записал Алексея Алексеевича в новейшей московской студии «СинеЛаб СаундМикс» с отличным ансамблем постоянных партнёров, среди которых и ученик Кузнецова — гитарист Максим Шибин, и пианист Алексей Подымкин, и доцент Гнесинской академии контрабасист Евгений Онищенко, и барабанщик Вартан Бабаян. Сразу надо сказать, что в этом альбоме нет никакого новаторства, никаких поисков новых выразительных средств — только чистейшей воды, высшей пробы джазовый мэйнстрим, вечный, как сама музыка. И это прекрасно.
СЛУШАТЬ НА BANDCAMP

Анна Бутурлина «Осторожно <музыка>» (Мелодия)

ОБЛОЖКАМатериал для этого альбома вокалистка, которую принято именовать «золотым голосом российского джаза», записала довольно давно — в 2011 г., а потом несколько лет искала подходы к тому, как очистить права на материал советских и зарубежных композиторов, использованный в записи. Наконец, выпуск альбома взяла на себя легендарная «Мелодия», и запись появилась на носителях и цифровых платформах. Материал в значительной степени эстрадный, но из той части продукции советской эстрады, что писалась искушёнными профессионалами, которые знали и ценили джаз — даже в двух номерах авторства барда Сергея Никитина в гармонии сплошь и рядом встречаются вполне джазовые секстаккорды, нонаккорды и т. п., поэтому музыка интересно «джазируется» — и у Бутурлиной это звучит весьма органично и увлекательно.
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Sergey Hutas «Time» (Hutas Music)

ОБЛОЖКАКонтрабасист Сергей Хутас — очень востребованный инструменталист: широкая публика знает его как участника проектов Андрея Макаревича, как соавтора проекта «Визбор V.S. Хутас» с певицей Варварой Визбор… Но он прежде всего джазовый инструменталист, и его второй авторский альбом вполне это доказывает. Тонкая, практически интуитивная, почти не фиксируемая в нотах работа с музыкальным временем — то, что отличает джаз от других видов музыкального искусства, то, что делает его таким особенным, таким таинственным. Конечно, только в том случае, когда музыканты ансамбля живут и дышат одним музыкальным временем. И новый альбом Сергея Хутаса — как раз такой случай: основа ансамбля — взаимодействие его контрабаса, барабанов порывистого, импульсивного Саши Машина с его замысловатыми суперсовременными полиритмами и рояля Евгения Борца, с которым у Хутаса за два десятка лет совместной работы сложилось почти телепатическое взаимодействие, плюс изысканная игра солистов — гитариста Максима Шибина, саксофониста Павла Скорнякова, трубача Алекса Сипягина
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Kle2Go «To Do Or Not To Do» (ArtBeat Music)

ОБЛОЖКАНет, это не джазовый мэйнстрим. Каждый из трёх участников Kle2Go — один «Кле», то есть мастер игры на фольклорных деревянных духовых и на кларнете Сергей Клевенский, и два «Го», то есть басист Антон Горбунов и вибрафонист Владимир Голоухов — полистилистические универсалы, игравшие, каждый в своей жизни, и академическую музыку, и рок, и этнику, и джаз, и фьюжн. Всё это слышно и в их совместной музыке — всё это плюс захватывающий мелодизм, крепкое владение импровизационными языками разного происхождения (от бибопа до фолка) и, самое главное, то и дело проглядывающая в их игре всепобеждающая самоирония. Конечно, они демонстрируют мастерство; конечно, они много и с удовольствием играют с жанровыми шаблонами, тасуя и перемешивая их — но самое главное, что в чисто инструментальной музыке они умеют ярко и подробно рассказать историю, достучаться до эмоций слушателя.
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

Алексей Козлов и трио Второе Приближение «Обэриуты» (ArtBeat Music)

ОБЛОЖКАДесять лет назад отец-основатель советского фьюжн, саксофонист и композитор Алексей Козлов, наконец нашёл партнёров, с которыми смог реализовать давно лелеемый им проект с музыкой на стихи «обэриутов» — членов ОБЭРИУ (Объединения Реального Искусства), группы ленинградских поэтов и писателей, существовавшей в Ленинграде с 1927 и до разгрома всех литературных организаций, не вошедших в Союз советских писателей в начале 1930-х гг. Хармс, Введенский, Заболоцкий были в большой моде в годы «перестройки» 80-х, но даже тогда Козлов не нашёл единомышленников для адекватного отображения их текстов в музыке: джаз-рокеры и фьюжн-музыканты не были готовы так далеко уходить за пределы уютных канонов своих быстро костенеющих жанров. Единомышленники нашлись в лице членов «Второго Приближения» — пианиста Андрея Разина, контрабасиста Игоря Иванушкина и вокалистки Татьяны Комовой, которые с 1998 г. работают на тонкой грани между джазом, современной композиторской музыкой, этникой и свободной импровизацией. Остановились на стихах Николая Олейникова и Николая Заболоцкого. Альбом был записан и некоторое время лежал на полке, пока в 2018 музыкальное издательство ArtBeat Music не взялось выпустить его в рамках целой серии релизов к 20-летию «Второго Приближения». И оказалось, что в 2018 году его материал звучит пугающе актуально и едва ли не более современно, чем это могло было быть сделано даже в годы «перестройки».
СЛУШАТЬ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяМузыкант о музыке. Пианист Евгений Лебедев о концерте дуэта Аркадий Шилклопер — Вадим Неселовский
Следующая статьяДжаз-фестивали-2018. Десятый Live in Blue Bay в Коктебеле
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Замечательно!!!
    Но!!!
    Самое интересное в другом — на волнах единственного джазОвого FM радио в нашей стране, всего этого не услышишь! Там звучит преимущественно заокеанский контент, прикрываемый коммерческой составляющей всего радио. А как же в своё время напрягались ВСЕ наши именитые джазмены, чтобы эта чистота была именно джазовой?
    Вот такая правда жизни!

    • Николай, мы, к сожалению, не можем ответить на Ваш вопрос — мы же никак не связаны с Радио Джаз (кстати, это не единственная джазовая радиостанция в России, не обижайте Радио Эрмитаж). Думаем, Ваш вопрос нужно задать программному директору Радио Джаз — Михаилу Иконникову — через соцсети или сайт радиостанции.

    • «…..единственного джазОвого FM радио» что значит единственного? Станций несколько…

      • Например? Хоть ещё одну станцию джазового формата в московском регионе назовёте?

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.