5 февраля в Еврейском культурном центре на Никитской им. Ральфа Гольдмана в рамках джаз-гостиной Михаила Митропольского «Импровизация нового века» выступит «Три О» — легендарный новоджазовый коллектив, который в 80-90-е годы прошлого века был одним из самых известных новоджазовых составов СССР и постсоветской России.
Сейчас «Три О» — это бессменный лидер Сергей Летов (баритон- и сопранино-саксофоны, флейта, шалюмо), Аркадий Кириченко (бас-труба, вокал) и Юрий Парфёнов (труба, флюгельгорн, альтгорн). Кроме того, в концерте примет участие специально приехавший из Германии ещё один бывший участник коллектива — фаготист Александр «Фагот» Александров.
В 70-е годы прошлого века советский джаз получил мощный импульс к развитию творческой музыки с собственным лицом. Два последних десятилетия новой музыки СССР были интереснейшим временем.
Говорит Сергей Летов:
— Характерно, что тогда (в 70-80-е годы прошлого века. — Ред.) авангардисты разных жанров в СССР были дружны между собой. Музыканты посещали неофициальные выставки и мастерские художников-неформалов, которые, в свою очередь, ходили на различные подпольные концерты. Начав играть авангардный джаз, я вдруг попал в новое окружение. Я познакомился с Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым, Софьей Губайдуллиной, Алексеем Любимовым, Анатолием Гринденко. У меня появились друзья среди художников-авангардистов, будущих героев «бульдозерной выставки» на Юго-Западе Москвы. В мастерских у Юрия Купера, Ильи Кабакова, Александра Блоха и многих других собирались музыканты, поэты и писатели, слушали магнитофонные записи, обменивались самиздатом. И авангардная музыка тогда была нормальным, актуальным явлением, понятным и близким. В позднесоветские времена ситуация в отечественной культурной политике менялась от полного запрета современной «буржуазной музыки» к какому-то попустительству, своего рода эксперименту спецслужб.
Среди рождённых тогда художественных образований надо назвать трио «Три О», в которое вошли саксофонист Сергей Летов, валторнист Аркадий Шилклопер и тубист/вокалист Аркадий Кириченко. Впоследствии с «Три О» сотрудничали фаготист Александр «Фагот» Александров и фри- и этно-джазовый трубач и флюгельгорнист Юрий Парфёнов (который при этом всегда оставался солистом джазового оркестра Олега Лундстрема, в котором играл джазовый мэйнстрим).
«Три О» не было первым в череде ансамблей советского импровизационного «андеграунда», но выделялось и стилистикой, и изменчивостью состава. С 80-х ансамбль завоевал признание в среде художественного «подполья», выступал на выставках, литературных вечерах, фестивалях современного искусства и т. п.. С 1986 «Три О» участвует в джаз-фестивалях и гастролирует в СССР и затем по всей России, а также в Узбекистане и Украине; выступает в Польше, Болгарии, Швейцарии, Австрии, Германии, Италии, Финляндии, Франции, США, было частью шоу Сергея Курёхина «Поп-Механика», с которым выступало в Европе, гастролировало и с датским гитаристом Пьером Дорхом и его New Jungle Orchestra — в России, Дании (в том числе перед датской королевой) и Германии.
— Конечно, не обязательно быть афроамериканцем, чтобы применять структуру, стратегии, и свободу джаза. В этой связи особенно обращает на себя внимание небольшой ансамбль — «Три О», ведомый сопрано-саксофонистом/флейтистом/бас-кларнетистом Сергеем Летовым… который основывается на своих собственных мотивах и на собственном словаре. Их музыка базируется на персональном и социальном опыте, генерируемым той же верой в спонтанное, самосознающее высказывание и жизненный импульс, которые создали самый ранний джаз и которые поддерживают новейший джаз.
Ховард Мандел, журнал DownBeat, сентябрь 1988
ВИДЕО: 30-летие «Три О»
httpv://www.youtube.com/watch?v=Fqr74q47alc
5 февраля, 19:00, Еврейский культурный центр на Никитской им. Ральфа Гольдмана: ул. Б. Никитская, 47, стр. 2 (м. Краснопресненская / Баррикадная), тел. (495)787-4560, (495)787-4567
Билеты онлайн (600 ₽, для студентов и пенсионеров скидка 30%)